КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Новое время

Глава 11

Обзор главнейших событий XIX века

61. Французская революция. В конце XVIII века совершился переворот,изменивший политический строй жизни некоторых европейских народов. Великаяфранцузская революция 1789 года возвестила начало "равенства, братства исвободы" людей всех сословий и вероисповеданий. Последствием этого былопризнание равноправия евреев, которые в XVIII веке вновь появились во Франции[После своего изгнания в 1394 г., евреи в течение трех столетий непоказывались во Франции. Там селились марраны или тайные евреи из Испании, подвидом "новохристиан". Только в конце XVII века во французское подданствовступило много евреев, из присоединенных Людовиком XIV немецких провинцийЭльзаса и Лотарингии. В XVIII веке число евреев во Франции увеличилось; многиеиз них жили даже в Париже; но гражданское положение их было так жеунизительно, как в Германии.].

Величайшие деятели революции (Мирабо и другие) требовали во французскомНациональном собрании, чтобы евреям были предоставлены все гражданские праванаравне с христианами (1789 г.). О том же ходатайствовали уполномоченные отеврейских общин Парижа и других городов. Против равноправия еврееввысказывались в Национальном собрании только депутаты от католическогодуховенства к населения Эльзаса. После горячих прений во многих заседанияхрешено было предоставить евреях во Франции все гражданские права (28 сентября1791 г.), - и король Людовик XVI утвердил это решение Национального собрания.Это был первый в Европе пример эмансипации евреев, т. е. освобождения их отвекового бесправия.

Но не сразу примирились христиане с равноправием евреев. В Эльзасе, гдееврейское население было многочисленно, вражда к нему еще не прекратилась.Французский император Наполеон I, захвативший власть после революции,колебался в своем отношении к евреям. В 1806 г. он созвал в Париже собраниееврейских депутатов из Франции, Италии и Голландии; в собраниипредседательствовал богатый сефард Авраам Фуртадо из Бордо. Депутатам былопредложено 12 вопросов относительно совместимости еврейских религиозныхзаконов с французскими гражданскими законами. Ответ собрания гласил, чтоевреи, живущие во Франции, считают ее своим отечеством и ее законы для них также священны, как законы иудейства. Наполеон остался очень доволен этим ответоми вскоре учредил в Париже Синедрион из 71 члена, под главенством старейшихраввинов, для выработки подробного плана устройства еврейских общин воФранции. По плану Синедриона, было признано необходимым учредить в Парижеглавную раввинскую консисторию, а в провинциях - второстепенные консистории;эти консистории должны заведовать делами еврейских общин и главным образомзаботиться об исполнении евреями своих гражданских обязанностей. Это общинноеустройство было введено и сохранилось во Франции до последнего времени.

Победоносные наполеоновские войны проложили еврейской эмансипации путь ив другие страны Европы. В Италии, с утверждением там французского владычества,было провозглашено равноправие евреев. В Голландии были упразднены последниеправовые ограничения, тяготевшие над еврейскими общинами.

62. Успехи просвещения на Западе. В Германии, где впервые зародилосьновое еврейское просвещение, гражданское положение евреев улучшилось только накороткое время. Равноправность их была признана в некоторых германских землях,вошедших в состав созданного Наполеоном Рейнского союза. В Пруссии, униженнойпобедами Наполеона, была также сделана попытка в этом роде. Указом 1812 годакороль Фридрих Вильгельм III признал необходимым предоставить гражданскиеправа прусским евреям. Но эта милостиво дарованная эмансипация была отменена,как только Германия стряхнула с себя иго Наполеона I. Составился Священныйсоюз главных государей Европы (1815 г.), с целью противодействовать влияниюосвободительных (либеральных) идей и восстановить старый политический строй.Это противодействие (Реакция), длившееся более 30 лет, было особенно сильно вГермании и Австрии. Начавшееся здесь улучшение гражданского быта евреевостановилось. Немецкие правительства стали вновь ограничивать их права, а внекоторых местах немецкая чернь пыталась даже возобновить средневековыенападения на бесправную нацию. В Вюрцбурге, Бамберге и других городахпроизошли уличные погромы против евреев (1819-1820 гг.).

Германские евреи тогда особенно сильно почувствовали всю тяжесть своегогражданского бесправия. Они уже успели приобщиться к немецкому просвещению иеще недавно принимали участие в освободительных войнах Германии противНаполеона. Они считали себя хорошими гражданами своего германского отечества -и вдруг с ними снова начали обращаться как с чужими. Однако не все так сильночувствовали горечь этой обиды. Многие образованные евреи зашли уже так далеков деле слияния с немцами, что совершенно забыли о своей нации. В Берлине идругих городах многие еврейские семейства принимали крещение. Даже дочериМоисея Мендельсона (Доротея и Генриетта) при няли христианство. Ввеликосветских салонах Берлина сходились образованные христиане и евреи, и этисходки приводили иногда к бракам между христианами и еврейками, для чегопоследние отрекались от своей веры. Величайшие писатели тогдашней Германии,Берне (ум. в 1837 г.) и Гейне (ум. в 1856 г.), отреклись в молодости отеврейской религии; но они потом искупили свое отступничество тем, чтосделались горячими защитниками своего народа. Гениальный публицист и борец засвободу, Берне обличал все недостатки немцев и в том числе их дикиепредубеждения против евреев. Гейне, лучший после Гете немецкий поэт, воспевалиногда и еврейское горе в своих дивных стихах, написал повесть изсредневековой жизни евреев ("Бахарахский раввин"), а в последние годы жизниписал свои вдохновенные строки о величии Библии.

Были и еврейские деятели, которые всецело посвящали свои силы своемународу. Габриель Риссер, издавший (в 1830-х годах) журнал "Еврей" на немецкомязыке, выступал горячим поборником эмансипации евреев, будил чувствосамоуважения в своих соплеменниках и обличал перебежчиков из их среды."Бесчестен сын, - восклицал он, - стыдящийся своего отца; бесчестно поколение,стыдящееся своего прошлого!". Другие писатели разрабатывали еврейскую науку иисторию. Наиболее деятельным из них был Леопольд Цунц, которого называют отцомновой еврейской историографии (расцвет его деятельности: 1825-1855 гг.).Школьный товарищ Цунца, М. Иост, излагал историю евреев от древнейших времендо своей эпохи в целом ряде общественных трудов, написанных, как и сочиненияЦунца, на немецком языке. Изучение истории раскрыло перед образованными людьмикартину развития иудаизма. Свободомыслящие писатели стали развивать идею, чтодля современного еврея необязательны все многочисленные религиозные обряды изаконы, установленные талмудистами и раввинами былых времен. Они утверждали,что это тяжелое бремя законов даже опасно, ибо современный образованный еврей,не будучи в силах исполнить их, отбрасывает вместе с ними основные библейскиезаповеди и потом доходит до полного отречения от веры. Проповедники этих идейтребовали реформ в еврейской религии. Во главе реформистов стоял (с 1840-хгодов) талантливый историк иудаизма, бреславский раввин Авраам Гейгер. Носреди реформистов не было единства. Одни обращали внимание только на внешниепреобразования, на красивую обстановку синагоги и богослужения; другиеначинали с отрицания важных основ веры, вместо того, чтобы изменять тольковторостепенные обряды. Против реформистов выступила партия правоверных, илиортодоксов. Во главе ее стоял университетский товарищ Гейгера, раввинСамсон-Рафаил Гирш, поставивший себе девизом: "не религию приладить к жизни, ажизнь - к религии". Между двумя противными партиями возгорелась ожесточеннаяборьба.

Значительный подъем умственной жизни замечался также - хотя в меньшейстепени, чем в Германии - среди евреев Франции, Италии и Австрии. Во Франции,в первой половине XIX века, главными двигателями еврейского знания были:Сальвадор, автор крупных сочинений о Моисеевом законодательстве, историигосподства римлян в Иудее и возникновении христианства, и ориенталист Мунк,проливший свет на еврейско-арабскую философию средних веков. В Италиивыдвинулся крупный мыслитель Самуил-Давид Луццато (1800-1865 гг.),преподаватель раввинской семинарии в Падуе. Луоццато, автор многочисленныхнаучно-исторических сочинений, развивал ту идею, что иудаизм заключает в себесамую возвышенную философию в самую совершенную систему нравственных идеалов.Впоследствии он дошел до убеждения в фальшивости новой европейской культуры ивидел в чистом миросозерцании иудейства оплот против возрастающей порчинравов. Соломон Иегуда Рапопорт в Праге исследовал, подобно Цунцу, многиемоменты истории еврейской литературы. При всем своем благочестии, Рапопортподвергался сильным гонениям со стороны хасидов и раввинов, которые считалипреступным всякое употребление научных приемов при исследовании древнейписьменности. Против этих "темных людей" писали свои остроумные сатирыгалициане: Иосиф Перль ("Мегале темирин") и Исаак Эртер ("Гадофе").

63. Русские евреи при Александре I в Николае I. Господствовавшие наЗападе в начале XIX века освободительные стремления проникли на короткое времяи в Россию, где после присоединения Польши жила наибольшая масса евреев. ВнукЕкатерины Великой, император Александр I (1801-1825 гг.) учредил особыйкомитет для обсуждения вопроса об улучшении быта евреев в России, а в 1804году утвердил выработанное этим комитетом "Положение об устройстве евреев".Меры просвещения стоят в этом "Положении" на первом плане: евреям открываетсядоступ в русские учебные заведения и поощряется распространение между нимирусского языка. По занятиям евреи разделяются на четыре класса; иаземледельцев, фабрикантов к ремесленников, купцов, мещан. Земледельцампредоставляются значительные податные льготы; занятия же шинкарством исельскими арендами преследуются, и для этой цели евреям даже запрещаетсяпроживать в деревнях. Для привлечения евреев к земледелию правительство отвелопустопорожние степи в Новороссийском крае и предложило желающим селиться тамна льготных условиях. На призыв правительства откликнулись несколько сотеврейских семейств из Северо-Западного края и основали первые земледельческиеколонии на юге (1808 г.). Но этот первый опыт был неудачен: непривычностьевреев к земледелию, с одной стороны, и трудность заселения дикого степногокрая, с другой - привели вскоре к упадку южных колоний, которые лишь впозднейшее время возродились к новой жизни. Заботы правительства об улучшениибыта евреев в духе права и справедливости тоже скоро ослабели. Война сНаполеоном (1812 г.) и вступление России в европейский Священный союз (1815г.) отвлекли внимание Александра I в другую сторону. Во второй половине егоцарствования прежние преобразовательные начинания относительно евреев уступилиместо иным мерам. Делались бесплодные попытки распространить среди евреевхристианство посредством учреждения в 1817 году "Общества израильскиххристиан"; выселение евреев из деревень в города производилось во многихместах с крайней строгостью, между тем как намеченные "Положением" 1804 годамеры к поднятию уровня образования и хозяйственного быта евреев оставались безприменения.

В царствование Николая I (1825-1855 гг.) положение евреев значительноухудшилось. В то время утвердился в правящих кругах средневековый взгляд, чтоеврейский вопрос может быть решен только путем слияния евреев в религии иобразе жизни с коренным русским населением. К достижению этой цели былонаправлено тогдашнее суровое законодательство. В 1827 г. был издан закон,обязавший евреев к личному отбыванию вониской повинности, по суровомурекрутскому уставу. Продолжительная военная служба (около 25 лет) на далекихокраинах государства отрывала еврея от его семьи и общины и приучала к иной,чуждой ему жизни. В солдаты часто вербовались малолетние еврейские дети,которых отправляли в дальние губернии и там обучали в особых батальонах длямалолетних "кантонистов". Вследствие давления военного начальства, большинствокантонистов-евреев принимало православие и больше не возвращалось в родныесемьи. Наряду с этим издавались строгие законы, ограничивавшие права евреев поизбранию местожительства, рода торговли и промыслов. Вне бывших польскихобластей, составлявших "черту оседлости евреев", им не разрешалось постоянноежительство. Только в последнее десятилетие царствования Николая Iправительство убедилось, что одними принудительными способами невозможнорешить еврейский вопрос и что необходимо принять меры к поднятию уровняобразования евреев. По мысли министра народного просвещения Уварова, былиустроены в 1840-х годах начальные еврейские училища с общеобразовательнымкурсом, а также два раввинских училища (в Вильне и Житомире) для подготовкиобразованных раввинов и учителей. Но еврейская масса, напуганная прежнимимерами правительства, отнеслась недоверчиво к этому новому мероприятию; онавидела в "школьной повинности" опасность для своей религии и народности.

Исключительное гражданское положение русских евреев поддерживало ихвнутреннюю замкнутость. Раввинизм и хасидизм стремились закупорить еврейскуюсреду от всякого доступа новых идей. Эти два противника, спорившие за властьнад массой, вступали в тесный союз всякий раз, когда им грозила опасность отобщего врага - просвещения. А новые умственные веяния уже проникали из центровЗапада в темное царство восточного еврейства. Исаак-Бер Левинзон из Кременца(1786-1860 гг.) явился глашатаем просвещения среди русских евреев. В своихкнигах, писанных на еврейском языке, он проповедовал, что в хедерномвоспитании необходимо отдавать предпочтение изучению Библии и древнееврейскогоязыка перед изучением Талмуда, что религия отнюдь не возбраняет изученияиностранных языков и общеобразовательных наук (книга "Теуда беисраиль", 1828г.). Левинзон писал еще научные исследования по истории развития библейского италмудического иудаизма ("Бет Иегуда", "Зерубавель"), опровергал в особойкниге ("Эфес дамим") нелепую басню об употреблении евреями христианской кровии вообще работал для улучшения быта своих несчастных соплеменников. Но лишьнемногие из тогдашних русских евреев ценили деятельность Левинзона; вся жемасса окружающих его хасидов считала его отступником от религии. Так женедружелюбно смотрели ревнители раввинизма на возникший тогда в Вильне кружок"просвещенных" ("маскилим"). Главной целью этого кружка было восстановлениечистой библейской речи в новой литературе. Один из членов виленского кружка,Мордохай-Арон Гинцбург (ум. в 1846 г.), много сделал для выработки еврейскогопрозаического стиля в своих книгах, содержащих расска-. зы, описанияпутешествий, исторические очерки и автобиографию ("Дебир", "Абиззер" и др.).Виленский поэт Авраам-Бер Лебенсон ("Адам") возродил тогда еврейскуюстихотворную речь в своих "Песнях священного языка" ("Шире сефат кодеш", 1842г.). Сын его, Михель Лебенеон, безвременно умерший на 24-м году жизни (1852г.), превосходил еще отца по глубине поэтического чувства. Его "Песни Циона" и"Арфа Циона" ("Шире бат-Цион", "Кинор бат-Цион") принадлежат к лучшимпроизведениям еврейской поэзии.

64. Западные евреи во второй половине XIX века. В 1848 году вполитической жизни западноевропейских народов совершился большой переворот. ВГермании Австрии и Италии произошли революции, приведшие к ограничению властиправителей и усилению участия народов в государственном управлении("конституционный порядок"). Следствием общего освободительного движения былои провозглашение гражданского равноправия евреев, представители которыхпринимали деятельное участие в этом движении. Во франкфуртском учредительномпарламенте, выработавшем новый порядок управления для Германии, занимал местовице-президента Габриель Риссер, давнишний поборник еврейской эмансипации. Впарламенте было принято решение, что гражданские права должны быть одинаковыдля немецких подданных всех вероисповеданий. Подобное решение былопровозглашено и в прусском Национальном собрании, заседавшем в Берлине.Равноправие евреев было узаконено во всей Германии. Противники нового порядка,взявшие верх в начале 1850-х годов, пытались сократить это равноправие, новстретили отпор со стороны либеральной части общества, в котором евреи игралиуже влиятельную роль. Усиление Пруссии после войны с Австрией (1866 г.) иобъединение Германии после франко-прусской войны (1870 г.) содействовалиупрочению германской конституции и связанной с ней еврейской равноправности.Крупные еврейские таланты выдвинулись яа всех поприщах политической,общественной и литературной деятельности.

Таким же путем шло освобождение евреев в Австрии. В этой разноплеменнойстране, где постоянно кипела борьба национальностей, труднее было евреямупрочить свое гражданское положение. Объявленная в 1848 г. свободнаяконституция подверглась изменениям а сокращениям. Но, наконец, конституция1867 года признала гражданское равноправие евреев в Австро-Венгрии.

Во Франции, родине равноправия, положение евреев еще более упрочилосьпосле Февральской революции (1848 г.). Еврей Адольф Кремье занимал здесь постминистра юстиции дважды: в 1848 и 1870 гг. Это был горячий защитник своегонарода. В 1860 г. он основал в Париже общество под названием "Всемирныйеврейский союз" (Alliance israelite universelle), поставившее себе две цели:защищать интересы евреев во всех местах их рассеяния и распространять срединих европейское просвещение. В действительности обе эти цели осуществлялись"Союзом" только в странах магометанского Востока: в Турции, Алжире, Марокко иТунисе. В Англии евреи получили в 1858 г. политические права, сверх техгражданских прав, которыми они раньше пользовались. Они стали посылать ванглийский парламент своих депутатов. Не раз евреи избирались на почетнейшийпост лорд-мэра Лондона. Герой новейшей английской истории, бывший долгое времяпервым министром, Биконсфилд-Дизраэли (ум. в 1881 г.), был еврейскогопроисхождения и до самой смерти сохранил живейшую симпатию к своимединоплеменникам. Немало работал для блага своего народа великийангло-еврейский филантроп Моисей Монтефиоре, особенно заботившийся обулучшении быта евреев в Палестине.

В третьей четверти XIX века равноправие евреев было признано во всехстранах Западной Европы, где установилось правление конституционное: в Италии(после 1848 г.), в Швеции и Дании, а позже в Сербии и Болгарии (1878 г.).Только Румыния упорно не допускает эмансипации, объявив почти всех своихевреев иностранцами, не могущими пользоваться всеми гражданскими правами.

Разработка еврейской истории и науки, начатая Цунцем и Иостом,продолжалась и во второй половине столетия, особенно в Германии. Лучшимисториографом еврейства явился Грец, автор обширной "Истории евреев отдревнейших времен до настоящего", в 11 томах (1854-1876 гг.). Отдельные частиеврейской истории разрабатывались многими учеными.

Наряду со многими благодетельными последствиями, гражданская эмансипацияпородила в жизни западных евреев и ненормальные явления. Естественное инеобходимое сближение между евреями и христианами, на почве общих гражданскихинтересов, переходило часто в полное слияние первых с последними. Это новоенаправление получило название ассимиляции (уподобление соседям). Называя себяв Германии "немцами Моисеева закона", во Франции - "французами Моисеевазакона" и т. д., сторонники ассимиляции полагали, что с еврейством ихсвязывает только одна нить - религия; а так как под влиянием новых идейрелигиозное чувство ослабевало в евреях, то часто порывалась и эта нить.Молодое поколение все более отдалялось от еврейства и его народных интересов,растворяясь среди окружающих народов. Это постепенное отпадение приняло бы ещебольшие размеры, если бы вдруг в отношении европейского общества к евреям непроизошло резкое ухудшение, заставившее одуматься тех, которые стояли на путик ассимиляции.

В последней четверти XIX века в Европе началось новое движение противевреев, названное антисемитизмом (против семитов), но представляющее всущности только попытку воскресить старую средневековую юдофобию в новойформе. Быстрые успехи евреев на всех поприщах общественной и промышленнойдеятельности, явившиеся результатом их эмансипации, породили зависть ибеспокойство в тех классах христианского общества, которые еще не освободилисьот идеи социального неравенства. Стали раздаваться голоса, что еврей, илисемит, уже по племенным своим особенностям не мажет уживаться сарийцем-христианином; что он слитком даровит и стремится все захватить в своируки, везде первенствовать; что он уже достиг преобладания в промышленности ифинансах, в политике, суде, печати и науке, вытесняя будто бы христианина извсех этих областей. Антисемиты требовали, чтобы у евреев отняли дарованное имзаконом гражданское равноправие; иные требовали даже для евреев такихограничений и стеснений, которые бы разорили их и заставили бы выселиться вдругие страны. Антисемитизм впервые появился в Германии, при императореВильгельме I и его знаменитом канцлере Бисмарке. Одним из творцовантисемитической партик был придворный проповедник в Берлине, священникШтеккер (1880 г.). В 1880-х годах эта партия достигла значительного влияния:она имела своих представителей в германском парламенте, издавала свои газеты,рассылала всюду агентов для возбуждения населения против евреев. С 1890-хгодов рост антисемитизма в Германии остановился, но зато это опасное движениеусилилось в Австрии и даже во Франции, первой стране, провозгласившейравноправие евреев. В Австрии, раздираемой борьбой национальностей - немцев,чехов, поляков и др., - евреи имели врагов среди всех борющихся наций. ВоФранции антисемиты начали с травли евреев в печати (Дрюмон), но потом перешлик борьбе с ними в парламенте и в общественной жизни. В 1894 г. они выступилипротив одного богатого еврея, капитана Дрейфуса, служившего в военномминистерстве, с ложным обвинением в том, будто он совершил государственнуюизмену, передав тайные военные планы французского правительства враждебномугосударству. Несмотря на очевидную ложность обвинения, Дрейфуса осудили исослали на дикий островок ("Чертов остров"), близ Южной Америки. Только спустяпять лет, после додгой борьбы партий-аа и против осужденного, обнаружиласьроковая судебная ошибка, и несчастного Дрейфуса вернули из ссылки. Лучшиепредставители христианского общества во всех странах осуждают позорнуюдеятельность антисемитов и борются против нее; но они не в силах совершенноостановить это движение, коренящееся в сословно-классовых стремлениях ипредрассудках народных масс.

Антисемитизм заставил евреев на Западе призадуматься. Еврейское общество,значительная часть которого прежде увлекалась идеями ассимиляции и слияния,начало сознавать необходимость единения своих членов для защиты своих народныхинтересов от напора враждебных сил.

65. Евреи в Россах во второй воловине XIX века. Со вступлением на престалимператора Александра II (1855 г.), для евреев в России открылась светлая поранадежд и упований. Этот царь-освободитель, положивший конец крепостному нравуи стремившийся к реформам во всех отраслях государственного управления,облегчил немного и тяжелую участь евреев. Не вступая на путь коренныхпреобразований, правительство нашло необходимым постепенно отменять наиболеетяжелые правовые ограничения, установленные для евреев в предыдущеецарствование. Была прекращена вербовка еврейских военных кантонистов (1856г.); евреям-купцам первой гильдии, лицам с высшим образованием иремесленникам, предоставлено было право повсеместного жительства в России(1859-1865 гг.). Общее образование евреев поощрялось; но наспециально-еврейское первоначальное обучение обращалось мало внимания. В 1873году были упразднены оба раввинские училища и все "казенные" еврейские школы,учрежденные при Уварове; их заменили учительские институты и начальные школынового образца; но последние открывались лишь в немногих городах "чертыоседлости". Старое хедерное и иешиботское воспитание все еще господствовало вмассе народа, между тем как во многих кругах усиливалось стремление молодежи вобщерусские учебные заведения. Резкие переходы от хедера к гимназии и отраввинской науки к университетской стали обычными явлениями. Усилилась борьба"отцов" и "детей", т. е. старого и молодого поколений, из которых первоесовершенно отгораживалось от русской среды, а второе устремилось к слиянию сней. Подобно своим западным братьям, многие образованные русские евреиассимилировались с окружающим населением и отрекались от интересов своегонарода.

Между двумя крайними слоями - отсталой правоверной массой и оторвавшейсяот своего народа частью общества - стояли истинно просвещенные люди, считавшиесвоим долгом работать для подъема общественного и духовного уровня еврейскойжизни. Эту работу исполняли просветители, или "маскилим", оживившие литературуна древнееврейском языке. Авраам Мапу из Ковны (ум. в 1866 г.) восхищалпублику своими историческими романами из библейской эпохи ("Агават Цион","Ашмат Шомрон") и из современного русско-еврейского быта ("Аит цавуа"),написанными блестящим языком пророков. Поэт Лев Гордон (ум. в 1893 г.) довелеврейский стих до совершенства в своих поэмах, лирических и обличительныхстихотворениях; в стихах и прозе Гордон резко обличал нетерпимость и косностьраввинов и цадиков. Перец Смоленский (ум. в 1885 г.), издававший в Вене журнал"Гашахар" ("Заря") для русских евреев, ратовал в своих романах и статьях запросвещение евреев в национальном духе. "Гамагид", "Гамелиц" и "Гаркамель"положили начало газетной литературе на древнееврейском языке (1855-1860 гг.).- В начале 60-х годов возникла еврейская литература на русском языке.Периодические издания ("Рассвет", "Сион" и "День" в Одессе, новый "Рассвет","Восход" и др. в Петербурге) поставили себе задачу - бороться за гражданскуюсвободу евреев. Осип Рабинович, Леванда и Богров изображали в своих рассказахна русском языке современную жизнь евреев, с ее темными и светлыми сторонами.Тот же Рабинович и безвременно умерший (1875 г.) публицист Оршанский горячозащищали в своих статьях идею равноправия евреев в России и отражалинаправленные против них обвинения. Можно было ожидать, что дело, за котороеборолись все эти представители русского еврейства, близко к осуществлению; нопечальные события, совпавшие с моментом возникновения антисемитизма в ЗападнойЕвропе, показали, что такие ожидания были преждевременны.

В 1881 и 1882 годах во многих городах южной России происходили нападенияхристианского населения на евреев. Нападения эти, или "погромы", выражались вразрушении еврейских домов, расхищении имущества, а местами - в избиениилюдей. Особенно ужасны были погромы в тех областях, где в XVIII векесвирепствовали гайдамаки (Елизаветград, Киев, Балта и другие местности бывшейУкраины). Благодаря мерам правительства, погромы с половины 1882 года утихли,повторяясь потом только случайно в разных местах "черты оседлости евреев". Нос этого времени резко ухудшилось правовое положение русских евреев. Вцарствование Александра III (1881-1894 гг.) были изданы распоряжения: озапрещении евреям вновь селиться в селах и деревнях ("временные правила" 3 мая1882 г.), о допущении еврейских детей в гимназии и университеты в самомограниченном количестве (1887 г.), о выселении евреев-ремесленников и мелкихкупцов из Москвы (1891 г.), о недопущении евреев в состав гласных городскихдум по выборам (1892 г.) и т. п. Ухудшение экономического положения еврееввызвало среди них усиленную эмиграцию из России. Главная масса переселенцевнаправлялась в Америку, а меньшая часть - в Палестину. В Северную Америкупереселилось за два последних десятилетия XIX века около миллиона евреев,устроившихся в Соединенных Штатах и Канаде. В Южной Америке образовалисьеврейские земледельческие колонии (в Аргентине), поддерживаемые на средстваизвестного миллионера-филантропа барона Гирша. В Палестине возникли еврейскиеземледельческие колонии (в Иудее и Галилее), благодаря щедрым пожертвованиямпарижского барона Эдмонда Ротшильда и поддержке еврейского "Палестинскогообщества" в Одессе.

В связи с событиями последних десятилетии XIX в. произошел подъемнационального чувства среди русских евреев. Это выразилось прежде всего в том,что значительная часть новой еврейской интеллигенции отвергла вредную идеюассимиляции и сблизилась со своим народом. Многие уверовали даже в возможностьпостепенного образования еврейского государства в Палестине. Эту идеюпроповедовала в 1880-х годах партия "палестинцев" ("ховеве-цион"), а в 90-хгодах она приняла более определенную форму в России и Западной Европе подназванием "сионизма". С 1897 г. многочисленная партия сионистов, вождемкоторой был д-р Герцль из Вены, устраивала периодические "конгрессы" (съезды)в Базеле и других местах. Партия рассчитывала, посредством своего"Колониального фонда" и "Национального фонда", развить земледелие ипромышленность в Палестине, усилить приток еврейских переселенцев в эту странуи, наконец, создать там большой центр еврейства на основах широкогосамоуправления.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =