Гринберг Э.

История еврейского народа в эпоху Второго Храма

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ВТОРАЯ ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА

ГЛАВА VII ВОССТАНИЕ БАР-КОХБЫ (132-135 ГГ.)

1. Обстановка накануне восстания.

2. Ход восстания.

3. Причины поражения и историческое значение восстания.

1. После разрушения Второго Храма восстания евреев не прекращались. Имеются определенные основания полагать, что небольшие восстания происходили уже во времена императора Домициана, преследовавшего всех потомков царя Давида, намереваясь раз и навсегда положить конец надежде народа на пришествие Мессии, потомка Давида. Он успокоился только тогда, когда убедился, что родня Иисуса Христа, тоже претендовавшего на роль Мессии, - самые простые, необразованные люди, без всяких политических притязаний. Преследования со стороны этого императора имели характер явно политический и были, по-видимому, вызваны восстанием или боязнью его.

При императоре Траяне в 115-117 гг. начинается обширное восстание евреев в Египте и Киренаике, на Кипре и в Месопотамии. Особенно разрослось восстание в Киренаике, где оно приняло размеры настоящей войны между евреями и неевреями. Во главе повстанцев стоял Андреас, или Лукуас. Кассий Дион приписывает еврейским повстанцам страшные зверства. Тут, по-видимому, не обошлось без некоторого преувеличения, но и само это преувеличение свидетельствует о большом кровопролитном восстании. Сравнительно недавно найдено новое убедительное доказательство того, что восстание действительно имело место. Итальянские исследователи нашли в 1916 году при прокладке новой улицы две римские надписи, относящиеся к 118-119 гг., то есть ко времени императора Траяна, одна из которых гласит: "Исправленная дорога /улица/, которая была разрушена и приведена в негодность во время иудейского восстания". Согласно другой, Траян "приказал городу киренейцев отремонтировать баню с галереями и залами для игры в шары и со всем, что прилагается к ним - все, что было разрушено и сожжено во время иудейского восстания". Это является веским подтверждением правдивости рассказов Кассия Диона и Евсевия о еврейском восстании во время Траяна, даже если, описывая жестокости, Дион допускает известную гиперболизацию.

В конце правления Траяна беспорядки отмечались также на Кипре, в Месопотамии и Палестине. Это и была упоминаемая в мидраше Седер Олам-рабба и Мишны "война Титуса" /имя Квиетус было немного искажено под влиянием более известной "войны Титуса", т.е. Тита/. В этой войне крупным еврейским общинам диаспоры - в Египте, Киренаике, на Кипре, в Месопотамии, а также и евреям Палестины был нанесен тяжелый урон,

И вот, не прошло и 15 лет, как вспыхнуло новое восстание - самое большое и последние из вооруженных восстаний в Палестине - восстание Бар-Кохбы.

О вожде восстания Бар-Кохбе сохранились скудные сведения. Сказания о нем в Талмуде и Мидраше имеют характер легенд.

Под своим именем он фигурирует только в еврейских и христианских источниках. Греческие и римские источники, которые рассказывают о восстании, в частности, бедственными, чем результаты предыдущих и последующих мятежей. В отличие от примиренческих тенденций и готовности подчиниться "Римскому мир/', преобладавших в различных общественных кругах других восточных стран, еврейское руководство категорически отказалось признать политическую гегемонию Рима и его социальный строй. Поэтому мятежи других племен и народов, носившие политический и экономический характер, столь отличны от еврейских войн, которые велись во имя национального освобождения и участники которых были воодушевляемы моральными идеалами и эсхатологическими чаяниями.

В 117 году на римский престол вступил император Адриан. В первые годы своего правления он стремился восстановить и упрочить мир на Востоке и был готов считаться с национальными особенностями, стремлениями и нуждами провинций. В этой атмосфере ожили и надежды евреев. Стали распространяться слухи о том, что император обещал возвратить им Иерусалим и разрешить восстановление Храма, что даже начались работы по отстройке города. Возможно, в этих слухах была доля правды.

Однако то ли из-за чрезмерного оживления среди, казалось бы, покоренных евреев, то ли из-за перемены во взглядах императора, он отступился от своего намерения и решил придать Иерусалиму римский характер с его языческим культом, наподобие других отстроенных им на Востоке городов, не считаясь ни с историей этого города, ни с местом, занимаемым им в мыслях и чаяниях евреев. Тенденция к насильственной ассимиляции евреев проявилась в запрещении обряда обрезания. Император подвел этот обряд под закон, запрещавший кастрацию и каравший ее смертной казнью, хотя он вполне сознавал, какое огромное значение имел обряд обрезания для евреев и каким ударом окажется для них запрет. Такого рода меры Адриана, естественно, привели к сильному брожению. Евреи стали готовиться к войне с Римом.

Покуда Адриан оставался на Востоке /до 131 года/, недовольство не проявлялось открыто, но как только император вернулся в Рим, вспыхнуло восстание, принявшее широкие размеры /132 г./. По словам римского историка Диона, "восстание причинило огромный ущерб Риму; вдобавок и немало иноверцев оказало им (евреям Палестины) действенную помощь". Самаритяне, населявшие центральный гористый район Палестины, тоже приняли участие в борьбе.

2. Вначале Бар-Кохба вел партизанскую войну одиночными отрядами, которые устраивали засады и нападали на врага, не давая покоя его войскам. Повстанцы прятались в пещерах и подземных ходах, крепостях, ущельях и на горах и боролись как за веру, так и за свободу. Они избегали открытого боя с римлянами, но и партизанской войной они истребили большинство не очень крупных римских отрядов и мало-помалу захватили всю страну. Иерусалим тоже был захвачен ими и очищен от вражеской скверны. Уже в первый год восстания мы находим на лицевой стороне монет надпись "Иерусалим", а на оборотной стороне - "Первый год избавления Израиля"; на монетах второго года - "Второй год свободы Израиля". Обнаружена также монета, на которой вычеканена надпись "Шимон", а на другой стороне - "В честь освобождения Иерусалима". Все эти монеты не могут относиться ко времени разрушения Второго Храма. Значит, и Иерусалим был в руках Шимона Бар-Кохбы. Возможно, тогда было заложено основание нового Храма, хотя, конечно, в такое тяжелое время он не мог быть полностью восстановлен.

Сначала Адриан не относился серьезно к партизанской войне. Для него это были беспорядки, вызываемые "горячими головами" и "возбужденными экстремистами", Прокуратор Иудеи Тиней Руф, которого негодующие евреи прозвали тираном Руфом, попытался потопить мятеж в крови, но это ему не удалось. Мятеж распространился не только по Иудее, Самарии и Галилее, но, как пишет Дион Кассий, "можно сказать: содрогнулся весь мир". Как видно, римляне боялись восстания многочисленного населения в Египте, на Кипре, в Месопотамии и в других странах, которое еще недавно, при Траяне, вело упорную войну с греками и римлянами - "войну Титуса" - и бунтарство которого еще не утихомирилось. Возможно, евреи установили связи и с другими народами, врагами Рима. К сожалению, мы не имеем достоверных данных относительно этого. Если бы война Бар-Кохбы имела такого историка, как Иосиф Флавий, возможно, мы убедились бы в том, что эта последняя политическая и религиозная война в Палестине по героизму и трагизму не уступала Великой Иудейской войне с Римом во время Иоханана Гисхальского и Шимона Бар-Гиоры.

Войска Бар-Кохбы проявили в войне небывалый героизм, воспетый и гиперболизированный в легендах. Например утверждали, что каждый из двухсот тысяч воинов Бар-Кохбы был способен на скаку выкорчевать ливанский кедр. Мятеж уже вызвал беспокойство римских полководцев, и на помощь "тирану Руфу", прокуратору Иудеи, пришел римский наместник Сирии Публиций Марцелл, но командование оставалось, как видно, в руках Руфа. И Публиций потерпел неудачу. Успехи Бар-Кохбы поразили мир. Усиливалась вера в то, что он - царь-Мессия, который избавит еврейский народ, а может быть, и весь порабощенный мир, ибо именно в этом состоял смысл еврейского понятия "Мессия".

Риму был нанесен серьезный удар. Империя посылает на войну в Палестину большую армию - по крайней мере, четыре легиона. Сирийский флот также участвует в военных действиях. Адриан отправляет своих лучших стратегов против мятежников. Он отзывает из Британии блестящего полководца Юлия Севера, который и положил конец этому большому восстанию. По-видимому, Адриан сам прибыл на короткое время для наблюдения за ходом тяжелой войны.

Юлий Север прибег к известному римскому приему: прежде всего уничтожить рассредоточенные силы противника в бунтующей стране, добиться концентрации главных сил повстанческой армии в одном месте, а потом разгромить их одним мощным ударом. Так мы узнаем о героических подвигах Бар-Дромы /которого напрасно отожествляют с Бар-Кохбой/ в сражениях на Царской горе /Тур-Малка/ и о самоотверженности двух других бойцов в Кфар-Харубе. Но весь этот героизм неорганизованных отрядов не мог противостоять сильным и многочисленным римским полкам.

Север постепенно уничтожил разрозненные отряды и захватил различные крепости по всей стране : Кавул, Сихин, Магдалу /Мигдал ха-Цаббаим/ и другие и таким образом вынудил Бар-Кохбу сосредоточить свою армию в одной крепости - Бейтаре /вернее, Бейт-Торе - по Иерусалимскому Талмуду; по-гречески - Беттер/.

Бар-Кохба считал, что для того, чтобы защитить столичный город, необходимо отдалить от него насколько возможно линию фронта. Поэтому Бар-Кохба укрепился в крепостном городе Бейтаре на расстоянии трех часов ходьбы к юго-западу от Иерусалима. Там до сих пор есть место, называемое по-арабски Хирбет ал-Яхуд /"Еврейские развалины"/; при раскопках там была найдена монета с вычеканенной надписью "Шимон", там же были обнаружены надписи двух римских легионов. Место представляет собой естественное укрепление, а там, где теперь руины, которые и по сей день называются "Еврейские развалины", видимо, была крепость, сооруженная повстанцами или их предшественниками. Эта крепость должна была служить наиболее надежной защитой Иерусалиму. Лучше, чтобы Бейтар стал мишенью для боевых ударов противника, а не святой Иерусалим. Ведь если падет Иерусалим - погибнет все, тогда как падение Бейтара не так страшно. Но Бар-Кохба просчитался: с падением Бейтара восстание было проиграно, а сам он был убит.

Осада Бейтара продолжалась, как видно из письменных источников, два с половиной года, а все восстание Бар-Кохбы - три с половиной года. Евреи, окруженные римскими полчищами, сражались, как львы, и порой из осажденных превращались в осаждающих. Но мало-помалу осажденные в Бейтаре начали ощущать недостаток провианта. Римляне видели, что падение Бейтара близко, и император Адриан, не сомневаясь в исходе войны, возвратился домой.

Но все же Бейтар пал не скоро. Крепость продержалась больше двух лет. Не исключено, что римляне не отказались бы от полной победы, устав от долгой осады и не пошли бы на выгодный для евреев компромисс. Но, кроме голода, некоторые другие причины привели к падению Бейтара, а вместе с этим и к смерти Бар-Кохбы.

Главным недостатком Бар-Кохбы было его неумение разбираться в людях. Для вождя это недопустимо. Он не назначает нужного человека на подходящее место и не использует влияние и способности людей на пользу своему великому делу. Явным доказательством верности этого предположения по отношению к Бар-Кохбе является рассказ, по-видимому, исторически обоснованный, об отношении Бар-Кохбы к его дяде Элиэзеру ха-Модаи.

Легенда рассказывает, что рабби Элиззер, один из лучших составителей талмудической и мидрашистской Агады, постился, сидя на посыпанном пеплом мешке, и молился о том, чтобы Бейтар не попал в руки врагов. Адриан уже решил снять осаду. Пришел к нему один кути /самаритянин/ и сказал, чтобы тот не прекращал осады, так как он /кути/ выдаст ему город. Прошел кути мимо молящегося рабби Элиэзера ха-Модаи, делая вид, будто шепчет ему что-то. Рабби Элиэзер, погруженный в молитву, ничего не видел и не слышал. Но горожане рассказали Бар-Кохбе, что какой-то старик-кути разговаривал с его дядей. Бар-Кохба потребовал от старика рассказать ему, о чем он шептался с рабби Элиэзером. После притворного увиливания кути сказал, что рабби Элиэзер обещал ему выдать город. Пришел Бар-Кохба к рабби Элиэзеру и спросил его, о чем он разговаривал с кути. Ответил рабби Элиэзер: "Ни о чем". Разгневался Бар-Кохба, толкнул его ногой и этим ударом убил его. Тогда был вынесен Божий приговор: Бейтару быть завоеванным, а Бар-Кохбе - убитым.

Эта легенда в Иерусалимском Талмуде говорит о его неспособности распознавать людей. Он ошибся в таком достойном человеке, как рабби Элиэзер ха-Модаи, и поверил предателю-самаритянину. Это было одной из причин его гибели. Однако рабби Акива признал его Мессией.

Рабби Акива был не только одним из мудрецов своего времени он был самым великим мудрецом своего времени. Еще рабби Доса бен Хоркинас /старший/, увидев рабби Акиву, воскликнул: "Это ты, Акива, сын Иосефа, слава о ком разошлась по всему миру от края до края?!" Бесконечное число его изречений встречается в обоих Талмудах и почти во всех мидрашах. Агада так высоко его ценила, что в ней сам Моисей, обращаясь к Всевышнему, говорит о рабби Акиве: "Есть у тебя такой человек, а ты даешь Тору через меня!" А требовательный рабби Тарфон говорит ему: "Акива! Каждый, кто оставляет тебя - как будто оставляет жизнь". Из четырех великих талмудистов, которые "вошли в сад" мистической философии /гностицизма/, только рабби Акива "благополучно выбрался" из него.

Рабби Акива не был мечтателем и фантазером. Его товарищи говорили ему не раз: "Акива, что тебе до Агады? Иди и обсуждай вопросы ритуальной чистоты и нечистоты !" Про него же сказано в Талмуде: "После смерти рабби Акивы ослабела мощь учености и иссякли источники премудрости". И этот великий мудрец, объявший своим умом все отрасли иудаизма и не оставивший ни одного предмета в Законе, которым бы он не занимался, провозгласил Бар-Кохбу Мессией! Он, очевидно, не считал, что ученому не следует заниматься политикой, и относился к мятежу вполне одобрительно. Он настолько был уверен в возрождении Исраэльской государственности, что мог позволить себе усмехаться, слыша "рокот города" /Рима/ и при виде лисицы, выбегающей из развалин Святая Святых, в то время как его товарищи плакали, видя это.

Своей жене Рахели он подарил "Золотой Иерусалим" /украшение/ и для первого пасхального вечера установил благословение: "Так, с помощью Господа Бога нашего мы доживем до других приближающихся навстречу нам праздников в мире, радуясь постройке Твоего города и веселясь службе Тебе /в Храме/, и мы будем есть там из пасхальных жертвоприношений... Благословен Ты, Господи, избавитель Израиля". Это благословение, завершающееся упоминанием об избавлении как о совершившемся факте, удостоилось быть включенным в текст Мишны. Существует также предположение, что к мрачному заключению о том, что "десять колен" не возвратятся из изгнания, он пришел в своих дальних разъездах, предпринятых с целью поощрения евреев диаспоры к восстанию против Рима, когда убедился, что представители тех колен уже лишились необходимого национального чувства. После этого разочарования он истолковал слова Пятикнижия "И погибнет между народами" /Левит 26:38/ как относящиеся только к десяти коленам, дабы укрепить веру в то, что оставшиеся два колена заслужат полное избавление.

Маймонид утверждает, что рабби Акива был "оруженосцем царя Бен-Козибы". Перед нами уникальное явление, когда великий человек, погруженный в изучение Закона и дела духовные, человек, проникнутый религиозной экзальтацией, не только присоединяется к повстанцам, но и признает мессианский характер миссии человека, не принадлежащего к династии царя Давида и не творящего чудеса. Признает только потому, что он национальный герой и все его усилия направлены на освобождение народа и страны от ига чужеземцев и тем самым - на спасение иудейской религии от жестокого попрания. Это делает честь наиболее выдающемуся /кроме Гиллеля старшего/ танаю всех поколений, но одновременно тот факт, что такой человек, как рабби Акива, мог признать его не только "предводителем Израиля", но и царем-Мессией, свидетельствует о величии Бар-Кохбы. Очевидно, положение было критическим, и восстание было мощной внутренней потребностью для человека масштаба рабби Акивы.

2. Восстание потерпело поражение. Основные причины поражения восстания: - слабо вооруженные, разрозненные отряды повстанцев не могли противостоять хорошо организованным опытным римским легионам;

- измена кутим, или самаритян, ибо они знали, что победа повстанцев укрепит положение иудейской религии и повредит их религии. Талмуд объясняет падение Бейтара изменой кути-самаритянина;

o существенные разногласия между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой ускорили поражение восстания.

Смерть Бар-Кохбы /135/ окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бейтаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бейтара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго Храмов. Во время репрессий, последовавших за падением Бейтара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшее еврейское население подвергалось жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом, в Галилею. В результате поражения этого восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи Древнего мира.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952 - 61 гг. документы, датированные периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в пустыне в Вади Мураббате в 1952 году, в 18 км южнее Кумрана. Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины начальнику Иешуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960-61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, ткани, остатки одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом Большого Восстания. Письма и документы /они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках/ позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. Содержание этих документов, их язык, литературная форма и историческое значение подробно описаны в свитках Мураббата.

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы /но, очевидно, не им самим/ говорится о повседневных делах. Некоторые их этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они писаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля /132 - 134/. Все они начинаются почти одинаковой формулой: "От Шимона бар Кохба паси Израиля такому-то /или таким-то/ мир." В одном из писем военачальнику Иешуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иешуе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу в субботу, предоставлять им пристанище до исхода дня. В других обнаруженных в Нахал Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу /Масабалу/ бен Шимону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Текоа, граничащем с Иудейской пустыней.

Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и проживающему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается со следующими словами: " Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших". В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иеуде бен Менаше из Кирьят Аравая поставить ему "четыре вида" плодов и растений, употребляемых во время богослужений в праздник Суккот, и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основания для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения коэнами и левитами, исполнение праздничных обрядов.

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин /Ир-Нахаш/ и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники Большого Восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженными римлянами, они нашли там свою смерть.

Римляне знали, что восстание вспыхнуло из-за религиозно-национальных гонений и что одним из его духовных руководителей был великий учитель Закона, рабби Акива, и решили положить конец мятежам, искоренив Тору. Начались еще более жестокие гонения на иудейскую религию - "Эпоха преследований", как она именуется в Талмуде, Волосы становятся дыбом при чтении описаний пыток, которым римляне подвергли евреев, верных законам своей религии. Конечно, известные "десять мучеников", повествование о нечеловеческом умерщвлении которых было впоследствии включено в литургию Судного дня, - не больше, чем схема, и многие из перечисленных в различных и противоречивых списках этих "десяти" в Талмуде и Мидраше были замучены насмерть до "эпохи преследований" или после нее.

Но часть этих "десяти мучеников", а может быть, большинство их /рабби Акива, рабби Ханина бен Традион, рабби Иеуда бен Бава и другие/ погибли, "возвеличив своей смертью имя Божье", именно в "эпоху преследований". Евреев сжигали за то, что они соблюдали субботний отдых по закону; их убивали за то, что они ели мацу на Пасху; их избивали плетьми за постройку кущей в праздник Суккот, за наложение филактерий, за вплетение голубой нити в талит.

А к каким хитростям надо было им прибегать, чтобы читать Тору вопреки запрету! В Талмуде говорится: "Рассказал рабби Иеуда: были случаи в опасное время, когда мы переносили свиток Торы со двора на крышу, с крыши на двор и со двора на склад, чтобы читать из него". Все это проделывалось, конечно, чтобы ввести в заблуждение римских сыщиков, на службе у которых были и изменники-евреи. Возможно, что одним из них стал и сбившийся с пути праведного Элиша бен Авуя, и этим можно объяснить много дурного, рассказанного о нем в Талмуде.

Император Адриан осуществил свое давнее стремление: Иерусалим был превращен в римскую колонию под названием Элия Капитолина, евреи были изгнаны из него, город был заселен язычниками. Еврей, пойманный в Элии Капитолине, подвергался смертной казни. Только позднее было разрешено евреям приходить 9 ава к Западной стене и оплакивать разрушение Храма. Над южными воротами города было высечено изображение свиньи; на месте Храма был воздвигнут храм в честь Юпитера Капитолийского, и в нем, по-видимому, была поставлена статуя Адриана, отождествлявшего себя с Юпитером и именовавшегося Олимпием или Капитолием. Павшие же в Бейтаре не предавались погребению в течение нескольких лет. Так восстание Бар-Кохбы привело к Третьему разрушению и вдобавок - к жестоким религиозным гонениям.

Но "жизнь - не главная ценность в жизни". Так думали борцы за освобождение. Так думали Рабби Акива и верные его учению товарищи. Бар-Кохба и Бар-Дрома проявили самоотверженность и погибли во имя святости религии и свободы.

Рабби Акиву не убили сразу, а долго держали в заключении. Некоторые исследователи пытались сделать отсюда вывод, что он вообще не участвовал в восстании, а казнили его за то, что он соблюдал все законы Торы. Но это лишь предположение. Рабби Акива был очень стар, почитаем и любим, а таких людей не торопятся убивать. Его подвергали долгим допросам в надежде, что он перейдет на сторону римлян и этим повлияет на народ. Но он не раскаялся ни в чем, и когда его терзали, срывая кожу железными гребнями, продолжал читать молитву "Шма". Такой человек непобедим, такая смерть - не поражение. Для народа, сыновья которого не позволяют себя унизить и не покоряются никакой силе, поражение на поле брани - не позор, а победа над ним - не торжество его врагов.

Римские власти запретили изучать Тору и назначать авторитетных законоучителей. Но рабби Иеуда бен Бава знал, что если не будет авторитетных хахамим - толкователей Закона, еврейский народ как таковой перестанет быть знаменосцем Торы. Для того, чтобы не подвергать опасности тот город, где происходило посвящение в хахамим в сан законодателей, он утвердил пять учеников рабби Акивы, которые являлись наиболее выдающимися танаим поколения, следующего за эпохой "преследований", между двумя городами - Ушой и Шфарамом. Когда их обнаружили сыщики, он приказал новопосвященным: "Бегите, дети мои!", а сам остался на месте. Римляне схватили его и изрешетили его тело копьями. Он спас Тору своим телом.

Восстание Бар-Кохбы завершилось поражением. Тем не менее дорого и свято для нас имя Бар-Кохбы, как дорого и свято для нас имя рабби Акивы, его "оруженосца" - удивительного эрудита, бывшего одновременно большим политиком. Это понял чешский писатель Ярослав Врхлицкий /Эмиль Фриде/, который написал большую драму "Бар-Кохба"; это понял и наш великий поэт Шаул Черниховский, в драме которого "Бар-Кохба" величие рабби Акивы не уступает величию Бар-Кохбы.

Восстание потерпело поражение, но воля еврейского народа не была сломлена. Еврейский народ вечен, как и Тора.


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=