=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

под редакцией С.Эттингера

Жду Ваших писем!

Ш. ЭТТИНГЕР: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Глава пятая: СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ "НАЦИОНАЛЬНОГО ОЧАГА" В ПАЛЕСТИНЕ

Годы Первой мировой войны были крайне неблагоприятными для самостоятельной политической деятельности еврейского народа. Когда выяснилось, что Россия находится в одном лагере с Англией и Францией, различные еврейские круги стали надеяться, что этот факт побудит русское правительство изменить свою антиеврейскую политику; однако им пришлось очень скоро разочароваться: уже в самом начале войны власти стали выселять евреев из прифронтовой полосы и даже устраивать погромы. Поэтому симпатии большинства евреев, особенно в США, были на стороне Германии и Австрии.

Сионистская организация, верная принципам Герцля, старалась не возбуждать антагонизм ни в одном из воюющих лагерей, и, хотя ее Исполнительный комитет находился в Германии, она открыла "бюро связи" в нейтральном Копенгагене для поддержания связей с евреями как в странах Антанты, так и в государствах центрального блока. Однако были в сионистском движении и такие деятели, как, например, Владимир Жаботинский, которые были убеждены в том, что только поражение Турции сможет спасти ишув от уничтожения и открыть новые горизонты перед сионистским движением. Они требовали оказывать активную помощь странам Антанты.

Несмотря на сопротивление официального руководства сионистского движения, Владимир Жаботинский, Иосеф Трумпельдор и Петр Рутенберг начали кампанию с целью создания Еврейского легиона, который должен был сражаться на стороне Антанты.

Сперва англичане отнеслись к этому плану отрицательно, но уже в начале 1915 г. из палестинских беженцев в Египте был организован "Отряд погонщиков мулов", отличившийся в галлиполийских военных операциях. Летом 1917 г. в Лондоне был сформирован легион еврейских добровольцев, который впоследствии принял участие в завоевании Палестины. В 1918 г. началась мобилизация добровольцев и среди {665} евреев Соединенных Штатов.

В то же время английские сионисты, во главе с доктором Хаимом Вейцманом, стали прилагать усилия к тому, чтобы склонить правительство Великобритании и английское общественное мнение к созданию еврейского национального центра в Палестине. И действительно, эта идея была сочувственно встречена целым рядом видных представителей английской общественности, в том числе и некоторыми влиятельными евреями. Еще в 1915 г. один из них, Герберт Сэмюэль, предложил английскому правительству конкретный план для осуществления этой цели. Сионистское "бюро связи" в Копенгагене отправило в Англию двух видных лидеров движения - д-ра Е. Членова и Н. Соколова. В меморандуме, представленном сионистами британскому правительству в октябре 1916 г., было выдвинуто требование о том, чтобы Англия, освободив Палестину от турок, признала права еврейского народа на эту страну, разрешила свободную эмиграцию в нее евреев и утвердила полномочия учреждений, основанных сионистским движением в Палестине.

Державы Антанты были заинтересованы вовлечь Соединенные Штаты в войну против Германии и надеялись при помощи просионистской декларации повлиять на еврейское общественное мнение в Америке, склонявшееся на сторону центрального блока. Кроме того, стало известно, что Германия и ее союзники тоже подготовляют политическое заявление, поддерживающее сионистские стремления.

В январе 1917 г. начались переговоры между сионистами и английским правительством для определения послевоенных политических целей. В то же время Н. Соколов вел переговоры с французским правительством и добился крупных успехов. В начале июня 1917 г. он получил от французского министерства иностранных дел письмо, в котором было сказано: По вашему мнению, будет актом справедливости, чтобы союзные державы оказали поддержку возрождению еврейской нации в той стране, из которой еврейский народ был изгнан столько столетий тому назад. Франция относится положительно к этим стремлениям.

В июле 1917 года Хаим Вейцман предложил английскому кабинету проект политической {666} декларации, в которой Великобритания выразила бы свое согласие с "принципом признания Палестины как Национального очага еврейского народа и права еврейского народа строить свою национальную жизнь в Палестине...", но противники сионистов, среди них видные английские политические деятели еврейского происхождения, упорно боролись против опубликования такой декларации, и текст, окончательно утвержденный английским кабинетом, был значительно менее обязывающим.

В письме, посланном 2 ноября 1917 года английским министром иностранных дел Бальфуром лорду Ротшильду, говорится, что "...правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению Национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит свои старания для того, чтобы облегчить достижение этой цели". Несмотря на осторожную формулировку, в декларации Бальфура заключалось признание национальных стремлений евреев в Палестине, а в известной степени и сионистского движения как представительства еврейского народа. Декларация Бальфура была первой политической победой сионистов и апогеем самостоятельной политической деятельности еврейского народа в ту эпоху.

В конце 1918 г., когда вся Палестина была уже занята англичанами, военные действия на всех фронтах прекратились, и начались приготовления к подписанию мирных договоров. Различные еврейские организации стали проявлять оживленную политическую деятельность в связи с предъявлением на международном форуме требований еврейского народа по отношению к Палестине.

Съезд представителей палестинского ишува, состоявшийся в Яффе 18 декабря 1918 г., потребовал предоставить еврейскому народу право решающего голоса в вопросах, касающихся Палестины, которой предстояло стать английской подмандатной территорией. В связи с этим было выдвинуто требование создать еврейскую организацию, задачей которой было бы руководить всей деятельностью, связанной с заселением и развитием страны, с целью создать в Палестине еврейское большинство, при условии, что права других национальных групп будут полностью гарантированы; Арабский должен был бы стать официальным {667} языком наряду с ивритом.

Признание Национального очага должно было выразиться, в первую очередь, в наименовании страны "Эрец Исраэль", т. е. страна Израиля, а также в утверждении еврейского флага, как флага всей страны. Созванный в то же время Американский еврейский конгресс потребовал создать условия, которые обеспечили бы - в рамках переданного Лигой Наций Великобритании мандата - "постепенное превращение Палестины в еврейскую республику".

Вейцман счел даже своим долгом предостеречь от излишнего энтузиазма, выражавшегося в требовании немедленного провозглашения еврейского государства, так как, по его мнению, следует прежде заселить Палестину евреями, которые должны образовать в ней большинство для того, чтобы "она стала еврейской, так же как Англия является английской".

23 февраля 1919 г. представители евреев были приглашены в "Совет десяти" союзных держав. Вейцман, Соколов и Усышкин (выступивший на иврите) сформулировали следующие программные требования: содействие иммиграции и развитие поселенческой деятельности в Палестине; признание еврейского совета или агентства, как выразителя интересов евреев Палестины и всего мира; предоставление евреям преимущества при выдаче концессий, связанных с развитием народного хозяйства страны. Вопрос американского представителя, стремятся ли евреи создать автономную форму правления в Палестине, дал Вейцману возможность вновь разъяснить на международном форуме свою концепцию; он заявил, что его единомышленники не настаивают на немедленном создании еврейского правительства или органов еврейского государственного управления; достаточно будет содействия мандатных властей въезду в страну 70-80 тысяч евреев ежегодно, а также созданию в ней широкой сети еврейских учебных заведений. Когда евреи составят большинство населения, они сумеют образовать правительство, соответствующее сложившимся условиям.

При опубликовании Декларации Бальфура не было протестов со стороны арабов, но из заявлений арабских представителей на мирной конференции выяснилось, что осуществление программы Национального очага в {668} значительной мере зависит от отношений между евреями и арабами.

В конце 1918 года еврейские руководители встретились в Лондоне с Фейсалом, сыном меккского шерифа Хусейна, возглавлявшего арабское восстание против Турции, и пытались договориться с ним по вопросу о Палестине. Об успехе этих усилий можно судить по словам Фейсала, опубликованным 12 декабря 1918 года в газете "Таймс". Он отметил, что "... обе главные ветви семитской семьи понимают друг друга: арабы не испытывают чувства зависти по отношению к сионистическим евреям и намерены вести с ними честную игру, а сионистические евреи, со своей стороны, обещали национально настроенным арабам ответить тем же".

3 января 1919 г. Фейсал подписал соглашение с Вейцманом, в котором он выразил свое положительное отношение к Декларации Бальфура, а также к широкой иммиграции евреев в Палестину и к заселению ими страны. Если возникнут разногласия между обеими частями населения, спорные вопросы будут переданы на рассмотрение английскому правительству. Однако под своей подписью Фейсал добавил примечание, что он будет придерживаться соглашения только в случае удовлетворения арабских требований, переданных им английскому министерству иностранных дел; иначе же он не отвечает за его выполнение.

На одной из последовавших пресс-конференций с журналистами Фейсал отнесся отрицательно к идее создания еврейского государства в Палестине. Тогда состоялись дополнительные переговоры на эту тему, итоги которых были сформулированы Фейсалом в письме от 1 марта 1919г. профессору Феликсу Франкфуртеру, представлявшему американских сионистов. В этом письме ясно сказано, что арабы считают предложения сионистов на мирной конференции умеренными и приемлемыми.

"Мы окажем сердечный прием евреям, возвращающимся в свой родной дом, - писал Фейсал. - Еврейское движение - национальное, а не империалистическое. И наше движение национальное, а не империалистическое, и в Сирии (Арабы именовали тогда Палестину Южной Сирией.) имеется место для нас обоих.

{669} И действительно, я нахожу что ни одно из них не сможет добиться реального успеха без другого".

Затем начались обсуждения о формулировании текста мандата, и в апреле 1920г. в Сан-Ремо было достигнуто соглашение, по которому Палестина окончательно передавалась, как подмандатная территория, под управление Великобритании.

Решения Сан-Ремо были встречены евреями с энтузиазмом, а палестинскими арабами с возмущением, особенно ввиду того, что Лойд Джордж предложил пост первого британского Верховного комиссара в Палестине Герберту Сэмюэлю. Сэмюэль принял это предложение.

***

Когда англичане завоевали Палестину, ишув (еврейские поселения,

ldn-knigi) находился в тяжелом состоянии. Его экономика была совершенно разрушена, а большинство руководителей арестовано или выслано турками во время войны. Офицеры британских оккупационных войск, на которых была возложена обязанность заняться местным управлением, не только не считались с Декларацией Бальфура, но даже проявляли враждебное отношение к "еврейским большевикам", как они называли палестинских евреев.

В этих кругах были широко распространены юдофобские настроения, порой чуть ли не в духе "Протоколов сионских мудрецов".

Оккупационные власти, считавшие своей основной задачей поддержание существовавшего в стране распорядка, не только не содействовали укреплению еврейского населения, но даже запретили - после разразившихся арабских беспорядков - иммиграцию евреев и приобретение ими земель. В своих публикациях и переписке власти пользовались только английским и арабским и рассматривали введение иврита в качестве официального языка как излишнее обременение бюджета и администрации.

Весной 1918 г. и Палестину прибыла по поручению английского правительства официальная "Сионистская комиссия", прозванная в ишуве Комитетом делегатов. Наряду с английскими сионистами во главе с Вейцманом в ней участвовали также представители евреев Франции и Италии. Комитет делегатов приступил к организации жизни ишува и первыми его шагами были: оказание ему {670} экономической помощи; упорядочение медицинской службы и создание школьной сети (в июле 1918 года, вопреки сопротивлению оккупационных властей, был заложен в Иерусалиме фундамент Еврейского университета); помощь частным и кооперативным сельскохозяйственным поселениям, число которых к концу войны достигло двадцати.

Комитет делегатов стал постоянным органом ишува под руководством прибывших в Палестину видного лидера сионистского движения Менахема Усышкина и заведующего палестинским бюро Сионистской организации Артура Руппина. Наряду с ним в этот период было создано и выборное представительство еврейского населения, так называемый "Временный комитет".

Некоторые круги возлагали большие надежды на третий еврейский легион, сформированный в рядах английской армии во время войны в занятой уже ею тогда южной части Палестины. Этот легион состоял всецело из добровольцев из среды ишува. Ядром его была группа членов рабочих и учащихся еврейских учебных заведений,

Хотя легион не успел принять участия в завоевании северной части страны, многие считали, что существование еврейского контингента вооруженных сил в Палестине сможет сыграть важную роль в обороне еврейского населения и в осуществлении целей сионизма. Однако идея палестинского легиона наткнулась еще во время мобилизационной кампании на сильное сопротивление, как в среде пацифистской части рабочего движения, так и в других слоях ишува.

В 1919 году в страну прибыли первые послевоенные иммигранты. Значительная часть их была связана с движением Гехалуц, основной задачей которого была подготовка новопоселенцев к обоснованию на исторической родине. Гехалуц требовал от своих членов личного осуществления идеалов движения и приобщения к физическому труду, в первую очередь, в сельском хозяйстве. Он прививал им также основы еврейской культуры и знания иврита.

Зачинателями этого движения были руководители "Поалей-Цион" в Палестине Давид Бен-Гурион и Ицхак {671} Бен-Цви, находившиеся в годы войны в США, и Иосеф Трумпельдор, основатель и руководитель Гехалуца в России. Вскоре группы Гехалуца возникли почти во всех странах Восточной Европы. В 1921 году на конференции в Карлсбаде (Чехословакия) был создан центральный орган мирового движения Гехалуц.

Пионерская иммиграция усилила тенденцию к объединению рабочих партий в Палестине. Еще в период формирования еврейских легионов велись переговоры об объединении всех рабочих группировок в стране между Д. Бен-Гурионом - представителем созданного в Америке Еврейского легиона - и делегатом Палестинского легиона Берлом Каценельсоном, беспартийным руководителем сельскохозяйственного профсоюза.

На съезде, состоявшемся в начале 1919 года в Петах-Тикве, была создана путем слияния союзов сельскохозяйственных рабочих Иудеи, Галилеи и Самарии с партией Поалей-Цион организация Ахдут-Авода (Единство труда), целью которой было сплочение всех рабочих Палестины в федерацию, объединяющую в себе профессиональные союзы и одновременно берущую на себя обязанности по развитию национальной экономики, культуры и политической жизни.

После эвакуации французских войск из Верхней Галилеи в 1919 г. и до занятия этого района англичанами существованию находившихся там трех рабочих коллективных сельскохозяйственных поселений грозила серьезная опасность.

Ввиду сложившейся обстановки Ахдут-Авода решила во что бы то ни стало сохранить эти пункты для того, чтобы добиться в будущем включения всей Галилеи в рамки Национального очага. Несмотря на нерешительность большинства "Комитета делегатов", Усышкин поддержал эту точку зрения, и Трумпельдор отправился в кибуц - Кфар-Гилеади - для организации его обороны.

Оттуда группа защитников вышла на помощь соседнему Тель-Хаю. 1 марта 1920 г., отражая нападение арабов на это селение, Трумпельдор погиб смертью храбрых. Несмотря на то, что население Тель-Хая и Кфар-Гилеади было после этого временно эвакуировано, оборона Тель-Хая стала символом героической {672} стойкости евреев Палестины, их борьбы за свою жизнь и свои идеалы. Последние слова Трумпельдора: "Счастлив тот, кто умирает за родину" стали девизом всех защитников ишува.

В ту пору усилилось брожение среди палестинских арабов, начавших создавать национальные организации и клубы. Их активность поддерживалась некоторыми представителями английской военной администрации и в конце концов вылилась в беспорядки, вспыхнувшие в Иерусалиме в апреле 1920 г.

Толпы арабов начали нападать на евреев - главным образом в Старом городе, - грабили магазины, бесчинствовали и убивали беззащитных жителей - при полном бездействии английских властей. Жаботинский стоял в то время во главе еврейской самообороны Иерусалима. С оружием в руках он организовал демонстрацию с целью повлиять на администрацию, чтобы защита ишува была поручена легальным еврейским вооруженным силам. За это он был арестован и приговорен к 15 годам тюремного заключения, но был вскоре освобожден под натиском общественного протеста.

Однако власти не обнаруживали никакого намерения вверить оборону населения еще существовавшим в то время еврейским батальонам. Наоборот, самовольные попытки бойцов прийти на помощь подвергавшимся нападениям еврейским селениям рассматривались как серьезное нарушение дисциплины. После длительных трений легион был распущен.

Отсюда вытекали два вывода: во-первых, что необходимо создать кадры самообороны, и, во-вторых, что им придется действовать в условиях подполья.

***

После окончания войны мировое сионистское движение начало перестраиваться. По опубликовании Декларации Бальфура сионистское руководство в Англии заняло первенствующее положение во всем движении; его признанным лидером стал Хаим Вейцман.

Важную роль начали играть также сионистские организации США, которые активно защищали еврейские интересы на Версальской {673} конференции. Во главе их стоял член Верховного суда США Луи Брандейс.

Первый послевоенный съезд сионистов, на который собрались делегаты из многих стран, состоялся в Лондоне в июле 1920 года. На этом съезде было решено создать специальный фонд для строительства Палестины, "Керен-Гайесод", с основным капиталом в 25 миллионов фунтов стерлингов, из которых 8 миллионов было постановлено мобилизовать в течение первых двух лет.

Вейцман в сопровождении Усышкина и Альберта Эйнштейна, всю свою жизнь преданного сионистским идеалам, отправился в Америку для сбора денег в этот фонд. Съезд избрал Брандейса почетным президентом Всемирной сионистской организации, Вейцмана - президентом, а Соколова - председателем исполнительного комитета.

На XII сионистском конгрессе в Карлсбаде (сентябрь 1921 г.) политическая линия движения была намечена в духе идей Вейцмана. В резолюциях конгресса были подчеркнуты демократический характер сионистского движения и важность задачи пионерского заселения Палестины, а также была выражена надежда на добрососедские отношения между евреями и арабами.

***

В июле 1920 года Герберт Сэмюэль занял пост Верховного комиссара Палестины как подмандатной территории. Однако правительство Великобритании представило проект мандата на рассмотрение Лиги Наций только в декабре 1920 г., и лишь 24 июля 1922г. он был утвержден.

В вступительной части мандата было сказано, что "союзные державы пришли к соглашению, в силу которого мандатные власти будут нести ответственность за выполнение декларации, данной впервые 2 ноября 1917 г. правительством Его Величества короля Великобритании и принятой вышеупомянутыми державами, в целях создания Национального очага для еврейского народа в Палестине... признавая тем самым историческую связь между еврейским народом и Палестиной".

Мандатарий обязался создать условия, "гарантирующие основание еврейского Национального очага" (§2); признать {674} Еврейское агентство, которое будет сотрудничать с правительством во всем, "что касается создания еврейского Национального очага" (§4); облегчить иммиграцию в благоприятных условиях; поощрять, совместно с Еврейским агентством, "густое заселение земель евреями, включая их поселение на государственных пустынных землях..." (§6). Таким образом, текст мандата был, по существу, изложением плана практического осуществления Декларации Бальфура.

Уже с первых шагов Сэмюэля в роли Верховного комиссара стало очевидным, что он не намеревается пойти по пути последовательной и настойчивой реализации параграфов мандата. Он оставил на своих постах ряд чиновников английской военной администрации, явно проявивших полное нежелание осуществить Декларацию Бальфура, и старался завоевать доверие арабских лидеров, соглашаясь на многие из их требований. Кроме облегчения доступа иммигрантам, мандатные власти ничего не предприняли для развития Национального очага.

В начале мая 1921 года арабские банды совершили нападение на общежитие иммигрантов в Яффе и убили 13 евреев. На следующий день в этом же городе было убито еще несколько человек, среди них выдающийся писатель Иосеф-Хаим Бреннер. Во всей стране от рук погромщиков погибло 43 еврея. Тысячные толпы бедуинов атаковали Петах-Тикву, но были отражены поселенцами. Местные жители вместе с бойцами Еврейского легиона предотвратили нападения на другие еврейские населенные пункты.

Арабские полицейские - за немногими исключениями - не защищали евреев, а иногда и сами участвовали в нападениях. Со вспышкой беспорядков Верховный комиссар сразу запретил дальнейшую иммиграцию евреев и назначил следственную комиссию во главе с членом Верховного суда для выяснения причин волнений. В ответ на запрет иммиграции еврейские национальные органы заявили, что они прекращают свою деятельность. Лишь после заверений английского министра колоний Уинстона Черчилля о продолжении иммиграции эти органы возобновили свою работу.

Летом 1921 года Сэмюэль опубликовал {675} предварительный отчет о своей деятельности в качестве Верховного комиссара, в котором настоятельно утверждал, что существует возможность согласовать национальные устремления евреев с интересами арабов. Он добавил, однако, что "претворение этих устремлений в жизнь обусловлено в основном соблюдением прав нынешних жителей страны". "Право жителей" стало понятием, смысл которого определялся степенью давления арабских лидеров; это могло означать, что Верховный комиссар и британское правительство обязаны обусловить выполнение связанных с мандатом обязательств соглашением арабов. Такая политика, однако, не ослабила сопротивление арабов созданию еврейского Национального очага, а, напротив, содействовала его обострению.

В марте 1921 года Черчилль посетил Палестину и пришел - при посредстве Сэмюэля - к соглашению с Абдаллахом, сыном шерифа Хусейна, об образовании под его управлением и под английским протекторатом эмирата Трансиордания, который будет исключен из пределов Национального очага. В результате яффских событий в мае 1921 г. ряд уступок был сделан и арабским лидерам в Западной Палестине.

Все эти уступки были закреплены и санкционированы в "Белой книге", опубликованной Черчиллем в июне 1922 года. Правда, и в этой "Белой книге" неоднократно отмечается верность мандатария принципам Декларации Бальфура, однако в ней открыто заявляется, что сионистские органы не будут привлечены к участию в управлении страной и что иммиграция будет обусловлена "возможностью экономической емкости".

В этом документе находится совершенно недвусмысленное высказывание, что Британия не намеревается превратить "Палестину в еврейскую страну в такой мере, в какой Англия является английской".

"Белая книга" Черчилля была первым шагом англичан на пути к умиротворению арабов за счет евреев. Сионистская организация, стремившаяся к утверждению мандата Лигой Наций, была поневоле вынуждена одобрить условия "Белой книги", но арабы ее отвергли. Ряд других попыток Сэмюэля умиротворить арабов также потерпел {676} неудачу. Арабы решили бойкотировать выборы в Учредительное собрание, объявленное верховным комиссаром в сентябре 1922 г., а их представители, назначенные в Совещательную комиссию - новый орган, который должен был заменить отвергнутое арабами Учредительное собрание, - отказались от участия в ней.

Они отклонили также предложение, выдвинутое в конце 1923 года о создании Арабского агентства на подобие Еврейского агентства.

Лорд Плюмер, преемник Сэмюэля на посту Верховного комиссара (1925-1928 гг.), последовательно проводил политику, формулированную в Белой книге, совершенно не считаясь с давлением арабов. Лишь после его отставки вновь вспыхнули беспорядки.

***

Несмотря на все политические трудности, в двадцатых годах были фактически заложены основы Национального (еврейского) очага. За это десятилетие численность еврейского населения утроилась и достигла 160.000 душ. В 110 сельскохозяйственных поселениях (50 в 1920 году) насчитывалось 37.000 жителей; обрабатываемая ими площадь составляла 700 тыс. дунамов. Согласно проведенной в 1929 году переписи, в стране было 2.500 промышленных предприятий и мастерских и в них 11.000 еврейских рабочих; их валовая годовая продукция оценивалась в 2,5 млн. фунтов стерлингов. Электрическая компания и Поташный комбинат успешно развивались и стали крупнейшими в стране экономическими предприятиями. Ширилась сеть еврейских учебных заведений. В 1929/30 учебном году в 230 школах обучалась двадцать одна тысяча учеников, а в Еврейском университете в Иерусалиме было 200 студентов. В больничной кассе Гистадрута (Федерации трудящихся) насчитывалось 30.000 членов, а медицинская организация "Гадасса" предоставляла все виды врачебной помощи, в особенности детям и учащимся. В результате, смертность среди еврейского населения была одной из самых низких в мире (в 1926-1930 гг. - 11,66 на тысячу).

Все эти достижения, однако, были далеки от осуществления целей, поставленных себе вождями Сионистской {677} организации, и от надежд палестинского ишува и еврейского народа во всем мире во время опубликования Декларации Бальфура.

Еврейская иммиграция с 1920 г., когда она была официально разрешена, по 1929 год достигла приблизительно 100.000 душ. Ненамного лучше обстояло дело с сельскохозяйственным заселением страны. Власти не предоставили земель в пользование еврейским поселенцам, зато арабы получили в 1921 году 400.000 дунамов в районе Бет-Шеана. Успехи еврейского сельского хозяйства были, таким образом, исключительно результатом усилий населения и сионистского движения.

Особого внимания заслуживает выкуп Национальным фондом у арабских богачей-помещиков ("эфенди") заболоченных, малярийных земель Изреэльской долины (Эмек-Изреэль) в двадцатых годах. Были достигнуты значительные успехи в области орошения, и площадь под цитрусовыми увеличилась до 60.000 дунамов. В эти годы большинство земледельцев находилось еще в поселениях, основанных на частновладельческом хозяйстве (мошавот), однако намечался уже быстрый рост коллективных и кооперативных поселений (кибуцов и мошавей овдим), насчитывавших вместе в 1929 году 52 пункта (18 в 1920 году). Они обрабатывали 200.000 дунамов, а их население насчитывало 7.000 душ. Все же с точки зрения общих национальных задач эти достижения были лишь весьма скромным началом.

Ишув неуклонно стремился обеспечить себе полную автономию в некоторых областях жизни. Уже в начале 1918 года в Яффе было созвано "Подготовительное собрание" представителей ишува, которое избрало "Временный комитет евреев Палестины на оккупированной англичанами территории". Однако первое выборное учреждение, "Собрание депутатов" (Асефат ганивхарим) начало свою работу только в октябре 1920 года.

Все еврейские жители Палестины, признававшие авторитет сионистских органов, входили в "Кнесет Исраэль", местными ячейками которого были еврейские общины, а высшим органом - "Собрание депутатов", в свою очередь избиравшее центральное руководство - "Национальный комитет" ("Ваад леуми"). Крайне ортодоксальная "Агудат {678} Исраэль" не признавала эти учреждения и имела свое особое представительство.

Самым активным общественным фактором в жизни ишува стало рабочее движение. В декабре 1920 года был созван съезд трудящихся Палестины, на котором была основана "Всеобщая федерация еврейских трудящихся Палестины" (Гистадрут). В выборах приняло участие около 4.500 рабочих.

В ведение Гистадрута перешли все экономические предприятия рабочих партий, организация сельскохозяйственных коллективов и кооперативов, а также руководство учреждениями взаимопомощи. Внутри Гистадрута возникли различные течения, старавшиеся, в соответствии со своей идеологической программой, формировать облик коллективной и трудовой жизни, а также воспитать молодежные кадры в диаспоре.

Многие еврейские рабочие, особенно новоприбывшие, организовывались в артели, лишь частично занятые в сельском хозяйстве. Большая часть их работала на гражданском строительстве, в первую очередь на шоссейных дорогах, прокладывавшихся мандатными властями. Порядившиеся на выполнение работ артели всецело соблюдали коллективный принцип. Наряду с многочисленными, относительно небольших размеров артелями возникли и большие, как, например, "Гдуд Гаавода" (Рабочий батальон имени Трумпельдора).

"Рабочий батальон" был основан на собрании, созванном в память Трумпельдора, полгода после его гибели. Он был организован в виде автономных групп, имевших общую кассу и работавших, главным образом, на прокладке шоссейных дорог. Батальон создал два лагеря, в Эйн-Хароде и Тель-Иосефе, служивших центрами для всех рассеянных по стране трудовых отрядов. По окончании работ на дорогах члены "батальона" перешли в города, где они включились и в другие отрасли, как строительство жилых домов, промышленность и т.д.

В 1924 году в "батальоне" произошел раскол - на "правых" и "левых".

"Правые" создали несколько сельскохозяйственных кибуцов: Тель-Иосеф в Изреэльской долине, Кфар-Гилеади - в Галилее и Рамат-Рахель вблизи Иерусалима. Одна из "левых" групп стала {679} все больше склоняться к коммунизму. Около ста человек из этой группы, во главе с М. Элькиндом - вначале бывшим одним из виднейших руководителей "батальона", - эмигрировало в Советский Союз. Они основали в Крыму еврейскую земледельческую коммуну "Виа Ноува" ("Новый путь").

Все кибуцы в Палестине придерживались коллективистских принципов, разногласия существовали лишь в вопросе о формах коммуны. Некоторые считали, что кибуц является общественной ячейкой, основной задачей которой должна быть абсорбция новых иммигрантов, и поэтому они настаивали на больших коллективах, которые наряду с сельским хозяйством могли бы развивать и промышленные предприятия.

Они создали течение, ставшее известным под именем "Кибуц Меухад" (Объединенный кибуц). Другие же находили, что коллектив должен оставаться небольшой органической единицей - "квуца", занимающейся только земледельческим трудом. Они создали так называемый "Хевер-Гаквуцот" (Содружество квуцот). Первая группа была связана идеологичеки с партией "Ахдут-Авода", а вторая - с "Гапоэль Га-цаир". Оба объединения имели свои молодежные организации за рубежом, воспитывавшие кадры для пополнения их рядов и для основания новых кибуцов.

Члены молодежного движения "Гашомер Гацаир", с течением времени становившегося все более радикально-левым в политическом отношении, создали отдельный союз кибуцов - "Гакибуц Гаарци". Все сельскохозяйственные коммуны пополнялись членами пионерских-халуцианских движений из стран диаспоры. Эта преданная национальным идеалам молодежь отправлялась в болотистые или пустынные местности и, освоив их, поселялась там.

Гистадрут оказывал содействие пионерским начинаниям и развивал многогранную деятельность: он строил жилые дома для рабочих, основывал производственные кооперативы, создав общество "Солел-Боне", проводил строительные работы, занимался культурно-массовой деятельностью, уделяя особое внимание обучению новоприбывших ивриту и развитию еврейской культуры. В то же время Гистадрут был профессиональным союзом, {680} защищавшим интересы трудящихся и регулировавшим деятельность учреждений взаимопомощи.

Рабочий лагерь взял на себя также основную заботу о безопасности ишува. Хотя в ряде городов и селений имелись местные органы самообороны (Хагана), между ними не было тесного контакта. В двадцатых годах руководящие органы сионистского движения еще недооценивали необходимость самообороны. Они даже были готовы распустить нелегальную Хагану, если бы мандатные власти согласились создать легальные охранные отряды.

Однако большинство активистов Хаганы не было готово доверить безопасность ишува усмотрению английских чиновников, к тому же совсем не склонных легализировать еврейские вооруженные силы. Во главе Хаганы стояли в то время: Иосеф Гехт и Шаул Меиров (Авигур). Проблемы самообороны входили в компетенцию тогдашнего генерального секретаря Гистадрута - Давида Бен-Гуриона.

Одним из важнейших достижений того периода было полное внедрение в ишув возрожденного иврита как разговорного и литературного языка. Все образовательное дело, от детских садов и до Еврейского университета в Иерусалиме и Политехнического института в Хайфе, велось на иврите.

Созданная в Москве "Габима" переселилась в Тель-Авив и стала национальным театром. В Тель-Авиве поселились виднейшие еврейские писатели: X. Н. Бялик, Ахад-Гаам, Ш. Черняховский и другие. Наряду с ними начала свою деятельность группа молодых писателей, творчество которых развилось на палестинской почве. Иврит и литература на этом языке не только легли в основу духовной жизни ишува, - они также играли первостепенную роль в культурной деятельности сионистского движения в странах рассеяния, - в особенности в молодежных организациях - и служили связующим звеном между евреями разных стран.

Трения между Великобританией и Сионистской организацией, а также медленный темп поселенческой деятельности в Палестине привели к серьезным разногласиям внутри движения. После опубликования "Белой книги" в 1922 г. Жаботинский вышел из состава Исполнительного

{681} комитета Сионистской организации.

Представители религиозной партии "Мизрахи", а также "радикальных сионистов" под руководством Гринбаума в Польше и Усышкин в Палестине резко критиковали политику руководства. На XIII сионистском конгрессе в Карлсбаде в 1923 г. они требовали более твердой политической линии по отношению к Англии и протестовали против предложения Вейцмана ввести несионистские группы в состав Еврейского агентства. Ш. Капланский, из вождей рабочего крыла, призывал к поискам путей для соглашения с арабами, т. к. Британия, по его мнению, заинтересована в раздувании вражды между обеими нациями в стране.

На следующем XIV конгрессе (Вена, 1925г.) Жаботинский предложил настоять на передаче контроля над иммиграцией в руки Еврейского агентства для того, чтобы оно организовало приезд 40.000 еврейских иммигрантов ежегодно; он требовал создание легальных еврейских военных отрядов и целый ряд других радикальных мер. Большинство делегатов конгресса не верило в возможность их осуществления и отклонило эти предложения. На XV и XVI конгрессах в 1927 и 1929гг. сторонники Жаботинского сорганизовались в воинствующее крыло "ревизионистов", с которыми частично сотрудничали радикалы во главе с Гринбаумом. С другой стороны, сионистское руководство все более энергично поддерживалось растущим и развивающимся рабочим блоком, в особенности молодым выдающимся лидером этого лагеря Хаимом Арлозоровым. Решающее столкновение между правыми и левыми в сионистской организации произошло, однако, лишь после беспорядков, вспыхнувших в Палестине в 1929 г., сразу же по окончании XVI конгресса.

***

В течение 20-х годов усилилась вражда арабского националистического движения к еврейскому Национальному очагу. Руководство этим движением захватил иерусалимский муфтий Амин эль-Хусейни. По его настоянию были отклонены все компромиссные предложения; он был инициатором и вдохновителем террора, как единственного средства для осуществления арабских требований.

Мандатные власти в значительной мере поощряли {682} иерусалимского муфтия в его деятельности, надеясь извлечь пользу из сотрудничества с арабскими националистическими кругами в целях обеспечения британских империалистических интересов на Ближнем Востоке.

Ввиду того, что пробуждение арабов в Египте уже приняло характер резкой оппозиции Великобритании, некоторые английские политики предложили умиротворить арабских националистов Палестины путем отказа от своих обязательств по отношению к еврейскому народу, торможения и даже прекращения, связанных с Национальным очагом начинаний. Этот подход был, конечно, как нельзя больше на руку арабским лидерам.

Используя разногласия в английском правительстве в вопросе о Палестине и усиление национального движения в различных арабских странах, эль-Хусейни подал знак к нападению на евреев.

Погром начался 23 августа 1929 г. в Иерусалиме. Разнузданная арабская чернь ворвалась в еврейские кварталы. Были также совершены нападения на сельскохозяйственные поселения Моца, Хулда и Беер-Тувия. Беспорядки происходили и в районах Тель-Авива и Хайфы. Во всех этих местах нападения были отражены силами самообороны, и только в Хевроне, большинство еврейского населения которого состояло из "старого ишува", т. е. несионистских, строго религиозных жителей и учеников иешибота, отказавшихся принять предложенную им группой защитников из членов Хаганы помощь, была учинена кровавая резня.

Более шестидесяти евреев, в том числе старики, женщины и дети, было убито. Несколько дней спустя подвергся нападению еврейский квартал в Сафаде, где было убито 18 евреев и сотни домов сожжены и разграблены.

Лорд Пасфильд, министр колоний в новом, лейбористском правительстве, назначил комиссию во главе с У. Шоу для выяснения причин беспорядков. Комиссия возложила на арабов полную ответственность за погромы, указав, однако, что они были порождены враждой арабов к евреям, "вызванной их разочарованием в возможности осуществления своих политических и национальных стремлений и опасением за свое экономическое будущее". Заключение комиссии сводилось к тому, что основной {683} задачей правительства Палестины является "сохранение равновесия между обеими группами в стране" в соответствии с "Белой книгой" 1922 г., и что "нет в "Белой книге" ясного указания о предпочтении одной из этих групп"...

Отчет комиссии Шоу был восторженно встречен арабами и вызвал резкую критику со стороны ишува, руководства Сионистской организации и некоторой части общественного мнения Англии. Мандатная комиссия Лиги Наций отклонила этот отчет, как несоответствующий обязательствам мандатария. Все же правительство Великобритании, ссылаясь на него, приостановило в мае 1930 года еврейскую иммиграцию в Палестину.

В октябре того же года был опубликован документ о палестинской политике правительства Великобритании, известной под именем "Белой книги" Пасфильда. Формально в нем признавалась равнозначность обязательств, принятых как по отношению к евреям, так и к арабам. По существу, однако, эта "книга" была проникнута враждебным к евреям духом. Самым серьезным ударом по устремлениям сионистов было новое толкование понятия "экономическая емкость страны", согласно которому речь идет не о способности ишува абсорбировать новых иммигрантов, а о емкости всей страны в целом, то есть: пока существует безработица среди арабов, не будет допускаться еврейская иммиграция в значительном масштабе.

На следующий день после опубликования этой "Белой книги" Вейцман подал в отставку, а вместе с ним и ряд других членов Еврейского агентства. Видные английские политические деятели протестовали против этой новой линии, среди них Г. Сэмюэль, отличавшийся в свое время умеренностью и осторожностью в качестве Верховного комиссара Палестины.

Под давлением общественного мнения правительство отступило от своей позиции, и в феврале 1931 года премьер-министр Рамсей Макдональд опубликовал письмо к Вейцману, в котором была изложена более приемлемая для евреев трактовка "Белой книги", а именно: иммиграция не будет прекращена и понятие "экономическая емкость" будет толковаться по-прежнему. Несмотря на недоверие евреев и их требование полной отмены "Белой книги" Пасфильда, Всемирная сионистская {684} организация заявила, что письмо Макдональда привело к "восстановлению базы для сотрудничества с мандатарием".

Английская политика не могла не оказать влияния на соотношение сил внутри сионистского движения. Все более усиливалась критика линии Вейцмана, который продолжал быть сторонником тесного сотрудничества с Великобританией и верить в готовность ее правительства выполнить возложенные на нее мандатом обязательства. Включение несионистов в состав Еврейского агентства тоже не оправдало себя, - не увеличив ни средств организации, ни ее политического влияния.

Оппозиция перешла в наступление на XVII конгрессе, состоявшемся в Базеле в июле 1931 г. Ревизионисты получили 20 проц. всех мандатов; их поддерживали различные радикальные группы. Жаботинский потребовал ясно определить "конечную цель" (Endziel) сионизма - "создание независимого еврейского государства по обеим сторонам Иордана". Однако большинство делегатов конгресса, среди них и такой максималист как Усышкин, не сочло разумным выставлять крайние требования. Жаботинский разорвал свой мандат и вместе со своими приверженцами покинул конгресс. Все же Вейцман не был переизбран президентом Всемирной сионистской организации. Его место занял Нахум Соколов. Во главе политического отдела Еврейского агентства стал Хаим Арлозоров,. который представлял теперь - Мапай - Партию рабочих Палестины образовавшуюся в 1930 г. путем объединения партий "Ахдут Авода" с сохранившимся еще со времен второй алии более умеренной рабочей организацией "Гапоэль Гацаир".

Новая волна иммиграции, хлынувшая в страну в результате прихода нацистов к власти в Германии, вызвала острую реакцию со стороны арабских националистов. В октябре 1933 года в некоторых городах состоялись бурные демонстрации арабов. В 1935 году усилилось влияние крайних элементов в арабском национальном движении. Верховный комиссар Артур Уокоп пытался умиротворить их: он предложил созвать Законодательное собрание в составе одиннадцати мусульман, семи евреев, трех христиан и пяти английских правительственных, чиновников.

{685} Еврейское руководство отклонило это предложение; большинство же арабских партий выразило готовность заняться его обсуждением. В английском парламенте этот план был подвергнут резкой критике.

В начале 1936 года произошли большие перемены на международной арене. Возрастающее влияние Гитлера на Ближнем Востоке привело к тому, что националистические элементы в Египте и Сирии добились серьезных успехов. Вслед за ними и экстремистские круги палестинских арабов стали налаживать связь со странами фашистского блока.

Множество немецких и итальянских агентов действовало на Ближнем Востоке и находилось в тесном контакте с различными арабскими группами. Организовались банды, занимавшиеся убийством евреев и грабежом их имущества. В конце апреля 1936 года был создан Верховный арабский комитет, предъявивший мандатным властям три требования: запрет еврейской иммиграции, запрет продажи земель евреям и создание арабского "национального правительства".

Чтобы добиться удовлетворения этих требований, была объявлена всеобщая забастовка, длившаяся со значительным успехом полгода. Арабские банды сформировались в вооруженные отряды под командованием Фаузи эль-Каукджи. Они совершали диверсии, взрывали нефтепровод, разрушали железнодорожную сеть, подкладывали мины на шоссейных дорогах и старались изолировать еврейские поселения и поджигать их поля. Эти действия уже не носили, как события предшествующих лет, характер бесчинств необузданной толпы; хорошо организованные банды, руководимые офицерами с боевым опытом, представляли собой обученные военные отряды. Английское правительство назначило "Королевскую комиссию" во главе с лордом Пилем для выяснения положения в Палестине.

Эта комиссия опубликовала свой отчет 7 июля 1937 года. В нем было сказано, между прочим, что Национальный очаг уже перестал быть экспериментом и превратился в "успешное предприятие" и что в результате чрезвычайно внушительного развития страны, обусловленного еврейской иммиграцией, заметно улучшилось здравоохранение арабского населения и усовершенствовались {686} его сельскохозяйственные методы.

Комиссия пришла к заключению, что огромный естественный прирост арабского населения Палестины объясняется именно этими факторами. Комиссия установила "две элементарные причины", приведшие, по ее мнению, к кровопролитным событиям в стране: стремление арабов к национальной независимости и их ненависть к еврейскому Национальному очагу, вселяющему в них тревогу. Для того, чтобы рассеять опасения арабов, комиссия рекомендовала ограничить иммиграцию до 12.000 человек в год и подчеркнула, что руководящим принципом должны служить не "экономическая емкость", а "политические и психологические факторы". Надлежит также ограничить продажу земель евреям. Вместе с тем, однако, комиссия подчеркнула также вытекающие из мандата обязательства Великобритании по отношению к евреям и не обошла молчанием положение еврейских масс в Германии и в Восточной Европе, для которых Палестина стала в это время главным убежищем.

Принимая все это во внимание, комиссия пришла к весьма неожиданным и радикальным выводам, а именно: еврейские и арабские чаяния несовместимы, а содержащиеся в параграфах мандата обязательства по отношению к обеим сторонам противоречат друг другу. Как наиболее разумный компромисс комиссия предложила раздел Палестины на еврейское и арабское государства и межтерриториальную английскую зону.

В состав еврейского государства должны были войти прибрежная полоса, Галилея и Изреэльская долина. Английская зона должна была включить Иерусалим, Вифлеем, Лод, Рамлу и Яффу. Ввиду того, что в каждом государстве остались бы национальные меньшинства, предполагалось произвести обмен землями и населением.

Вместе с отчетом комиссии Пиля правительство Великобритании опубликовало "Белую книгу", выражавшую согласие с ее предложениями. В первую очередь была запрещена продажа евреям земель, находившихся в пределах проектированного арабского государства, а также устанавливалась иммиграционная квота в 8.000 человек до середины марта 1938 года.

В английском парламенте и {687} в мандатной комиссии Лиги Наций были высказаны мнения, порицавшие план раздела Палестины. Вейцман, Бен-Гурион и большинство лидеров сионистских партий считали, что предложения комиссии Пиля могут быть приняты в качестве основы для компромисса между еврейскими и арабскими требованиями.

XX сионистский конгресс, созванный вскоре после опубликования этих рекомендаций, принял резолюцию в том же духе. В отличие от еврейских организаций Верховный арабский комитет категорически воспротивился разделу и обратился к арабским странам с призывом о помощи. Эмир Трансиордании Абдаллах н возглавлявшаяся членами влиятельного семейства Нашашиби палестинская арабская партия, склонявшиеся вначале к принятию плана раздела, не осмелились открыто выразить свое мнение.

В сентябре 1937 года в Блудане, в Сирии, был созван панарабский конгресс, который разработал план борьбы против еврейского ишува вплоть до его полного искоренения. В конце того же месяца вспыхнуло вооруженное восстание палестинских арабов.

***

Тридцатые годы были периодом быстрого роста и развития еврейского населения страны. Палестина стала важнейшим убежищем для европейских евреев, спасавшихся от преследований фашистских режимов.

В начале 1934 г. в Палестине жило 250.000 евреев. В 1939 году еврейское население насчитывало около полумиллиона душ, часть которых прибыла нелегальным путем, из них 132.000 проживали в Тель-Авиве и свыше 120.000 в сельских поселениях. Число еврейских сельских поселений достигло в конце 1938 года 233, из них 68 кибуцов и 71 мошав; в 1939 году было основано еще 18 новых пунктов.

События 1936-39гг. не оказали значительного влияния на развитие сельского хозяйства: в эти годы было создано 55 новых поселений; в марте 1938 г. - в тяжелых условиях - был заложен кибуц Ханита в горах у северной границы, где проходили коммуникационные линии арабских банд. Ханита стала символом героизма поселений этой эпохи, созданных по системе "хома-у-мигдал" ("крепостная стена и сторожевая вышка"). Это {688} были сооруженные в быстром темпе укрепления, имевшие не только экономическое, но и политико-стратегическое значение. Политическое значение новых населенных пунктов особенно возросло после опубликования плана раздела страны. В мае 1939 г. было создано 12 таких поселений, из которых семь было заложено в один и тот же день - 23 мая.

Площадь под цитрусовыми расширилась в 30-х годах до 150.000 дунамов, причем доля евреев в экспорте апельсинов достигла в 1939 году 60 проц. Были созданы различные общества по оказанию помощи земледельцам, учреждения долгосрочного кредита, "Тнува" - для сбыта сельскохозяйственной продукции, "Мекорот" - общество по водоснабжению и т. п. Увеличилось число сельскохозяйственных школ, развилась и исследовательская работа в области агрономии, как теоретической, так и прикладной.

В еврейском сельском хозяйстве укоренилась форма т. н. "смешанного хозяйства", то есть такого, в котором каждая единица включает разные отрасли, как-то: птицеводство, животноводство, овощеводство, фруктовые и другие насаждения. Эта система должна была положить конец зависимости сельского хозяйства от одной отрасли - цитрусовых, цены на которые подвергались коньюктурным колебаниям на мировом рынке. Главной же целью такого способа ведения хозяйства было обеспечить снабжение еврейского населения продовольствием. Опыт доказал, что всякое политическое напряжение влечет за собой перебои в снабжении ишува и, следовательно, необходимо добиться независимости в этом отношении. В конце тридцатых годов новая форма ведения сельского хозяйства доказала свою целесообразность.

Не менее быстрым темпом развивалась и промышленность. В 1937 году в руках евреев было около 5.600 промышленных предприятий и ремесленных мастерских с валовой продукцией на сумму в 9 миллионов фунтов стерлингов в год; в них было занято 30.000 рабочих. Поташная компания увеличила свое производство с 9.000 тонн в 1932 году до 63.000 тонн в 1939, стоимостью в 428.000 фунтов стерлингов.

О росте индустрии свидетельствует также производство электроэнергии, которое достигло {689} в 1939 году 25 миллионов квт.ч. (3 миллиона в 1931 г.).

Импорт еврейского капитала в 1933-1939 гг. составлял 63 миллиона фунтов стерлингов; часть его была ввезена в виде товаров вновь прибывшими иммигрантами из Германии. Был достигнут значительный прогресс в областях здравоохранения и народного образования. Открылись профессиональные училища, увеличилось число педагогических институтов, расширились университет (около 1000 студентов) и Политехнический институт (свыше 500 учащихся). В целях абсорбции детей и молодежи из Германии было основано специальное учреждение "Алият Ганоар", предоставлявшее своим воспитанникам общее образование наряду с профессиональной подготовкой к сельскохозяйственному труду.

***

После того как Жаботинский покинул XVII сионистский конгресс в 1931 г. усилилась борьба ревизионистов с руководством сионистской организации, в особенности в Польше и в Палестине. Доходило даже до открытых стычек. В разгар создавшегося напряжения, 16 июня 1933 г., был внезапно убит на берегу моря в Тель-Авиве глава политического отдела Еврейского агентства Хаим Арлозоров. В кругах Гистадрута возникло подозрение, что убийство было совершено ревизионистами.

Один из членов этой партии был арестован и предан суду по обвинению в убийстве. Ревизионисты были глубоко возмущены этим обвинением, считая его наветом, возведенным с целью очернить их движение в глазах еврейских масс. В Палестине и в крупнейших центрах диаспоры разразилась жестокая борьба между левыми и правыми партиями в сионистском движении. В 1935 г. ревизионисты решили покинуть сионистскую организацию и основали свою особую "Новую сионистскую организацию".

Одним из главных разногласий была политика "трансфера" - соглашения сионистского руководства с Германией, по которому еврейским эмигрантам разрешалось вывезти часть своего имущества в германских товарах, хотя в этот период возникло в ряде европейских стран движение, поставившее себе целью бойкотировать производство Германии. Все же XIX конгресс (Люцерн, 1935 г.) утвердил {690} соглашение о трансфере, стремясь спасти от нацистов хотя бы некоторую долю имущества немецких евреев.

План раздела страны и вызванная им дискуссия в сионистском движении и в ишуве тоже привели к обострению отношений в различных политических лагерях. Самая упорная борьба велась на XX сионистском конгрессе, состоявшемся в 1937 году в Цюрихе. Большинство членов партий "Мапай" и "Общих сионистов" поддерживало проект раздела страны, так как, по их мнению, ишув был поставлен перед альтернативой: "еврейское большинство в еврейском государстве - или еврейское меньшинство в арабской Палестине". Противились плану раздела часть членов самой большой партии ишува - рабочей партии "Мапай", - особенно кибуцы, религиозная "Мизрахи" и крайне левая Гашомер Гацаир, ратовавшая за создание двунационального арабо-еврейского государства, а также небольшая группа - "Еврейская государственная партия", состоявшая из оставшихся в рамках сионистской организации ревизионистов.

Само собой разумеется, что "Новая сионистская организация" во главе с Жаботинским категорически противилась плану раздела.

Арабское восстание 1937-1939 гг. доказало ишуву и всему сионистскому движению, что наличие вооруженных сил играет решающую роль в политической борьбе. Новая тактика арабских полувоенных групп подорвала эффективность некоторых методов местной еврейской самообороны: защитные позиции, с успехом противостоявшие беспорядочной толпе погромщиков, оказались недостаточными для отражения нападений хорошо организованных отрядов, устраивавших засады на дорогах или ведших сосредоточенные огневые атаки на населенные пункты. Число потерь увеличивалось, и в ишуве все чаще высказывались мнения о необходимости преобразований в структуре и тактики Хаганы (Обороны).

Часть активистов настаивала на энергичном противодействии, а именно - отвечать на нападение нападением. Это требование вызвало разногласия в рядах Хаганы, объединявшей в себе к тому времени все группировки еврейской самообороны в стране, кроме "Эцеля" {691} ("Иргун цваи леуми") - "Национальной военной организации", состоявшей главным образом из ревизионистов и усвоившей принцип ответного террора, т. е. подкладывания мин или бомб в арабских городских центрах и на базарах, обстрела арабских автобусов и т. п. Несмотря на разногласия, большинство членов Хаганы осталось верным своему руководству, подчинявшемуся авторитету и директивам национальных органов, которые придерживались принципа "самообладания" ("хавлага"), т. е. отказа от реакции на арабские методы борьбы путем подражания им.

Однако Хагана стала все чаще прибегать к новым методам самообороны посредством летучих "полевых" и "ночных" отрядов, патрулировавших окрестности еврейских поселений и ликвидировавших гнезда арабских банд.

Тайная покупка оружия, боеприпасов и их подпольное производство приняли значительные размеры; усовершенствовалась система боевой подготовки; были введены новые методы мобилизации добровольцев в городах для охраны отдаленных поселений. В этой области британские мандатные власти оказали некоторое содействие: с их помощью были созданы отряды вспомогательных полицейских сил ("гафпров") - "ночные отряды", железнодорожная охрана и т. п., в рамках которых имелась возможность легальной тренировки бойцов и приобретения боевого опыта, а также хранения оружия, полученного "незаконным" путем. Таким образом, к началу Второй мировой войны ишув обладал значительными кадрами, получившими некоторую военную подготовку и состоявшими из двух частей - легальной и подпольной.

***

Палестинские арабы пользовались широкой поддержкой арабских государств. Им оказывали помощь и страны фашистского блока.

Террористы начали преследовать и убивать также и умеренных арабов.

Британское правительство распустило Верховный арабский комитет и сослало всех его членов (за исключением иерусалимского муфтия, которому удалось своевременно бежать в Сирию) на Сейшельские острова. Только в конце 1938 года {692} английские власти, стянув в страну значительные военные силы, приступили к ликвидации баз арабских банд, и в апреле 1939 г. восстание было подавлено.

В этих операциях участвовала также еврейская милиция ("нотрим"), а также особые боевые отряды под командованием преданного друга евреев, английского офицера Орда Уингэйта.

Нажим арабских государств не прекращался. В октябре 1938 года в Каире был созван "Межпарламентский конгресс арабских и мусульманских стран для защиты Палестины". В то же время в Англии усилилось влияние соглашательских кругов. "Миротворцы" правящей верхушки консерваторов были заинтересованы в компромиссе с Гитлером и Муссолини.

Одним из уязвимых мест в структуре Британской империи был Ближний Восток, превратившийся в арену подрывной деятельности фашистских агентов и вредителей, и эти круги стали распространять мнение, что сионизм причиняет огромный ущерб интересам Великобритании.

Утверждалось, что в целях создания барьера против посягательств фашистских держав на Востоке необходимо договориться с руководителями арабских стран, контролирующих пути в Индию и к главным источникам нефти. В этой атмосфере сговора с фашистскими державами опубликовала свои выводы комиссия, посланная в Палестину в 1938 г. для осуществления плана раздела. Она заявила, что этот план нереален, и, таким образом, фактически предложила аннулировать решения предшествовавшей ей Королевской комиссии. Правительство Великобритании официально подтвердила это заключение в декларации, представленной парламенту в октябре 1938 года.

Беззастенчиво отрекаясь от своих обязательств по отношению к евреям, английское правительство все же заявило, что "непреложная основа мира и процветания в Палестине заключается во взаимопонимании между евреями и арабами", и в соответствии с этим предложило созвать конференцию обеих сторон в Лондоне в начале 1939 года.

Явным признаком готовности пойти на серьезные уступки арабам было возвращение членов Верховного арабского комитета из ссылки и приглашение представителей арабских стран участвовать - наряду с {693} палестинскими арабами - в совещании. Этим актом арабские страны были признаны заинтересованной стороной в палестинском конфликте. Обсуждения начались 7 февраля 1939 года, причем арабы отказались не только заседать вместе с евреями, но и встречаться с ними. Во избежание случайной встречи делегаций пришлось соорудить добавочный вход во дворце Сент-Джеймс. Англичане вели переговоры с каждой делегацией в отдельности. 15 марта представители английского правительства предложили свой план: создание палестинского государства, в правительстве которого каждая из наций будет представлена пропорционально их численности. Этот проект обрекал евреев на неизменное положение постоянного меньшинства, отданного на произвол враждебных, профашистски настроенных арабских лидеров. Само собой разумеется, что еврейские делегаты отклонили предложенный Англией план.

17 мая 1939 г. министр колоний Малькольм Макдональд опубликовал "Белую книгу", рекомендовавшую создание через 10 лет независимого палестинского государства, в котором еврейскому меньшинству будет обеспечена законная защита. По этому плану в течение первых пяти лет переходного периода разрешалась иммиграция 75.000 евреев, а затем она будет зависеть от согласия арабов. Верховный комиссар был облечен полномочием наложить запрет на продажу арабских земель евреям. Верховный арабский комитет отклонил "Белую книгу" и потребовал немедленного прекращения иммиграции и сокращения переходного периода; ишув усмотрел в "книге" предательство Великобритании и выразил свое негодование путем демонстраций и массовых митингов протеста. В английском парламенте "Белая книга" была безжалостно раскритикована представителями разных партий: У. Черчиллем, Л. Эмери и Г. Моррисоном. В мандатной комиссии Лиги Наций большинство членов высказалось против "Белой книги".

На XXI сионистском конгрессе, собравшемся в Женеве летом 1939 года, когда уже чувствовалось зловещее веяние неминуемой мировой войны, Бен-Гурион выступил с программой, согласно которой ишув и сионистское {694} движение должны были прекратить свое сотрудничество с английским правительством и стать на путь активного сопротивления ему.

Конгресс закончился в конце августа. 3 сентября Англия объявила войну Германии, и лидеры ишува немедленно провозгласили о своей готовности предоставить все силы еврейского населения Палестины на помощь Британии в ее борьбе с Гитлером.

{695}


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=