КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Новое время

35. Вступление. Изгнание евреев из Испании вызвало большие перемены вжизни еврейского народа. Эти перемены находились в тесной связи с событиями,которые произошли в то время и в жизни европейских народов и которые положилив истории грань между "средними веками" и "новым временем". Византийскаяимперия была разрушена турками, которые взяли Константинополь (1453 г.) иутвердили владычество магометан на Балканском полуострове и на азиатскомпобережье Средиземного моря. Гутенберг в Германии изобрел книгопечатание,давшее сильный толчок умственному развитию всех народов. Колумб открыл новуючасть света - Америку в тот самый год, когда евреи были изгнаны из Испании(1492 г.). Лютер провозгласил в Германии Реформацию (1517 г.) - и миллионыхристиан в Западной Европе стали отпадать от римско-католической церкви,принимая исповедания, более близкие к первоначальному христианству.

Все эти перемены повлияли и на судьбу евреев. Испано-португальскиеизгнанники, или сефарды, устремились, главным образом, в европейские, иазиатские владения Турции. Как в средние века евреи пришли в Испанию сарабского Востока, так в XVI веке они обратно двинулись из Испании на турецкийВосток, где находилась и древняя родина еврейства - Палестина. Сефардовосталось в Европе немного, преимущественно в Италии и Голландии. Первое местов истории заняли теперь ашкеназы, т. е. германские и польские евреи. ВГермании и Австрии евреев перестали истреблять массами, но их все еще угнеталии держали в положении бесправной касты. В Польше же, где в XVI веке скопиласьогромная масса евреев, они жили более спокойно, пользуясь свободой и широкимсамоуправлением внутри своих общин. Польша сделалась для евреев тем, чем былав древности Вавилония, а в средние века - Испания, т. е. духовным центром, ккоторому тяготели все остальные части рассеянного народа (центр национальнойгегемонии).

Глава 7

Евреи в Турции и Палестине до упадке саббатианства (1492-1750 гг.)

36. Гражданская жизнь. Иосиф Наси. Турецкая империя, занявшая местобывшей Византии, возникла за 40 лет до изгнания евреев из Испании. Еврейскиелетописцы говорят, что Провидение как будто заранее приготовило испанскимизгнанникам спокойное убежище. И действительно, значительная часть изгнанныхиз Испании и Португалии евреев нашли приют во владениях Турции. Турецкиесултаны ценили трудолюбие и промышленные способности евреев и охотно допускалиих в свое государство. Султан Баязет II, узнав об изгнании евреев и арабов изИспании, воскликнул: "Фердинанд Испанский - глупый король! Он разорил своюстрану и обогатил нашу". Образованные сефарды оказались очень полезными дляТурции, где высшие классы отдавались военному искусству, а низшие -земледелию. Евреи деятельно занимались морской и сухопутной торговлей,ремеслами и техническими искусствами; они познакомили турок с новейшимиизобретениями - использованием пороха и пушек, и тем оказали услугугосподствующему военному сословию. В торговле с ними соперничали только армянеи греки.

В XVI веке в европейской и азиатской Турции образовалось много еврейскихобщин. В Константинополе, столице государства, было около 30000 евреев,имевших 44 синагоги. Эта большая община делилась на "землячества", т. е. союзыземляков, переселившихся в Турцию из одной какой-либо, области. Былиземлячества кастильцев, арагонцев, португальцев и т. п.; испано-португальскиеевреи, или "сефарды", отличались по своему языку и образу жизни от"ашкеназов", переселенцев из Германии. Каждый кружок или земляческий союз имелсвою синагогу. Кроме столицы евреи жили еще в других городах европейскойТурции: в Салониках, Адрианополе, Никополе. Во главе всех турецких евреевнаходился верховный раввин ("хахам"), который утверждался в своей должностисултаном. Этот раввин, как представитель еврейства, имел право заседать вгосударственном совете Турции. Образованные евреи занимали иногда высокиедолжности при турецком дворе, в качестве советников или лейбмедиков.

Положение евреев в Турции особенно упрочилось в царствование султанаСолимана Великолепного (1520-1566 гг.), при котором это государство достиглонаибольшего могущества в ряду европейских держав. Большие услуги оказывалисвоему народу еврейские сановники, состоявшие в то время приконстантинопольском дворе. Среди них главное место занимал Иосиф Наси. Иосифбыл родом из Португалии и принадлежал к богатой семье марранов, тайноисповедовавшей иудейство. Когда инквизиторы начали преследовать эту семью, онапереселилась в Нидерланды, а оттуда - в Турцию, чтобы там открыто возвратитьсяк своей религии (1552 г.). Во время своих путешествий Иосиф познакомился сомногими государственными деятелями Европы и приобрел дипломатическиеспособности. Султан Солиман обратил внимание на эти способности Иосифа иприблизил его к себе. При Солимане, а также при его преемнике, Селиме II,Иосиф занимал высокий пост советника и посредника по иностранным делам. Оноказал в этой области большие услуги турецкому правительству, но не забывал исвоих единоплеменников. Пользуясь своим влиянием на иностранные правительства,Иосиф нередко заступался за евреев, преследуемых в христианских странах.Солиман подарил Иосифу разрушенный город Тивериаду, в Палестине, с тем чтобыотстроить его и населить евреями. Селим II дал ему титул "герцога Наксоса"(Наксос - один из Цикладских островов в Архипелаге). Евреи называли своеговлиятельного сановника Наси (вельможа, владетельная особа). Иосиф Наси былревностным покровителем еврейских ученых и писателей, которых тогда было многов Константинополе; он поддерживал также раввинские школы. После смерти СелимаII он удалился от государственных дел и остаток жизни провел в умственныхзанятиях, в кругу ученых, которым он открыл свое богатое хранилище книг ирукописей. Иосиф Наси умер в 1579 г. Его вдова, Рейна, учредила вКонстантинополе типографию для печатания еврейских книг.

37. Палестниа. Шулхан-арух. Часть евреев, переселившихся в Турцию,утвердилась в Палестине. Со времен кротовых походов в Палестине шла борьба загосподство между христианами и магометанами, так как и те и другие имели тамсвои святые места. Опустошенная и разоренная страна перешла под власть Турции.К этим дорогим развалинам своей древней родины пришли теперь тысячи сыновнарода-странника, измученного гонениями в Европе. Бедные изгнанники не были всилах восстановить государственную жизнь своего древнего отечества, но имудалось создать здесь несколько общин, имевших свое самоуправление и духовныеучреждения. В XVI веке образовались значительные еврейские общины вИерусалиме, Цефате (Сафет в Галилее) и Тивериаде. Цефатская община особеннославилась своими учеными талмудистами. Раввин ее, Яков Берав (1540 г.),задумал даже учредить в Палестине высший духовный совет из раввинов, нечто вроде Синедриона, который бы разрешал религиозные вопросы, издавал законы иназначал духовных пастырей для евреев всех стран; но этот смелый замысел неосуществился вследствие малочисленности и бедности палестинских общин.

В это время в Палестине появился человек, который один совершил крупноедело, достойное целого Синедриона. То был Иосиф Каро (1488-1575 гг.), творецизвестнейшего раввинского свода законов "Шулхан-арух". Уроженец Испании, ИосифКаро был увезен оттуда еще ребенком, во время изгнания. Молодость он провел вевропейской Турции, в городах Никополе и Адрианополе. Здесь он отдалсяизучению раввинской письменности и обнаружил в этой области изумительныеспособности. Двадцать лет трудился Иосиф Каро над пересмотром сводов еврейскихзаконов, с целью объяснить и дополнить их. Он закончил свою работу уже поприбытии в Цефат, где он сразу занял видное место среди палестинскихталмудистов. Старейший из раввинов, Яков Берав, торжественно возвел его в санзаконоучителя. В Цефате Каро написал новый свод всех еврейских законов длянародного употребления под заглавием "Шулхан-арух" ("Накрытый стол", печаталсяв Венеции с 1565 г.). "Шулхан-арух" состоит из четырех отделов: Орах хаим(законы о богослужении, субботе и праздниках), Иоре деа (о пище, убое скота,домашнем обиходе и пр.), Эвен га-эзер (семейное и бракоразводное право) иХошен-мишпат (гражданское и уголовное право и судопроизводство). Все этиотделы прежних кодексов пополнены здесь новыми законами и предписаниями,выработанными на основании различных раввинских толкований или народныхобычаев. "Шулхан-арух" сделался с тех пор самым полным сводом еврейскихзаконов, так как в нем помещены и многие мелкие религиозные предписания,которые были установлены строгими ревнителями веры. Современники удивлялисьсиле ума и учености творца "Шулхан-аруха". Иные считали его боговдохновенныммужем. Молва гласила, будто к Иосифу Каро являлся незримый вестник (магид)свыше и вещал ему великие истины закона. Сам Иосиф Каро также смотрел на себякак на существо высшего разряда. Он увлекался тайным учением каббалы, котороетогда волновало умы в Палестине.

38. Каббала. Ари. В XVI веке каббала стала сильно распространяться средиевреев. Перенесенные народом несчастия толкали его ум в область таинственного,порождали мысли о загробной жизни или о будущем царстве мессии, избавителяеврейского народа. Впервые напечатанная в то время священная книга "Зогар"(раньше она читалась только в списках) способствовала распространению такихидей. Появились люди, которые вели жизнь отшельников, проповедовали о покаяниии о царстве небесном; они верили, что посредством каббалы можно достигнутьсвятости и сноситься с миром небесных духов. В Цефате жили в то времязамечательные каббалисты: Моисей Кордоверо и Илия Видас. Кордоверо говорил,что есть три ступени знания: Библия, Талмуд и каббала; из них последняя -наивысшая, ибо она открывает тайны Бога. Книга Видаса "Решит хахма" ("Началопремудрости") наполнена строгими нравоучениями и картинами загробных мук. ВЦефате образовался кружок "богобоязненных людей", которые собиралисьеженедельно, по пятницам, в синагоге и исповедовались друг перед другом всвоих грехах, совершенных за неделю. Во главе этого кружка стоял восторженныймолодой каббалист, Исаак Лурия Ашкеназиили Ари (сокращение слов "Ашкеназирабби Исаак").

Ари родился в Иерусалиме в 1534 г., в семействе ашкеназскогопроисхождения. Свою юность он провел в Египте, где изучал Талмуд подруководством главного каирского раввина. Но талмудическое законоведение неудовлетворяло пытливого духа юноши. Он углубился в изучение "Зогара", ища тамразрешения высших вопросов веры и бытия. Он стал вести уединенную,отшельническую жизнь, предаваясь посту и молитве. Временами он впадал ввосторженное состояние, и ему казалось, что он слышит голоса свыше, что егопосещают чудные видения. В 1570 г. Ари прибыл в Цефат, вступил в общение стамошним кружком каббалистов и сделался его руководителем. В сопровождениичленов кружка Ари часто бродил по загородным пустынным полям и кладбищам ивещал им о таинствах веры. В известные дни они отправлялись в окрестностиЦефата, где по преданию находилась гробница Симона бен-Иохаи, мнимого творца"Зогара". Здесь совершались таинственные обряды, пелись восторженные гимны иговорились речи о близости "времен чудес", о том, как подготовиться к встречегрядущего мессии. Вдруг не стало Ари; он умер от чумы в 1572 г., 38 лет отроду. Эта неожиданная смерть произвела потрясающее впечатление на егопоклонников. О покойном стали говорить как о святом человеке. Утверждали, чтов лице Ари в мир явился "мессия из рода Иосифа", который должен играть рольпредтечи истинного мессии из рода Давида. Истолкователем тайного учения Арисделался один из наиболее приближенных к нему учеников, Хаим Виталь, сынпереписчика священных книг. Хаим Виталь излагал письменно то, что Ари сообщалустно, причем влагал в уста учителя многие из своих собственных мыслей.

Сущность учения Ари и Виталя, носящего имя "практической каббалы",состоит в следующем. Человек, вследствие греховности своей природы, удалилсяот своего божественного источника, от мира чистых духов, и погрузился в омутнечистых сил (келина). Задача верующего в том, чтобы освободить свою душу отвласти злого начала и, путем поста и молитвы восстановить ее связь сБожеством. Очищение души после смерти совершается путем "блуждания" илипереселения (гилгул): душа грешника переселяется в тело другого человека, иесли она не исправится в этой новой своей оболочке, то переходит затем в телотретьего человека и так далее, пока она не очистится. Бывают случаи, что душапереходит в тело животного и терпит величайшие муки. Существует тесная связьмежду человеком и высшими духами. Каждое деяние, каждое слово человекапроизводит то или другое впечатление в высших мирах. От способа совершениямолитвы или какого-нибудь религиозного обряда зависят целые перевороты внебесах. Можно даже "вызывать мессию", т. е. ускорять его пришествиепосредством поста, покаяния и искупления грехов. Во всяком случае, необходимопостоянно сокрушаться о разрушении еврейского царства, Иерусалима и храма;нужно страстно желать и ждать пришествие мессии-освободителя. Все эти заповедии верования "практических" каббалистов находили отклик в умах и сердцах и,наконец, привели к мессианскому движению, взволновавшему в XVII столетии весьеврейский мир.

39. Саббатай Цеви. Жившие в Турции и особенно в Палестине евреи все болееподдавались влиянию каббалистов, твердивших о близком пришествии мессии. Слухио спором восстановления евреййского царства в Святой Земле распространялисьтогда и среди евреев других стран. В Азии и Европе многие думали и гадали овремени пришествия мессии. Говорили, что оно совершится в 1648 году, согласнотемному намеку в "Зогаре". В этом году в Турции действительно появилсячеловек, который объявил себя освободителем еврейского народа. То был СаббатайЦеви.

Саббатай Цеви (Шабси-Цви) родился в турецком городе Смирне, в день поста9 Ава 1626 г., в семье купца сефардского происхождения. Он отличался красивойнаружностью, приятным, звучным голосом и необыкновенными духовными задатками.Рано усвоил он себе те познания по Талмуду и каббале, которые входили в курстогдашнего еврейского образования. Учителем его по Талмуду был известныйсмирненский раввин Иосиф Искафа, а в изучении каббалы юноша держалсяотшельнической системы Ари. Склонный к мечтательности, Саббатай избегалобщества товарищей и предпочитал уединение. По восточному обычаю, его женилиочень рано; но он отказался от брачной жизни и развелся с женой. Чем большеуглублялся Саббатай в таинства "Зогара" и арианской каббалы, тем сильнеестановилось в нем желание взять на себя тот подвиг искупления, которым, поучению каббалы, можно ускорить пришествие мессии. Он проводил дни в молитве ипосте - и, таким образом, довел себя до состояния религиозного бреда. В такомсостоянии, при котором исчезает граница между фантазией и действительностью,Саббатаю нетрудно было уверить себя в том, что он сам призван быть мессией.Сознание, что он призван к чему-то великому, проявлялось и в его обращении стоварищами. Последние невольно поддавались влиянию восторженного отшельника,посвящавшего их в тайны каббалы. Имея едва 20 лет от роду, Саббатай уже стоялво главе кружка юных мечтателей (мистиков), которых объединяла пламенная верав близость царства мессианского. Когда наступил 1648 год, о которомпредсказывал "Зогар", Саббатай решил открыться всем жителям Смирны. Однажды онв синагоге громко произнес полное, четырехбуквенное название Бога (Иегова,вместо обычного "Адонай"), что, по преданию, разрешалось толькопервосвященнику в древнем иерусалимском храме. Этот поступок означал, чтоблизок момент восстановления храма.

Узнав о притязаниях Саббатая Цеви, смирненские раввины, и в том числе егоучитель Иосиф Искафа, наложили "херем" (отлучение от синагоги) на самозванногомессию и его последователей. Саббатай принужден был покинуть родной город(1651 г.), но это только увеличило его славу. Приверженцы говорили о нем как о"страждущем мессии", а он сам ходил по разным городам Турции и проповедовалсвое учение. В Константинополе, Салониках, Иерусалиме и Каире он приобрелмножество новых приверженцев. В Каире, столице Египта, Саббатай обратил насебя внимание следующим поступком. В то время много рассказывали об однойстранной девушке из Польши, Саре, которая в детстве была похищена изродительского дома и увезена в христианский монастырь, но затем бежала вГолландию и вновь перешла в иудейство. Девушка твердила, что ей сужденосделаться женой еврейского мессии. Когда эти рассказы дошли до Саббатая, онобъявил, что и ему свыше ведено жениться на Саре. Вскоре послы "мессии"отправились в Европу и привезли оттуда красивую Сару. В Каире, в торжественнойобстановке, состоялось бракосочетание этой загадочной девушки с Саббатаем.

Все эти удивительные приключения кружили головы евреям и наполняли сердцасмутными надеждами. Тяготевшее над Саббатаем проклятие раввинов было забыто, -и когда он, после долгих странствований, возвратился в Смирну, откуда в юностибыл изгнан, толпа встретила его восторженными кликами: "Да здравствует нашцарь, мессия!" (1665 г.). Число приверженцев Саббатая росло с каждым днем.Появились и самозванные пророки, разглашавшие повсюду о божественном призванииспасителя из Смирны и о наступлении "времен чудес". Наиболее усердным из этихпророков-глашатаев был палестинец Натан из Газы. Натан рассылал еврейскимобщинам пророческие откровения, в которых возвещалось, что родившийся в Смирнемессия скоро сорвет корону с головы турецкого султана и, после многих подвигови чудес, поведет всех евреев в Иерусалим. Вскоре о Саббатае заговорили во всехстранах Европы, особенно в Италии, Голландии и Германии. Многие уверовали, чтоеврейство находится накануне великих событий. Какое-то душевное опьянениеовладело народом. Одни, собираясь в кружки, предавались ликованию, пели иплясали, между тем как другие постились, молились и публично каялись в своихгрехах, - но все одинаково готовились к встрече своего избавителя. В синагогахчитались особые молитвы о мессии Саббатае Цеви. Даже христиане много говорилии писали о новоявленном еврейском мессии и связывали это событие с давнимитолками богословов, которые на основании Апокалипсиса предсказывали мировойпереворот в 1666 г. Напрасно возвышали свой голос против легковерия народалучшие раввины; их никто не слушал. Все взоры были обращены на Восток, откудаожидали великих событий, знамений и чудес.

40. Мессианское движение и его конец. Наступил 1666 год, когда, попредсказаниям Саббатая и его пророков, должен был совершиться решительныйпереворот. Ожидали, что в этом именно году новый мессия вступит в столицуТурции и покажет султану свою мощь. Саббатай Цеви действительно отправился вСтамбул (Константинополь) в сопровождении почетной свиты. О волнениях средиевреев узнало высшее турецкое правительство - и приняло свои меры. Как толькоСаббатай со своей свитой прибыл в Стамбул, турецкие власти арестовали его ипрепроводили в тюрьму (февраль 1666 г.). Спустя два месяца пленник и его свитабыли водворены, по приказанию великого визиря, в замке Абидос, недалеко отСтамбула. Но это пленение мессии не только не ослабило, а еще усилило веру внего. В народе распространялись слухи, что спаситель Израиля переживает теперьтот момент страдания, который, по древнему поверию, должен предшествоватьподвигу освобождения. Восторженные почитатели стекались из всех стран встолицу Турции, чтобы лицезреть нового мессию и услышать из его уст благуювесть об избавлении. Многие привозили с собой богатые подарки, золото идрагоценности для нужд страждущего мессии. А "страждущий мессия" жил вАбидосе, как князь в своем замке. Подкупленная турецкая стража допускала кнему всех посетителей и послов. Замок Абидос получил у саббатианцев названиеМигдал-оз (замок могущества). Отсюда Саббатай рассылал свои указы. Онпредписал отменить пост 9-го Ава, установленный в память разрушенияИерусалима, и превратить его в веселый праздник, ибо в этот день родилсямессия Саббатай, который скоро вновь восстановит Иерусалим и еврейскоецарство.

Между послами, которые из разных стран являлись к Саббатаю, было ипосольство от польских евреев. Один из польских послов, каббалист НехемияКоген, не доверял Саббатаю и хотел испытать его. Из личных бесед с СаббатаемНехемия убедился, что последний только обманывает народ. Тогда Нехемия уехализ Абидоса и донес турецкому правительству обо всем, что там творится. Делобыло доложено султану Магомету IV. Разгневанный султан хотел казнить Саббатая,как мятежника. Когда Саббатая привели ко двору, один из придворных посоветовалему принять магометанскую веру и тем смягчить гнев повелителя. Боясь за своюжизнь, лжемессия решился на роковой шаг: когда его привели к султану водворец, он, в знак принятия ислама, надел на голову турецкую чалму. ПримеруСаббатая последовала его жена Сара и некоторые из его учеников. Отрекшийся отиудейства мессия был назначен привратником султанского дворца в Андрианополе,и получил имя Магомет-Эфенди (август 1666 г.).

Но и после своего отступничества Саббатай не переставал вводить взаблуждение своих поклонников. Туркам он говорил, что употребляет все усилиядля обращения своих единоплеменников в магометанство; евреев же уверял, что онтолько притворно принял чужую веру для того, чтобы привлечь магометан киудейству и совершить подвиг искупления иноверцев. Восторженные поклонникилжемессии верили всем нелепостям, которые распространялись от его имени. Однидобровольно принимали ислам, чтобы приобщиться к делу искупления, совершаемомумессией. Другие утверждали, что не сам Саббатай, а только его призрак принялислам и остался на земле в образе Магомета-Эфенди; сам же мессия вознесся нанебо и явится, когда пробьет час освобождения. Натан Газатский и другиепророки распространяли подобные басни во всех странах, - и еврейская масса ещедолго верила в божественное посланничество Саббатая. Между тем, Саббатай велсебя в Адрианополе очень странно: он то прикидывался ярым мусульманином, тосовершал еврейское богослужение с песнями и пляской. Турецкому правительствуопять стало подозрительно его поведение. Саббатай Цеви был сослан в Дульциньо,глухой городок в Албании, куда не допускали никого из его приверженцев. Тамумер в 1676 г. мнимый мессия, одинокий и всеми покинутый.

Смерть Саббатая отрезвила большую часть его приверженцев в Азии и вЕвропе. Многие одумались и глубоко каялись в своих безрассудных увлечениях.Раввины усилили свое рвение и следили за тем, чтобы в их общинах не былопоследователей мнимого мессии, оказавшегося вероотступником. Однако осталисьеще легковерные люди, которые продолжали верить в божественное призваниеСаббатая Цеви. Они верили, что вознесшийся на небо мессия скоро опять явитсяна землю и освободит еврейскую нацию. В Турции образовалась сектасаббатианцев, во главе которой стоял юный шурин лжемессии, Яков Цеви. Главноегнездо секты находилось в Салониках, где жили родственники Саббатая. Средисектантов господствовали самые странные представления о вере и нравственности.Главари их учили, что есть два Бога: Творец вселенной и Бог Израиля; последнийи сошел на землю в образе Саббатая Цеви. Далее проповедовали, что нравственныеправила не обязательны и что в "конце времен" можно грешить сколько угодно.Члены секты позволяли себе всяческое распутство. Турецкие власти обратиливнимание на бесчинства салоникских саббатианцев и стали преследовать их. Чтобыизбавиться от гонений, сектанты последовали примеру покойного лжемессии - иприняли магометанство, в числе 400 человек (1687 г.). Яков Цеви и другие вождисекты уверяли, что и это вероотступничество имеет тайный смысл. После смертиЯкова Цеви главенство над салоникскими саббатианцами перешло к его сынуБерахию (1695-1740 гг.). При нем секта все более вырождалась. Члены ее наружноисполняли обряды магометанской религии, а тайно верили, что Саббатай Цеви естьвоплощение Божества. Саббатианская секта в Салониках существовала еще оченьдолго. Остатки ее сохранились и до настоящего времени, под турецким именемдонме (отступники).


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =