=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=

ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

под редакцией С.Эттингера

Жду Ваших писем!

Ш. ЭТТИНГЕР: НОВОЕ ВРЕМЯ

Глава первая: ЕВРЕЙСКАЯ МИГРАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕВРОПЕЙСКИХ ЕВРЕЕВ В XVII И XVIII вв.

Преследования евреев в Европе и неоднократно повторявшиеся с XIII в. изгнания их из целого ряда стран этого материка привели к тому, что число государств, в которых находилось еврейское население, значительно уменьшилось к концу средних веков.

В последние годы XVI века существовало всего два больших еврейских центра: в Польско-Литовском государстве и в Оттоманской империи; наряду с ними небольшое число общин находилось в Германии и в Италии. Важная перемена в миграции евреев произошла в XVII в., когда новые еврейские поселения возникли в некоторых странах Западной Европы и даже по ту сторону Атлантического океана. Правда, лишь немногие евреи, главным образом потомки испанских изгнанников, осели на новых местах, но все же иммиграция в Западную Европу заметно повлияла на ход еврейской истории нового времени.

В свое время продвижение евреев на Восток вследствие изгнаний на закате средних веков перенесло их из относительно развитых стран Западной и Центральной Европы в отсталые страны, где сфера их экономической деятельности сильно сузилась. В бедных восточноевропейских странах, остро нуждавшихся в капитале, состоятельные евреи занимались преимущественно арендой и финансовой администрацией частных и государственных имений или ссудой денег под проценты. Большинство же евреев, из-за незначительности городского сословия в коренном населении этих стран, заняло видное место в торговле. Это была в первую очередь торговля предметами роскоши для высших классов. Покупная сила крепостных крестьян была очень ограничена. Среди евреев были и ремесленники, но число их до XVII в. было весьма незначительно.

В результате начавшегося в XVII в. движения на Запад многие евреи осели в крупных торговых центрах {408} Европы, как-то Амстердам, Лондон, Гамбург. Здесь перед ними открылись новые горизонты для экономической деятельности. Денежные средства для этой деятельности пополнялись оставшимися в Испании и в Португалии марранами, которые нелегальными путями переводили свои капиталы еврейским общинам, возникшим в Англии и в Голландии. Семейные связи и взаимное доверие между единоверцами способствовали расширению кредита и обмену информацией, имевшей важное экономическое значение. Вслед за осевшими в этих центрах евреями потянулись их соплеменники из других мест. Некоторые города, как, например, Бордо и Ливорно, достигли экономического расцвета благодаря деятельности евреев, особенно в результате развития средиземноморской торговли и связей с американским материком.

XVII в. был золотым веком сефардских общин в Западной Европе: сефардские евреи в значительной мере подготовили почву для более активного и более широкого участия евреев в хозяйственной, общественной и культурной жизни всей Европы. Но уже в XVIII в. их влияние ослабевает, и постепенно усиливается экономическая деятельность ашкеназских евреев. Все же до самой Французской революции сефарды сохраняли свое превосходство в экономической сфере.

Тесная связь между еврейскими общинами в Амстердаме, Гамбурге и Венеции и марранами, оставшимися на Пиренейском полуострове, способствовала тому, что евреи стали играть все более важную роль в средиземноморской торговле. Торговля с испанскими и португальскими заморскими колониями концентрировалась в руках правительств этих стран. Они поставляли пряности и серебро, вывезенные из колоний, на рынки Северной и Центральной Европы. Из-за освободительной войны Нидерландов и войн между Англией и Испанией перед испанским правительством закрылся доступ на главные европейские рынки. Чтобы вести эту торговлю без помех, испанское правительство передавало монополию разным компаниям - главным образом "неохристианским", - которые вели свои дела с помощью родственников в Северной Европе или в городах Италии. Немалую роль {409} играли также влияние евреев при дворах правителей Марокко, Туниса и Алжира и их значение в экономической жизни этих стран.

Стремление голландских властей обеспечить своим кораблям в Средиземном море убежище в портах Марокко от преследований испанского флота привело к соглашению между этими странами, которое было достигнуто в начале XVII в. стараниями еврейского дипломата Шмуэля Паллача. Тунисские евреи развили торговые сношения с Европой благодаря посредничеству своих ливорнских единоверцев и конкурировали с французскими купцами на североафриканском побережье. Это послужило причиной ожесточенной ненависти последних к евреям, в которых они видели своих главных конкурентов в портах Средиземноморья. Да и товары, ввозимые в порты Северной Африки христианскими коммерсантами, перепродавались из их складов местными торговцами, в большинстве своем - евреями. Еврейские коммерсанты и таможенники в Северной Африке, зачастую выходцы из Испании, поставляли снаряжение и провиант многочисленным пиратам, действовавшим вдоль побережья этого материка и угрожавшим испанской торговле. Это была своего рода месть за преследования евреев на Пиренейском полуострове.

Не менее важную роль играли евреи и в торговле с Левантом, т. е. со странами восточного побережья Средиземного моря. Большинство посредников в торговле Леванта с европейскими странами и постоянных коммерческих представителей голландских и английских компаний на Ближнем Востоке были евреи.

Евреи приняли активное участие и в попытке голландцев обосноваться в Бразилии во второй четверти XVII в, Среди поселившихся в этой стране евреев были не только купцы, но и владельцы плантаций - преимущественно сахарного тростника. В 1654 г., когда голландцы были вытеснены из Бразилии португальцами, несколько евреев переселилось в Новый Амстердам (впоследствии переименованный в Нью-Йорк). Они и были первыми еврейскими поселенцами в Северной Америке. Евреи обосновались также на Вест-Индских островах и занялись {410} торговлей, разработкой рудников и разведением плантаций. Связь с французскими колониями поддерживалась бордоскими евреями, главным образом торговым домом Градис, создавшим в XVIII в. крупные фактории на островах Сан-Доминго и Мартиника. Они владели многочисленными сахарными плантациями на Вест-Индских островах.

В германских странах деятельность еврейских финансистов была сосредоточена в кругу т. н. "придворных евреев". Во второй половине XVII в. германские князья стремились к абсолютной власти. Вмешательство дворянства и сословных представителей в государственные дела казалось им неуместной помехой. Поэтому они искали для хозяйственных и дипломатических постов лояльных исполнителей своей политики, т. е. лиц, целиком зависящих от их милости, которые не были бы в состоянии опираться на те или иные сословия в государстве. Эти правители были заинтересованы в быстром экономическом развитии своих стран и в увеличении своих доходов. Они ссылались на господствовавшую в то время теорию меркантилизма, согласно которой следовало оказывать действенную помощь торговле и купечеству, а также способствовать накоплению капитала и драгоценных металлов и развитию промышленности в стране.

В результате этого подхода некоторые государства, в особенности небольшие княжества Германской империи, решили воспользоваться услугами евреев, способных проявить инициативу в области финансов и торговли. Курфюрст Бранденбургский, например, дал в 1671г. 50 еврейским семьям, изгнанным из Австрии, разрешение поселиться в своем государстве и в его столице - Берлине. Он пожаловал им широкие привилегии и позволил заниматься торговлей в пределах всей страны, без всяких ограничений. Значение еврейских коммерсантов постепенно увеличивалось. Некоторым из них удалось завязать тесные связи с княжескими дворами в Германии.

Они занимались традиционными еврейскими отраслями торговли, финансовыми сделками и поставкой провианта двору и армии. Наиболее важной отраслью деятельности "придворных евреев" были военные поставки, так как правительства не были в состоянии создать {411} соответствующий аппарат для снабжения своих армий. Преимущество еврейских поставщиков в Германии заключалось в том, что у них были тесные связи с польскими евреями, а Польша в ту пору была одним из главнейших экспортеров селитры (необходимой для производства пороха), лошадей и сельскохозяйственных продуктов на европейские рынки. Однако эта обширная коммерческая деятельность была сопряжена с большим риском. Очень часто казна отказывалась платить по счетам "придворных евреев", что неминуемо приводило их к банкротству.

Характерной в этом отношении была участь гейдельбергского еврея Шмуэля Оппенгеймера, видного военного поставщика императора Леопольда I в последнюю четверть XVII в. Император несколько раз удалял его с этого поста и отказывался возмещать его расходы. Но когда в 1683 г. турки стояли у ворот Вены, император был вынужден снова его призвать и согласился на его условия для урегулирования долга. Шмуэлю Оппенгеймеру удалось доставить провиант и военное снаряжение многочисленной действующей армии, и даже в осажденные крепости.

В XVIII в. число "придворных евреев" так возросло, что не было почти ни одного немецкого княжества, в котором не было бы "придворного еврея". Соломон Медина был поставщиком армии английского герцога Мальборо. В годы, предшествовавшие Французской революции, Герц Серфбер снабжал французскую армию лошадьми и фуражом, а в некоторых случаях, например, когда Эльзасу грозил голод, ввозил значительное количество зерна из Германии для раздачи населению.

В конце XVII в. и на протяжении XVIII в. деятельность "придворных евреев" постепенно расширялась, и они стали значительным фактором в формировании централизованных государств Германии. Немецким правителям удобно было пользоваться ими для укрепления своей власти, т. к. у них не было никаких политических амбиций; к тому же евреи не старались использовать свою службу государству для получения дворянских званий или приобретения земельных угодий. Когда в конце XVII в. борьба между Австрией и Францией обострилась и обе {412} страны старались путем денежных субсидий заручиться поддержкой различных германских государств, дипломатические переговоры велись зачастую через посредство евреев, и через них же производились платежи. В начале XVIII в. этим занимался по поручению австрийского императора "придворный еврей" Самсон Вертгеймер.

В девяностых годах XVII в. "придворный еврей" Лефман Беренс развил многостороннюю дипломатическую деятельность, имевшую целью возвести ганноверского герцога в сан курфюрста. Саксонский "придворный еврей" Беренд Леман сыграл исключительную роль в политической борьбе, закончившейся в 1697 г. избранием на польский престол саксонского курфюрста Фридриха Августа (как польский король он известен под именем Августа II Сильного). Для достижения этой цели Леман пользовался поддержкой евреев, арендаторов и управляющих имениями влиятельных польских магнатов. Король возлагал на Лемана задания первостепенной политической и экономической важности.

Самым известным из "придворных евреев" был Иосеф Зюс Оппенгеймер ("еврей Зюс"). В недолгие годы правления Карла Александра, герцога Вюртембергского (1733-1738 гг.) Зюс предложил и провел в жизнь ряд радикальных реформ, имевших целью увеличить доходы герцогства и таким образом дать ему возможность содержать сильную армию и стать активным фактором в германской политике. Своими мероприятиями Зюс восстановил против себя представителей различных сословий, противившихся централистическим тенденциям Карла Александра.

Поэтому по смерти герцога Зюс был арестован, предан суду и приговорен к смертной казни. Не придерживавшийся до тех пор религиозных заветов, Зюс отверг предложение креститься и умер со словами еврейской молитвы на устах: "Слушай, Израиль (Шма Исраэль)".

Несмотря на быстрое экономическое развитие европейских стран в XVII и XVIII вв., положение средневековых гильдий и цехов не пошатнулось. Они продолжали ревниво оберегать монополию в своих отраслях. Из-за своеобразной структуры и особого характера этих {413} организаций, объединявших купцов и ремесленников не только по экономическим и профессиональным, но и по общественным и конфессиональным признакам, евреям почти не было никакой возможности получить доступ в них. Поэтому они старались обосноваться главным образом в тех новых отраслях экономики, на которые не распространялась власть корпораций. Этим объясняется, например, роль евреев в торговле сахаром. По той же причине они стали первыми распространителями и других продуктов, как кофе и табак, до тех пор неведомых европейскому потребителю. Даже после того, как импорт этих товаров сконцентрировался в руках больших торговых компаний, получивших на то монопольное право от правительств, евреи продолжали торговать ими в розницу.

Промышленное производство, которое начало развиваться в ту пору, также нуждалось в сбыте, и время от времени промышленники вступали в конфликт с господствовавшими прежде в этих отраслях ремесленными цехами. Поэтому в Англии и Франции некоторые евреи занялись сбытом новых товаров. Так, например, авиньонские евреи, в продолжение многих поколений торговавшие почти исключительно подержанной одеждой и шелковыми тканями, теперь, в результате развития мануфактурного производства в Провансе, расширили сферу своей деятельности. Участие же евреев в создании новых отраслей промышленности в то время было относительно невелико. Все же в одной из них - в шлифовке алмазов - они заняли важное место. Центр этой индустрии был в Нидерландах. Голландские евреи скупали значительную часть ввозимых Ост-Индской компанией алмазов и шлифовали их. Из Англии еврейские ювелиры тоже посылали алмазы на обработку в Голландию. В 1748 г. возник конфликт в шлифовальной промышленности, и рабочие-христиане обратились к амстердамскому муниципалитету с требованием ограничить деятельность евреев, работающих в этой отрасли; но власти отклонили их требование и мотивировали свой отказ тем, что это производство в их городе основали именно евреи.

Евреям принадлежит также заслуга создания шелковой промышленности в Голландии и в Италии. В {414} Амстердаме в течение XVIII века их вытеснили конкуренты-христиане, но в Италии они продолжали заниматься выделкой шелка и в этом веке. В пятидесятых годах восемнадцатого столетия эта промышленность была перенесена евреями и в Пруссию. В ту пору поощряемые правительством прусские евреи занимались также выделкой кожи, золотых и серебряных сосудов и производством бывших тогда еще новинкой хлопчатобумажных тканей.

Основание новых отраслей промышленности, сбыт новых товаров и модернизация коммерческой системы произвели гораздо более значительный переворот в экономической деятельности евреев, чем среди городского сословия христиан, еще не вышедшего из общественных и экономических рамок, унаследованных от средневековья. Поэтому неудивительно, что методы еврейских купцов воспринимались горожанами как нарушение традиций и подрыв освященных веками устоев.

***

Совершенно иной характер носила экономическая деятельность евреев в Восточной Европе. Казацкие восстания и длительные войны с Россией и Швецией в XVII в. потрясли Польское государство. Вследствие этого еще больше ослабла королевская власть и возросло влияние враждовавших между собой магнатов. Многие из них владели частными городами и побуждали своих горожан заниматься земледелием, т. к. из-за большого спроса на некоторые сельскохозяйственные продукты в Западной Европе цены на них беспрерывно возрастали. Лишь в немногих городах поощрялось занятие ремеслами и торговлей. Да и тогда зачастую владельцам этих городов было более выгодно поддерживать еврейских купцов, располагавших хорошими связями с заграницей и не предъявлявших никаких политических требований. Так, например, в Бродах еврейская торговля значительно развилась с помощью владельцев города, графов Потоцких, и в XVIII в. еврейская община этого города стала самой крупной в Польше.

Во многих городах евреи сосредоточивались вокруг центральной городской площади и открывали там свои лавки, в то время как горожане-христиане жили {415} преимущественно в предместьях и вели полуземледельчеекий образ жизни.

В результате этого в целом ряде городов и местечек, особенно на востоке Польши, еврейские жители оказались в большинстве. Дальнейшее увеличение еврейского населения страны привело его к необходимости селиться и в деревнях. И теперь, как и в прошлом, многие из них становились арендаторами, но в XVIII в. они брали в аренду, главным образом, небольшие поместья и отдельные отрасли хозяйства: мельницы, рыбные пруды и т. д. Чаще всего, однако, они арендовали корчмы. В примитивном деревенском обществе Польши водка была почти единственным предметом роскоши в крестьянском обиходе.

Поэтому польские помещики оставляли за собой право на монопольную продажу водки и на взимание налогов с нее. Паны сдавали это право в аренду евреям за заранее оговоренную плату. На деле еврейский арендатор деревенской корчмы был не только шинкарем, но и местным купцом. Он скупал у крестьян сельскохозяйственные продукты и снабжал их предметами первой необходимости, как, например, солью, скобяными товарами, кожей, а иногда давал крестьянам и ссуды.

Сами еврейские арендаторы были полностью подвержены произволу помещика. Исторические документы и народные предания хранят много повествований об издевательствах панов над арендаторами, о брошенных в подземные темницы евреях, об отнятых у родителей и насильственно крещеных детях. Не было никакой законной власти, которая могла бы спасти еврея, оторванного от своих сородичей и жившего в деревне, от его жестокого хозяина. И только денежным выкупом евреям иногда удавалось выручить соплеменника из беды.

В течение XVIII в. торговля между Польшей и Германией все больше концентрировалась в руках евреев. Коммерческие связи между польскими евреями, поставлявшими сельскохозяйственные продукты, и немецкими евреями, торговавшими промышленными изделиями; завязывались на ярмарках, устраиваемых в разных городах Германии (Бреславль, Лейпциг, Данциг). Сюда же посылали своих агентов "придворные евреи", снабжавшие войска. В этих городах польские евреи закупали изделия {416} Центральной Европы и предметы роскоши для панских дворов. Но и в самой Польше бывали ярмарки, на которых заключались арендные контракты и договоры на покупку сельскохозяйственных продуктов, даже с урожаев будущих лет. Поэтому расположенные в центре земледельческих районов города, в силу своего географического положения подходившие для встреч купцов с помещиками, стали крупными торговыми центрами. Таким образом достигли в ту пору своего экономического расцвета города Броды и Бердичев.

Однако ссудные операции евреев сократились в этот период из-за быстрого развития банковского дела, в котором они вначале не принимали участия. В Польше евреи не только прекратили ссужать деньги, но все чаще брали деньги взаймы у дворян или духовенства, чтобы вложить их в торговые предприятия. Небольшие еврейские банки, значение которых возросло лишь в первой половине XIX в., основывались главным образом "придворными евреями", скопившими капитал на торговле и на чеканке монет.

Экономическая деятельность евреев с конца XVII и вплоть до начала XIX в. высвободила их из узкоспецифических рамок средневековых еврейских профессий и привела к их постепенному включению в различные отрасли развивающейся капиталистической экономики. В этой деятельности сочетались элементы старого и нового. Большинство евреев осталось связанным с деревней и с помещичьей усадьбой, но все же многие из них способствовали созданию экономической основы для современных централизованных государств. Их успехи в значительной мере зависели от личных связей с правителями и от степени оказываемого им доверия со стороны властей. Поэтому расширение сферы их деятельности привело к натянутым отношениям между ними и другими сословиями, которые видели в них нарушителей традиционных хозяйственных и моральных норм. Несмотря на это, экономическое значение евреев в разных странах Европы возросло благодаря их новаторской роли в создании новых отраслей хозяйства, в развитии морской и колониальной торговли и в сбыте промышленной продукции.

{417}


=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=