КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Новое время

Глава 10

Переходное время (1750-1795 гг.)

55. Моисей Мевдельсон. Вторая половина XVIII века была для еврееввременем перехода от старой жизни к новой. В образованном обществе ЗападнойЕвропы началось тогда просветительное движение, направленное к освобождениючеловеческого ума от привитых ему средневековых предрассудков. Во Франциипоявился ряд писателей, требовавших свободы мысли и совести для всех, т. е.свободы высказывать и исповедовать свои убеждения, хотя бы они противоречилиобщепринятым воззрениям (Вольтер, Дидро, Руссо, энциклопедисты). В Германиимногие увлекались французским свободомыслием. В числе любителей просвещениябыл и прусский король Фридрих II, который говорил, что он позволяет всякому изсвоих подданных спасать свою душу по собственным религиозным убеждениям. Насамом деле, однако, Фридрих не хотел облегчить тяжелое положение тысяч своихподданных, исповедовавших иудейскую религию. Он не давал им никакихгражданских прав, а только позволял состоятельным купцам-евреям жить вПруссии, при условии уплаты больших налогов. В прусской столице Берлиненаходилась тогда небольшая еврейская община. Бедные евреи из других мест недопускались в этот город, но они проникали туда тайно. Таким способомпробрался однажды в Берлин бедный еврейский юноша из городка Дессау, которыйвскоре сделался украшением своего народа и всей Германии. То был Мендельсон.

Моисей Мендельсон родился в 1729 г., в Дессау, в семье бедногопереписчика синагогальных свитков Библии, Менделя. Под руководством отцаизучил он древнееврейский язык и Библию, а наставником его в Талмуде былместный раввин Давид Френкель. Юноша отдавался учению с необыкновенным жаром,- и когда учитель его, Френкель, был приглашен на место раввина в Берлин,14-летний Моисей последовал за ним. В Берлине юноша жил в чердачной комнатке итерпел сильную нужду, но продолжал заниматься наукой с прежним усердием.Чтение философских книг Маймонида пробудило в нем дух свободного исследования.Скудное литанией напряженные умственные занятия крайне ослабили организмМендельсона; от сидячей жизни он искривил себе спину и сделался горбатым. Нонечувствительный к физическим лишениям, он обнаружил чрезвычайную чуткость ковсему, что происходило в области духа. Ему захотелось обогатить свой ум и теминаучно-философскими знаниями, которые для еврейского юноши считались тогдалишними и даже опасными. Он изучил математику, латинский и новые языки иувлекся чтением произведений французской и немецкой литератур. ВскореМендельсон занял в доме одного еврейского фабриканта в Берлине место домашнегоучителя, а потом - место управляющего в его конторе; отныне материальнообеспеченный, он все свои досуги посвящал умственной работе.

Решительный переворот в жизни Мендельсона произвело его знакомство свеликим немецким писателем Лессингом (1754 г.). Лессинг, который еще в однойиз своих юношеских драм ("Евреи") заклеймил предрассудки своих соплеменниковпротив евреев, нашел в Мендельсоне благороднейшего представителя еврейскойнации. Между молодыми людьми завязалась тесная дружба, основанная наодинаковых умственных и нравственных стремлениях. Эта дружба благотворновлияла на развитие обоих мыслителей. Лессинг ввел Мендельсона в круг своихобразованных христианских друзей и положил начало его литературнойизвестности. Когда Мендельсон вручил ему однажды для просмотра свою рукопись,под заглавием "Философские беседы", Лессинг без ведома автора напечатал ее(1755 г.). Книга понравилась публике, ибо отличалась ясным изложением иизящным немецким слогом. Известность Мендельсона особенно возросла, когдапоявилась его книга "Федон", где в форме беседы между мудрецом Сократом и егоучеником Федоном доказывалась истина бессмертия души. Эта книга с увлечениемчиталась во всех кругах образованного общества; автора превозносили и ставилирядом с лучшими писателями Германии. Выдающиеся писатели искали знакомстваМендельсона. Дом его сделался сборным пунктом для образованнейших людейБерлина; там велись оживленные беседы о высших философских и нравственныхвопросах, волновавших тогдашнее поколение. Мендельсона называли "еврейскимСократом".

Занимая высокое положение в немецком обществе, Мендельсон, однако, незабывал об интересах своего народа. Если первые годы литературной деятельностиМендельсона были посвящены общефилософским трудам, то вся позднейшая егодеятельность была посвящена укреплению и обновлению еврейства. Следующийслучай заставил Мендельсона выступить борцом за иудаизм. В числе его знакомыхбыл известный пастор Лафатер, которому очень хотелось обратить еврейскогофилософа в христианство. Издав книгу "О доказательствах истинностихристианства", Лафатер посвятил ее Мендельсону и в печатном посвящениипредложил ему - либо опровергнуть доказательства книги, либо принятьхристианство. Этот вызов возмутил Мендельсона. Он напечатал "Послание кЛафатеру", в котором с гордостью заявил, что всегда был и будет верениудейской религии, в разумности и божественности которой глубоко убежден, ичто бесчестно поступает тот, кто изменяет своей вере или подстрекает к томудругого.

Главная задача Мендельсона заключалась не в защите евреев перед внешниммиром, а в обновлении их внутреннего быта и в приобщении их к европейскомупрогрессу. Подобно Маймониду, он хотел расширить умственный кругозор своихсоплеменников и примирить еврейские религиозные воззрения с истинамифилософии. Он видел, что талмудическое воспитание отдалило евреев от главногокорня их учения - от Библии, а превратные толкования раввинов затемнили смыслэтой вечной книги. Поэтому он, подобно Лютеру, решил начать преобразованиенарода с перевода Библии. Он перевел на немецкий язык Пятикнижие, или Тору,строго сообразуясь с духом подлинника, а затем лично и при помощи сотрудниковсоставах на еврейском языке образцовый комментарий к Пятикнижию (Биур),основанный на грамматическом и логическом смысле библейских выражений, безпримеси искусственных толкований. Изданная в 1783 году Тора Мендельсонавозбудила восторг среди любителей просвещения и негодование среди отсталыхраввинов, которые увидели в ней опасную ересь. Немецкие раввины выступили срезкими посланиями против "берлинеров", т. е. Мендельсона и его друзей,объявили новое издание Библии безбожным предприятием и велели уничтожать этикнига. В некоторых городах фанатики действительно сжигали экземплярыберлинской Библии. Но эти преследования содействовали только успеху книги. Длямногих еврейских юношей берлинская Библия стала источником просвещения; ееизучали тайно, по ней знакомились с правилами библейской речи, с библейскойпоэзией и историей; по мендельсоновскому переводу любознательные знакомились снемецким языком, который давал им ключ к немецкой литературе и вводил их вобласть свободной науки и философии. За изданием Пятикнижия последовалоиздание Псалмов и других библейских книг в том же духе; все предприятие былозакончено уже учениками Мендельсона.

В одном из последних своих сочинений, написанном по-немецки("Иерусалим"), Мендельсон доказывал, что иудаизм требует от своихпоследователей не веры, а только разумного познания в связи с исполнениемисторических и нравственных законов. Великий немецкий философ Кантприветствовал появление "Иерусалима", как начало общей реформы религии.Лессинг в герое своей знаменитой драмы "Натан Мудрый" изобразил благороднуюличность своего друга Мендельсона. После недолгой, но плодотворной жизни,Мендельсон умер, горячо оплакиваемый множеством друзей и почитателей (1786г.).

56. Школа Мендельсона. Борьба за просвещение. Мендельсон принадлежал кразряду писателей-мудрецов, которые влияют на свое поколение не столько своимикнигами, сколько обаянием своей нравственной личности. ДеятельностьМендельсона как главы кружка была еще важнее его литературной деятельности. Онумел вдохновлять своих друзей и учеников и побуждать их к общеполезнойдеятельности. "Мендельсоновский кружок" ставил себе две главные задачи:преобразование еврейского школьного воспитания и возрождение еврейскойлитературы. Осуществлению обеих этих задач было положено основание еще прижизни Мендельсона. По плану его друга и сотрудника Давида Фридлендера былаоснована в Берлине, в 1778 году, первая "еврейская свободная школа", в которойпреподавались на немецком языке общеобразовательные предметы, грамматикадревнееврейского языка и Библия. Новая школа призвана была исправитьнедостатки старого хедера с его исключительно талмудическим воспитанием.

Рядом с перевоспитанием юношества посредством школы, шло перевоспитаниевзрослого поколения через литературу. Нужно было вытеснить неправильныйраввинский язык, употреблявшийся в научных книгах, и возродить чистуюбиблейскую речь. Ученики Мендельсона образовали в 1783 г., в Берлине, "Союзлюбителей древнееврейского языка" и основали свой журнал под названием"Собиратель" ("Меассеф"), который издавался периодическими выпусками. В немпомещались лирические и нравоучительные стихотворения на библейском языке,статьи научного содержания, исследования по еврейской грамматике и библейскойписьменности, переводы образцов французской К немецкой словесности. Вообще,сборник по содержанию напоминал отчасти нынешние журналы для юношества, ноименно благодаря этому он имел успех в тогдашней публике. Сотрудниками журналабыли друзья и ученики Мендельсона - Эйхель, Вайзель, Фридлендер и другие.

Одним из лучших сотрудников Мендельсона был плодовитый писательНафтали-Герц Вайзель (Воссели) из Гамбурга (1726-1805 гг.). Вайзель принималсамое деятельное участие в составлении мендельсоновского библейскогокомментария "Биура". Еще раньше он обратил на себя внимание своимзамечательным исследованием о библейском языковедении ("Галеванон" или"Ган-паул"). За этим трудом последовали другие и ряд статей и стихотворений в"Собирателе". Вайзель писал все свои сочинения на обновленном древнееврейскомязыке, в отличие от Мендельсона, писавшего большей частью по-немецки. Обширнаяпоэма Вайзеля "Моисеяда" ("Шире тиферет") воспевает подвиги Моисея и исходизраильтян из Египта в сильных библейских стихах, каких давно уже не создавалаеврейская поэзия. Но больше всего прославился Вайзель свой борьбой противотсталых раввинов, поднявших гонение на новое просвещение в Австрии.

В Австрии царствовал тогда просвещенный император Иосиф II (1780-1790гг.). Заботясь оо улучшении быта евреев в своем государстве, Иосиф издал указоб учреждении еврейских начальных школ для изучения общих наук и немецкогоязыка. Этот указ вызвал тревогу среди евреев Австрии, Богемии и польскойГалиции, присоединенной тогда к австрийской империи. Набожная еврейская массаи ее духовные пастыри опасались, что новые школы будут отвлекать народ отизучения закона веры И Талмуда. Иначе смотрели на дело "любители просвещения"из последователей Мендельсона. Указ Иосифа II они приветствовали как началосветлой поры в жизни евреев. Вайзель написал хвалебную оду в честь"императора-освободителя". Узнав, что раввины недовольны реформами Иосифа II,Вайзель обратился к австрийским еврейским общинам с посланием, напечатанным вБерлине, в 1782 г., под заглавием "Слова мира и правды" ("Дибре шаломве-эмет"). В этом послании он горячо увещевал своих соплеменниковприветствовать благодетельные указы Иосифа II и доказывал, что даже срелигиозной точки зрения общее образование и знание государственного языкаобязательны для еврея, ибо без познаний по естественным наукам, истории игеографии нельзя уразуметь ни содержания Талмуда, ни вообще духа иудаизма.Послание Вайзеля встретило сочувствие только в Триестской общине, состоявшейпреимущественно из итальянских евреев; в остальных же местах оно возбудилобурю негодования среди ревнителей старины. Главный пражский раввин ИехезкельЛандау произносил в синагогах громовые проповеди против вольнодумцев. Друзьямпросвещения была объявлена война; их предавали проклятию в синагогах, а вЛиссе послание Вайзеля было публично предано сожжению. Тогда Вайзельобнародовал второе послание, в котором он, защищаясь от обвинения в ереси,снова доказывал совместимость общего образования с еврейским правоверием.После этого нападки на Вайзеля прекратились; но война между друзьями и врагаминового просвещения продолжалась еще много лет.

57. Гайдамачина и разделы Польши. В то время, как в Западной Европезанималась заря новой жизни, в Польше господствовала старая безурядица,приведшая эту страну к гибели. При последнем короле Станиславе-Августе (1764г.) Польша впала в зависимость от сильных соседей, особенно от России. Внутристраны беспорядок усиливался, борьба различных сословий и вероисповеданийобострялась, права евреев и "диссидентов" (некатоликов-христиан)ограничивались. Положение евреев было особенно тяжело в Подолии, на Волыни итой части Украины, которая оставалась за Польшей. Здесь евреи снова очутилисьмеж двух огней: между самовластными польскими панами и порабощеннымиправославными крестьянами. В первой половине XVIII века, среди этих крестьянначались волнения, напоминавшие времена Хмельницкого. Беглые крестьянесоединялись с казаками из русской части Украины и с "запорожцами" и составляливольные дружины гайдамаков (удалых, ловких в набегах). Гайдамаки совершалиразбойничьи набеги то на панские усадьбы, то на еврейские местечки. Сначалаэти набеги были случайны и редки, но потом они участились и приняли характергрозного народного движения. Буря народного восстания разыгралась в 1768 г.

В то время шел спор между Польшей и Россией изза православного населенияПольши, для которого Россия требовала равноправия.- Католическое духовенствовсеми силами боролось против равноправия некатоликов, а православноедуховенство подстрекало русских украинцев к бунту. В народе ходил по рукамподложный указ русской императрицы Екатерины II, в котором повелевалось"истреблять ляхов и жидов" на Украине. Во главе нового гайдамацкого движениястал запорожский казак Железняк. Мятежные шайки Железняка свирепствовали впределах нынешней Киевской губернии, убивая панов и евреев, разоряя местечки ипомещичьи усадьбы. Гайдамаки часто вешали на одном дереве вместе поляка, евреяи убитую собаку, и делали на дереве надпись: "лях, жид да собака - все вераоднака". Разгромив евреев в нескольких местечках, Железняк со своими шайкамипошел к укрепленному городу Умани, куда при первых слухах о восстаниисбежалось свыше десяти тысяч поляков и евреев. Узнав о приближении гайдамаков,польский губернатор Умани выслал против них свою казачью команду подначальством сотника Гонты. Но Гонта, который сам был православный и казак,изменил полякам и соединился с Железняком. 18 июня 1768 г. оба вождягайдамаков подойди к Умани. Сначала город защищался Поляки и евреи дружноработали на городской стене, стреляя в осаждавших из пушек и ружей; ноотстоять город не удалось. Когда гайдамаки ворвались в город, они прежде всегобросились на евреев, метавшихся в ужасе по улицам: их зверски убивали, топталикопытами лошадей, сбрасывали с крыш высоких зданий; детей поднимали на концыпик, женщин мучили. Масса евреев, числом до трех тысяч человек, заперлась вбольшой синагоге. Гайдамаки приставили к дверям синагоги пушку, двери быливзорваны, разбойники проникли в синагогу и превратили ее в бойню. Покончив севреями, гайдамаки принялись за поляков; многих они перерезали в костеле;губернатор и все прочие паны были убиты. Улицы города были усеяны трупами илиизувеченными, недобитыми людьми. Около двадцати тысяч поляков и евреев погиблово время этой "уманской резни". В то же время мелкие гайдамацкие дружины ивзбунтовавшиеся крестьяне истребляли шляхту и евреев в других местах Киевщиныи Подолии, как, например, в Фастове, Животове, Тульчине. Там, где некогдасвирепствовала рать Хмельницкого, снова лилась еврейская кровь и слышалисьвопли мучеников... Но на этот раз резня продолжалась недолго. И польские, ирусские войска энергично взялись за подавление гайдамацкого бунта. Уже вскорепосле уманской резни Железняк и Гонта были схвачены русскими войсками. Гонтасо своей дружиной был выдан польскому правительству и подвергся страшнойказни: с него содрали полосами кожу, а затем четвертовали.

Вскоре Польша распалась и была постепенно разделена между соседнимигосударствами. Начиная с 1772 г., Россия, Австрия и Пруссия делили между собойпольские земли три раза. Последний раздел совершился в 1795 году. Россиидостались Белоруссия, Литва, Волынь и Подолия, а позже и внутренние областиПольши ("Привислянский край"); Австрия получила Галицию, или Червонную Русь, аПруссия - Померанию и Познанскую область. В течение двух десятилетиймногочисленные польские евреи превратились в русских, австрийских и прусскихподданных. Наибольшая часть этой еврейской массы перешла в подданство России.

58. Евреи в Петровской Руси. Цари старой Московской Руси упорно непускали евреев в свои земли. Русские люди того времени не любили иноземцев или"басурманов", а евреев тем больше, как нехристиан, которые некогда принесли вих страну "ересь иудействующих". Еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали вРоссию только временно по торговым делам, но постоянного жительства там неимели. Когда русский царь Иван Грозный отнял у поляков город Полоцк, онповелел окрестить всех местных евреев, а нежелающих креститься - топить вДвине (1563 г.). Царь Алексей Михайлович изгонял евреев даже из временнозанятых им литовских и белорусских городов (52). В присоединенных тогда к Русиобластях Малороссии евреи тоже не имели постоянной оседлости. Только при ПетреВеликом и его преемниках евреи начали проникать массами в пограничные сПольшей русские владения, особенно в Малороссию. Пока жил. Петр, их нетрогали; но после смерти его, при Екатерине I, издан был указ о высылке заграницу (то есть в Польшу) всех проживающих в Малороссии евреев (1727 г.).Несмотря на эти запрещения, еврейские купцы все-таки приезжали в Россию посвоим торговым делам. В 1743 г. сенат в Петербурге просил императрицуЕлизавету Петровну допустить евреев для торговли в Малороссию, доказывая, чтоеврейские купцы приносят большую пользу краю. Но императрица написала напрошении сената следующий ответ: "От врагов Христовых не желаю интереснойприбыли". Только в царствование Екатерины II (1762-1796 гг.) огромная массапольских евреев сразу очутилась под властью России, вследствие раздела Польшии присоединения многих ее областей к Русской империи.

Отношения императрицы Екатерины II к вступившим в русское подданствоевреям отличались непостоянством. Считая евреев полезными для промышленности,Екатерина разрешила им селиться в Новороссийском крае, который тогда толькочто был завоеван и нуждался в жителях. В коренных же великорусских областяхони, как прежде, не имели права жить. Во время присоединения к Россииразличных частей Польши русское правительство обещало евреям сохранять прежниеих права и льготы в присоединенных областях. Однако на деле положение евреевухудшалось. Их торговые права в городах и деревнях ограничивались, а подати сних увеличивались. В 1794 г. поведено было взимать с евреев, записавшихся вмещанство и купечество, вдвое больше податей, чем с мещан и купцовхристианских исповеданий. Увольнение от двойных податей последовало только поотношению к евреям-караимам (1795 г.), которым русское законодательство сталопокровительствовать, в отличие от евреев-раввинистов. Притеснения запринадлежность к еврейской нации и религии сохранили свою силу во всем, строезаконодательства. Евреи не считались настоящими гражданами страны и непользовались всеми гражданскими правами. Такое положение продолжалось в Россиии в новейшее время.

59. Израиль Бешт и хасидазм. Во время перехода польских евреев в русскоеподданство происходило среди них великое религиозное движение, отличавшееся иот старого раввинизма, и от нового берлинского просвещения. Раввинизм,требовавший от еврея талмудической учености и строгого исполнения внешнихобрядов, все менее удовлетворял народную массу. Книжная ученость быланедоступна огромной части народа, изнемогавшей в поисках куска хлеба, амашинальное исполнение многочисленных обрядов не могло удовлетворять людей сглубоким религиозным чувством. Такое недовольство толкало многих в прежнеевремя в ряды саббатианцев и франкистов; но когда эти секты удалились отиудейства, появилось новое учение, более глубокое и приспособленное кназревшей религиозной потребности. То было "учение благочестия", или хасидизм,и творцом его был скромный подольский еврей Израиль Бешт.

Израиль Бешт родился в Подолии, около 1700 года, в бедной семье. Раноосиротев, он поступил на попечение благотворителей своего городка, которыеотдали его в школу (хедер) для изучения Талмуда. Но сухая хедерная наука непривлекала мальчика, отличавшегося мечтательными наклонностями. Израиль частоубегал из школы, и не раз его находили в ближайшем лесу одиноким, погруженнымв свои думы. На 13-м году жизни Израиль сделался "бегельфером", то естьхедерным надзирателем, а потом занял должность сторожа синагоги. Здесь он велсебя странно: днем спал или притворялся спящим, а по ночам, когда синагогапустела, он горячо молился и читал книги. Он углубился в таинства каббалы,читал "рукописи Ари" и знакомился с искусством "творить чудеса" черезкаббалистические заклинания. После женитьбы Израиль жил в деревне, средиКарпатских гор, а потом - в галицийском городке Тлусте. Здесь, по преданиямхасидов, готовился он к своей будущей деятельности. Только на 36-м году жизнион стал открыто действовать в качестве "чудотворца", или баалшема. В то времябыло много таких "баалшемов", или знахарей-каббалистов, которые лечили отразных болезней посредством заклинаний, нашептываний, амулетов (камеи) ицелительных трав. Израиль Баалшем тоже употреблял эти средства, но вместе стем он лечил и посредством молитвы, причем молился горячо, с выкрикиваниями истранными телодвижениями. Когда к нему обращались с просьбой предсказыватьбудущее, он раскрывал наугад книгу "Зогар" и по ней делал предсказания. Вскореон прославился в народе как святой человек, и его называли "добрым баалшемом"(Баалшем-тов, откуда и произошло его сокращенное имя Бешт).

Прославившись как чудотворец, Бешт начал действовать в качествевероучителя. Странствуя по Подолии и Волыни, он одновременно лечил и учил.Потом он поселился в подольском городке Меджибоже, и сюда приходил к немународ, чтобы слушать его мудрые беседы. Бешт учил, что истинное спасение - нев талмудической учености, а в сердечной привязанности к Богу, в простойнерассуждающей вере и горячей молитве. "Общение с Богом" есть главная цельрелигии. Молитва есть важнейшее средство единения человека с Божеством. Дляэтого молитва должна быть восторженная, горячая, а душа молящегося должна какбы отделиться от своей телесной оболочки. Для достижения такого возбужденногосостояния можно прибегать к искусственным приемам: к сильным телодвижениям,крикам, покачиваниям. В противовес главной заповеди арианской каббалы, Бештучил, что усиленный пост, умерщвление плоти и вообще отшельничество - вредны игреховны, ибо Бог любит в челове"е бодрое и радостное настроение. В религииважнее всего чувство, а не внешний обряд; излишняя мелочность обрядов вредна.Благочестивец, или хасид, должен служить Богу не только соблюдениемустановленных обрядов, но и во всех своих житейских делах и даже помыслах.Посредством постоянного духовного общения с Богом можно достигнуть способностиясновидения, пророчества и чудодейства. Праведник, или цадик, - это такойчеловек, который вследствие святости своей жизни имеет наибольшее общение сБогом и особенно близок к Нему. Роль цадика - посредничество между Богом иобыкновенными людьми. Через цадика достигаются полное очищение души, всякоеземное и небесное благополучие. Нужно благоговеть перед цадиком, какпосланником и любимцем Божиим.

Учение благочестия, или "хасидизма", было как нельзя лучше приспособленок потребностям еврейского простонародья в Подолии, Волыни и Галиции. С однойстороны, в религии выдвинуто было доступное народу начало сердечной веры имолитвы, вместо недоступной книжной учености, а с другой - получиласьвозможность "спасать свою душу" через цадикачудотворца, к которому простолюдинвсегда чувствовал сильное влечение. Израиль Бешт, как верховный цадик,сделался любимцем простонародья. Слухи о чудесах и увлекательной проповедивероучителя из Меджибожа привлекали к нему даже ученых людей - раввинов ипроповедников. Молва утверждала, что Бешт получал чудные откровения отИлии-пророка. Сам Бешт верил в свое высокое призвание. Около 1750 г. онотправил в Палестину пророческое послание, где сообщал о явившемся ему чудномвидении. Душа Бешта вознеслась на небо, видела там мессию и много душ людейумерших. Бешт спросил мессию: "Скажи мне, господин мой, когда же явишься ты наземлю?" И отвечал мессия: "Вот тебе знак: когда станет известным учение твое икогда прочие люди будут в состоянии совершать такие же таинства, как ты, -тогда настанет время великого благоволения и спасения". Бешт умер в 1760 году,в Меджибоже, окруженный преданными учениками.

60. Борьба раввинов с хасидами. Деятельность Бешта продолжали егоученики, или апостолы, из которых главными были проповедник Бер из Межерича иЯков-Иосиф Коген. Бер считался преемником Бешта При нем волынский городокМежерич сделался таким же святым местом для хасидов, каким раньше былМеджибож. К Беру приезжали ученики из многих мест Польши и даже Литвы иготовились у него к роли цадиков. После смерти Вера (1772 г.), выдвинулсядругой апостол хасидизма, Яков-Иосиф Коген, бывший раввином и проповедником вНемирове и Полонном. Он впервые напечатал в своих книгах ("Толдот Яков-Иосиф"и др.) многочисленные изречения, слышанные им от Бешта (1780 г.). Его книгиположили начало обширной хасидской литературе, состоявшей из творенийвыдающихся цадиков.

В конце XVIII века хасидизм распространялся с неимоверной быстротой вПольше и Литве. В Подолии и на Волыни целые общины принимали это учение.Хасиды имели свои синагоги, где открыто молились по-своему, с криками ителодвижениями; они несколько изменили порядок богослужения к содержаниемолитв. В Литве же и Белоруссии, где были сильны талмудисты, хасиды сначалаустраивали свод молитвенные собрания тайно, боясь преследований. Во главехасидов стояли цадики, по большей части - ученики Бера Межеричского. (Главнымицадиками были: Элимелех Лизенский в Галиции, Борух Тульчинский - внук Бешта -в Подолии, Леви-Ицхок Бердичевский на Волыня и Залман Шнеерсон в Литве иБелоруссии.) Подольские и галицийские цадики были нс только вероучителями, нои "чудотворцами"; к ним стекалась толпа верующих с просьбами об исцелении отнедугов, благословении, предсказании будущего и т. п. Многие цадикизлоупотребляли легковерием простого народа и брали деньги за свои советы ипредсказания, - чем унижали учение Бешта. Только глава литовских хасидов,Залман Шнеерсон, не унижался до роли мнимого чудотворца. Уроженец местечкаЛиозна (Могилевской губернии), Залман в юности получил талмудическоеобразование. В 20 лет он отправился в Межерич и там усвоил хасидское учениепод руководством рабби Бера. Возвратившись на родину, он стал распространятьэто учение в новой, более разумной форме, чем та, какую придали ему цадики наюге. Учение Залмана нашло себе множество приверженцев в Литве и Белоруссии(1780-1800 гг.).

Быстрое распространение хасидизма крайне встревожило раввинов, которыееще имели большую власть в Литве. Во главе литовских раввинов стоял тогда ИлияВиленский, получивший славный титул Гаона (1720-1797 гг.). В этом человекевоплотилась вся сила ума, изощренного талмудической наукой. С малых лет Илияобнаружил необычайные способности. Шестилетним ребенком он уже изучал Талмуд,а на 11-м году участвовал в трудных талмудических прениях и своими познаниямиприводил в изумление старых раввинов. Его ум быстро схватывал все, к чему ниприкасался. Илия знал каббалу, усвоил между делом обрывки из математики,астрономии и физики, насколько это ему нужно было для понимания известныхрассуждений Талмуда. Жил он в Вильне затворником, всецело зарывшись в книги;питался скудно, спал всего два часа в сутки, мало говорил с посторонними омирских делах и только в известные часы читал лекции Талмуда своим ученикам.Строгость в исполнении всех мельчайших обрядов религии и отшельническая жизнь,посвященная только науке, - таковы были отличительные черты Илии Гаона.Поэтому его глубоко возмущал хасидизм, который отвергал и мелочную строгость вобрядах, и мрачное отшельничество, и спасительность книжного знания. И вотИлия Гаон стал во главе раввинов, ополчившихся против учения Бешта. В Вильне идругих городах были провозглашены в синагогах проклятия против всех,принадлежащих к хасидской секте (1771 и 1781 гг.). Хасидские молельни в Литвезакрывались, хасидские книги сжигались. Хасиды были объявлены отступниками иисключены из многих общин. Ревнители раввинизма называли себя "миснагидами",т. е. противниками новых учений. Так как кагальные старшины в Литве иБелоруссии принадлежали большей частью к партии миснагидов, то онипользовались свой властью для притеснения хасидов в общественной жизни.Несмотря на эти преследования, хасидизм все более распространялся, - и в 1796г. кагалы, с разрешения Гаона, открыли против хасидов новый поход.

Смерть Илии Гаона (1797 г.) вызвала нескрываемую радость средипреследуемых. Это еще более озлобило ревнителей раввинизма. Озлоблениемиснагидов дошло до того, что они решились донести на главарей секты русскомуправительству, выставляя их опасными расколоучителями. Вследствие такихдоносов Залмана Шнеерсона арестовали и отвезли в Петербург. Там егодопрашивали в Тайной Канцелярии и содержали в крепости; но вскоре, благодаряходатайствам хасидов, его освободили (1798 г.). Спустя два года Залманавторично арестовали по доносу его противников; но со вступлением на престолАлександра I вождь хасидов был окончательно выпущен на свободу. Он возвратилсяв свою резиденцию (сначала городок Лиозна, а потом Ляды, Могилевской губернии)и продолжал руководить своими многочисленными последователями - "хабадскими"хасидами [Учение Залмана, изложенное им в книге "Танио", основано на трехначалах: хахма, бина, деа, т. е. мудрости, понимании и познании; от сокращенияэтих трех слов происходит название Хабад.]. Борьба раввинизма с хасидизмом вЛитве и Белоруссии привела только к тому, что хасиды в этих краях выделились вособые религиозные общины, члены которых долгое время даже не роднились смиснагидами. В Подолии же и во всем юго-западном крае хасиды почти совершенновытеснили миснагидов, а цадики присвоили себе ту духовную власть над народом,которая прежде принадлежала раввинам.

Борясь друг с другом, миснагиды и хасиды одинаково враждебно относились кновому просвещению, возникшему тогда среди немецких евреев. Если средипольско-русских евреев появлялись иногда люди с наклонностями к общемуобразованию, то они уходили за границу, преимущественно в Германию. К такимвыходцам принадлежал литовец Соломон Маймон (1753-1800 гг.). Родившись в семьесельского арендатора (близ Несвижа, Минской губернии), Соломон Маймонвоспитывался, подобно всем своим сверстникам, на Талмуде. По тогдашнимобычаям, его женили на 12-м году жизни, но он продолжал учиться. От Талмуда онперешел к каббале, от нее - к религиозной философии Маймонида. Ум юноши жаждалновых знаний, которых не могла ему дать окружающая среда. В 1777 году Маймонпокинул свою родину и семью и отправился в Германию, для приобретения научныхзнаний. Он попал сначала в Кенигсберг, а затем в Берлин, терпел нужду иизведал всю горечь скитальческой жизни на чужбине. В Берлине он познакомился сМендельсоном и его кружком, быстро освоился с немецкой литературой и наукой,изучил философию и в особенности систему Канта. Резкий переход от замкнутойлитовской жизни к вольной жизни образованного европейца сильно подействовал надушу Маймона. Он впал в сомнение и безверие. В своих глубокомысленныхсочинениях, написанных понемецки, он разбирал отвлеченные вопросы философии. В1792 году он напечатал свою "Автобиографию", где ярко обрисовал внутренний быти нравы польсколитовских евреев и рассказал печальную историю своей жизни.Умер он одиноко, в Силезии, в 1800 г. От еврейства Маймон был совсем далек впоследние годы жизни. Он очень мало сделал для просвещения своего народа. Наеврейском языке издан только его недоконченный комментарий к "Путеводителю"Маймонида.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =