КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Глава 3

Евреи в христианской Европе в эпоху крестовых походов (1096-1215 гг.)

14. Первый крестовый доход. К концу XI века еврейские общины во Франции,Германии и других странах христианской Европы настолько размножились иокрепли, что их дальнейшее существование могло казаться обеспеченным. Можнобыло ожидать в будущем более или менее свободного культурного развития этихобщин, по образцу испанских. Но эти ожидания не сбылись. В Европе произошлисобытия, которые до основания потрясли жизнь евреев в христианских странах иобрекли их на бедствия, унижения и бесправие в течение ряда веков.

В конце XI века христианские народы Европы соединились для общей войны заверу против магометан, владевших Палестины или "Святой Землей". Магометанесильно притесняли подвластных им христиан; много терпели от них ихристиане-богомольцы, приходившие из Европы в Иерусалим для поклонения гробуХриста. В 1095 году римский папа Урбан II созвал собор в Клермоне, во Франции,и здесь увещевал христиан идти на войну с "неверными" магометанами и отнять уних святой город Иерусалим. На этот призыв откликнулись многие феодальныекнязья, рыцари, епископы и простой народ во Франции и Германии. Десятки тысячлюдей покидали свои дома, поля, усадьбы, нашивали себе красные кресты наверхнюю одежду (отсюда и название их - "крестоносцы") и готовились идти на бойс "неверными". В начале 1096 года составилось уже огромное крестовоеополчение. Между крестоносцами были люди, желавшие действительно сражаться заверу; но большинство их руководствовалось личными расчетами. Рыцари надеялисьна богатую добычу в мусульманских землях, крестьяне шли в ряды крестоносцев,чтобы получить обещанную им за это свободу от крепостной зависимости, анабожных людей всех классов привлекало туда объявленное духовенством полноеотпущение грехов всякому, идущему на войну за веру. К этому народномуополчению примешалась толпа простых бродяг, нищих и искателей приключений ссамыми преступными наклонностями. Прежде чем князья успели приготовиться кпоходу, беспорядочные толпы крестоносцев рассыпались по Франции и Германии истали грабить население лежавших по пути мест; евреев же крестоносцы не толькограбили, но и убивали или принуждали к крещению. "Восстал, - рассказываетеврейский летописец, - народ дикий, отчаянный, ожесточенный, сброд французов игерманцев, сбежавшийся со всех сторон. Проходя через города, где жили евреи,они (крестоносцы) говорили себе: "вот мы идем отомстить измаильтянам(магометанам), а тут перед нами евреи, которые распяли нашего Спасителя;отомстим же прежде им! Пусть не упоминается больше имя Израиля, или же пустьевреи уподобятся нам и примут нашу веру!"

Весна 1096 года принесла гибель и горе многим тысячам евреев в Европе.Крестоносцы свирепствовали с наибольшей силой в немецких городах,расположенных на берегу Рейна. Одной из первых пострадала старая еврейскаяобщина в Вормсе. Сотни евреев были тут перерезаны крестоносцами; истекаякровью, они кричали: "Слушай Израиль, Бог наш Един"! Лишь немногие принималикрещение, под страхом смерти. Иные сами лишали себя жизни, чтобы не попасть вруки врагов. Женщины убивали своих любимых детей, боясь, чтобы их не окрестилинасильно. Крестоносцы разрушили дома евреев в Вормсе, разграбили их имущество,изорвали и растоптали ногами свитки священных книг, найденные в синагогах (18мая). Часть еврейских жителей скрывалась в доме вормсского епископаАллебранда. Епископ не мог или не хотел их защищать и предложил им длясобственного спасения принять христианство. Евреи просили, чтобы им дали времяна размышление. Перед епископским дворцом расположились крестоносцы, готовясьвести евреев либо в церковь, либо на казнь. Когда данный евреям срок прошел,епископ отворил двери помещения, где скрывались несчастные, и нашел их всехплавающими в луже крови: они сочли за лучшее убить себя, чем отречься от своейверы. Рассвирепевшие крестоносцы надругались над трупами еврейских мучеников ичастью перебили, частью насильно окрестили оставшихся в живых вормсских евреев(25 мая). Один юноша, Симха Коген, который лишился в этой резне отца ибратьев, решил умереть, отомстив за свою погибшую семью. Когда его поволокли вцерковь, он близ алтаря выхватил из-под одежды заранее спрятанный кинжал изаколол им племянника епископа. Симха был тут же разорван на куски разъяреннойтолпой. Только по уходе крестоносцев из Вормса тела еврейских мучеников былипреданы земле. Их было около 800 человек.

В эти же дни другая шайка крестоносцев подошла к Майнцу. Местные евреиукрепились в обширном замке епископа Рутгарда, который за деньги обещал имсвою защиту и помощь своей стражи. Когда к замку подошли крестоносцы, евреивзялись за оружие, рассчитывая на помощь епископской стражи; но были горькообмануты. Стража в опасную минуту разбежалась, а сам Рутгард, вследствиетрусости или вероломства, удалился, оставив несчастных на произвол их палачей.Видя бесполезность сопротивления, часть евреев сама лишила себя жизни, апрочие приняли смерть от рук крестоносцев. Более человечным оказался епископгорода Кельна. Услышав о приближении крестоносцев, он вывел из города многихевреев и дал им приют в принадлежавших ему окрестных местечках и деревнях;оставшиеся в Кельне евреи скрывались в домах своих христианских соседей. Иныетаким образом спаслись от смерти, но большинство приютившихся в окрестностяхКельна было истреблено крестоносцами. Везде евреи геройски умирали за своюверу к народность, а те, которые были насильно окрещены, возвращались виудейство или сами убивали себя, чтобы искупить свое невольное отступничество.

С берегов Рейна шайки крестоносцев двинулись дальше, к берегам Дуная,истребляя по дороге евреев в городах Германии и Богемии. Губя и разрушая всена своем пути, эти шайки сами гибли тысячами от голода и лишений, илиистреблялись народами тех стран, где они бесчинствовали. Для похода в СвятуюЗемлю составилось новое крестовое ополчение, под предводительством герцогаГотфрида Бульонского. После трехлетних бедствий и многих потерь в пути (вВизантии), это крестовое ополчение достигло Святой Земли. Иерусалим был взятприступом (15 июля 1099 г.). Перебив там магометан, ожесточенные крестоносцызагнали иерусалимских евреев, как талмудистов, так и караимов, в одну синагогуи подожгли ее. Все евреи погибли в пламени, а имущество их было расхищено.Крестоносцы завоевали часть Палестины и основали там свое Иерусалимскоекоролевство.

Бедствия евреев в Германии вскоре прекратились благодаря заступничествудоброго императора Генриха IV. Не обращая внимания на протесты духовенства иримского папы, император разрешил всем насильно окрещенным евреям вернуться ксвоей вере. Он наказал также некоторых из духовных и светских сановников,допустивших избиение и ограбление еврейских жителей в своих владениях.

15. Второй крестовый поход. Основанное крестоносцами Иерусалимскоекоролевство пришло, спустя несколько десятилетий, в упадок, и восточныемагометане вновь начали теснить христиан. Тогда в Европе стали готовиться кновому крестовому походу. Во главе крестоносцев стояли: французский корольЛюдовик VII и германский император Конрад III (1146 г.). Французский аббат(монах) Бернард Клервосский увещевал христиан идти прямо в Святую Землю; нодругие монахи проповедовали, что крестоносцы, прежде чем идти противмагометан, должны обратиться против евреев, с целью их окрестить илиистребить. Такими речами воспламенял христиан свирепый немецкий монах Рудольф.В августе 1146 года, в прирейнских областях снова начались нападения наевреев. В окрестностях Трира и Шпейера пали первые еврейские мученики новогокрестового похода. Во многих местах евреи, наученные горьким опытом 1096 года,предупредили несчастие: они платили огромные деньги феодальным князьям иепископам за дозволение укрыться временно в их укрепленных замках и дворцах.Сам император Конрад дал евреям убежище в своих наследственных землях, вгороде Нюрнберге и других крепостях. Кельнский епископ Арнольд отдал враспоряжение евреев крепость Волькенбург и разрешил им защищаться противнападений с оружием в руках. Такие убежища не всегда, однако, были доступныевреям. Беззащитные евреи Вюрцбурга подверглись разгрому: было убито околодвадцати человек, в том числе и кроткий раввин Исаак бен-Элиаким, сраженныймечом в тот момент, когда он сидел погруженный в чтение священной книги.

Весной 1147 года погромы повторились и в некоторых местностях Франции. ВКарантоне евреи, скопившись в одном дворе, долго оборонялись против нападавшихкрестоносцев, ранили и убили некоторых, но наконец пали все под ударамиврагов, проникших во двор сзади. В городе Рамерю чернь напала на евреев вовторой день праздника Шовуот. Погромщики ворвались в дом знаменитого раввинаЯкова Тама, разграбили его имущество, разорвали священные книги, а хозяинаповолокли в поле. Здесь они нанесли раввину пять ран в голову, говоря: "Ведьты великий во Израиле, поэтому мы должны отомстить тебе за муки нашегораспятого Спасителя". Тем временем проезжал полем какой-то рыцарь. Рабби Тамобратился к нему с просьбой о помощи, обещая подарить ему за это дорогогоконя. Рыцарь уговорил толпу отдать ему раввина, уверяя, что постараетсясклонить его к принятию крещения. Благодаря этой хитрости, был спасен отсмерти один из главнейших представителей тогдашнего еврейского духовенства.Только с уходом французских и немецких крестоносцев на Восток евреи вздохнулисвободнее; скрывавшиеся в замках и крепостях стали выходить из своих убежищ, анасильно окрещенные возвращались к прежней вере.

16. Третий крестовый поход. В 1187 г. египетский султан Саладин (12)отнял у христиан Иерусалим и положил конец существованию Иерусалимскогокоролевства. Следствием этого был третий крестовый поход в Святую Землю, вкотором участвовали германский император Фридрих Барбаросса, французскийкороль Филипп-Август и английский - Ричард Львиное Сердце. На этот разприготовления к крестовому походу сопровождались нападениями черни на евреев водном из трех союзных государств - в Англии. Еврейские общины в Англии,усиленные притоком переселенцев из соседней Франции, занимали в XII векевидное место в промышленной жизни страны. Евреи жили в Лондоне и другихгородах, занимаясь торговлей и банковскими операциями. Короли давали имсвободу передвижения, купли и продажи по всей стране, но взимали за этоогромные налоги. Среди евреев Лондона и провинциальных городов встречалисьбогатые люди, жившие в каменных домах, "подобных дворцам". Крупные купцы ибанкиры обращали на себя внимание, возбуждая алчность королей и завистьхристианского населения, которое считало всех евреев богачами. Эти чувства, всвязи с религиозным фанатизмом, подготовили почву для взрыва народных страстейнакануне третьего крестового похода.

Приготовления к этому походу совпали с восшествием на престол короляРичарда I (Львиное Сердце). В день коронации явились в лондонский королевскийдворец многочисленные депутации, чтобы поздравить нового короля. Среди нихбыла и депутация от евреев, принесшая королю подарки. Присутствие евреев непонравилось английскому архиепископу Балдуину. Он заметил королю, чтоневерующие недостойны столь высокой чести и что принимать от них подаркигрешно. По настоянию архиепископа, Ричард приказал вывести еврейскую депутациюиз тронной залы. Дворцовые служители, получив такой приказ, грубо вытолкалидепутатов. В городе пустили слух, что король позволил громить евреев. Буйнаялондонская чернь, вместе с собравшимися в городе крестоносцами, набросилась наевреев, убивала их, разрушала их дома, грабила имущество. Богатые евреизаперлись в своих высоких и крепких домах, но погромщики подожгли эти дома, инесчастные погибли в пламени (1189 г.). Некоторые члены еврейской общины самилишили себя жизни, боясь насильственного крещения.

Когда вслед за тем Ричард, во главе крестоносцев, отправился на Восток,погромы повторились в других городах Англии. Страшная трагедия произошла вгороде Йорке. Здесь многие евреи заперлись в башне городской крепости. Шестьдней христиане осаждали башню; осажденные бросали в них камнями и убили одногомонаха. Но скоро съестные припасы в башне истощились, и обороняться сталоневозможно. Осажденные совещались, что им делать. Бывший среди них раввинИомтов сказал: "Бог очевидно хочет, чтобы мы умерли за наше святое учение.Смерть стоит за дверьми, и едва ли вы пожелаете изменить своей вере ради того,чтобы продлить немного свое земное существование. Творец дал нам жизнь, и мывозвратим ее Ему собственными руками. Такой пример показали нам многиеблагочестивые мужи и целые общины в древнее и новейшее время". Эти словаподействовали - и осажденные, за исключением немногих малодушных, решилилишить себя жизни. Глава общины, богатый Иосце (один из членов еврейскойдепутации, явившейся к коронации Ричарда), убил сначала свою любимую жену, асам принял смерть от рук раввина. Так покончили с собой многие; остальные былиперебиты на другой день ворвавшимися в крепость врагами (1190 г., накануне"Великой субботы" перед Пасхой). Наместник короля велел строго наказатьвиновников погрома. Но виновных не оказалось налицо; крестоносцы разбежались вразные стороны, а предводители их из дворян бежали в Шотландию. При преемникахРичарда I положение евреев в Англии постепенно ухудшалось.

17. Бесправие евреев во Франции и Германии. Крестовые походы ухудшилиобщественное и экономическое положение евреев в Западной Европе. Передвижениямасс из Европы в Азию сблизили эти части света, и христианские купцы вытеснилииз области международной торговли ее прежних посредников - евреев. В самойЕвропе, по мере развития городской жизни, число торговцев-христиан росло, иевреи все более оттеснялись в область мелкой торговли. Удаленные от земледелияи многих промыслов, состоятельные евреи вынуждены были заниматься ссудой денегпод проценты, что нередко служило поводом к столкновениям между должниками изаимодавцами и впоследствии причинило евреям неисчислимые бедствия. Рядом сэкономическим принижением евреев шло ухудшение их положения в христианскомобществе. Возбуждение умов, вызванное проповедью крестовых походов, истрастный религиозный фанатизм, обуявший целые слои христианского населения,поставили евреев на опасную, вулканическую почву. Они должны были постояннотрепетать; каждый взрыв народных страстей мог принести им гибель и разорение.Народное суеверие питалось нелепыми слухами, выставлявшими евреев в самомчудовищном виде.

В это время впервые распространилось лживое и возмутительное обвинение,будто евреи убивают христианских младенцев перед праздником Пасхи ипримешивают их кровь к своему пасхальному хлебу (маца) и вину. Люди, которыесами проливали еврейскую кровь, оправдывали свои зверства выдумкой, будтоевреи тайно проливают христианскую кровь. В 1171 г. во французском городе Блуаслуга местного градоначальника пошел вечером к реке поить коня. Конь чеготоиспугался и отскочил, а перепуганный всадник вернулся в город и рассказал, чтовидел, как еврей бросил в реку тело христианского мальчика. На основании этогообвинения были арестованы 30 человек из местной еврейской общины. Для проверкиобвинения судьи прибегли к тогдашнему суеверному способу "испытания водой":обвинителя-слугу бросили в реку в лодке, наполненной водой, и так как лодка неутонула, то решили, что слуга сказал правду. Тогда арестованных евреевзаключили в деревянную башню, возле которой разложили громадный костер. Напредложение креститься и тем получить помилование евреи ответили решительнымотказом. Их бросили в костер и сожгли (26 мая - 20 сивана 1171 г.). Евреиумерли мужественно, распевая, как бы в насмешку над своими мучителями,синагогальный гимн "Олеину". В память мучеников в Блуа был установленраввинами особый пост.

Участник третьего крестового похода, жадный до денег французский корольФилипп-Август жестоко преследовал своих еврейских подданных. Нуждаясьпостоянно в деньгах для ведения войн, он всякими насилиями вымогал деньги уевреев. В 1181 г. он велел арестовать всех евреев в Париже в субботний день,когда они молились в синагогах, и опечатать их имущество. Евреи собрализначительную сумму в 15000 марок серебром и поднесли ее королю; тогда ихвыпустили на свободу. Но через год Филипп-Август поживился более крупнойдобычей: он издал указ, чтобы все евреи, живущие на королевских землях,выселились в течение трех месяцев, от апреля до июля. Изгнанникам дозволялосьбрать с собой или продавать только свое движимое имущество; всю женедвижимость - дома, сады, винные погреба и амбары - король присвоил себе(1182 г.). Покинутые синагоги были обращены в церкви. Евреям, изгнанным изсобственных владений короля (округ Парижа), пришлось искать убежища вовладениях французских феодалов - баронов и графов, которые давали им приют усебя.

Через 16 лет король, нуждаясь в деньгах, снова допустил изгнанных евреевв свои владения, взимая с них огромные подати за право жительства и торговли(1198 г.).

От подобных преследований и унижений были свободны только евреиюжнофранцузской области Прованс. Здесь феодальные графы хорошо относились кевреям; местное христианское население, имевшее сношения с жителями соседнейарабской Испании, было менее суеверно, чем на севере. Евреи являлись вПровансе распространителями просвещения; они выдвинули из своей среды многихученых, в особенности по части медицины.

Печальные последствия имела эпоха крестовых походов для гражданской жизнии внутреннего быта евреев в Германии. Главным последствием этой тревожнойэпохи было чрезмерное обособление евреев от окружающего христианскогонаселения. Как испуганное стадо овец, ожидая нападения хищника, сбивается вкучу, так и еврейство, видя себя среди врагов и ежедневно опасаясь взрыванародных страстей, все более отдалялось от враждебной среды и замыкалось всфере своих народных интересов. Другим последствием пережитого смутноговремени было закрепощение евреев, в смысле усиления зависимости от германскихимператоров, которые являлись их главными защитниками против разнузданнойчерни. С XII века евреи в Германии считались как бы рабами или крепостнымиимператорского двора ("камеркнехты"). Они состояли не под охраной общихгражданских законов, а под охраной императора, как личная его собственность.Из этой собственности старались извлечь побольше доходов. Евреи должны былиплатить в пользу двора как постоянные "покровительственные подати", так ичрезвычайные налоги, очень обременительные. Кроме податей в пользу императора,евреи платили значительные подати феодальным князьям и городским магистратам,на землях которых они жили; с недвижимой собственности они вносили такжедесятину в пользу церкви. Однако в случаях нападения черни на евреев властиоказывали им защиту только за особое вознаграждение. Так, Фридрих Барбаросса,отправляясь в третий крестовый поход, принял строгие меры для предупреждениянападений на евреев во время своего отсутствия, но за это охраняемым пришлосьуплатить крупные суммы на издержки по крестовому походу.

18. Раши и тоссафисты. Перенесенные бедствия и унижения не могли, однако,заглушить в евреях ту умственную деятельность, которая, по выражению раб6иАкивы, так же необходима для Израиля, как вода для рыбы. Повсюду преследуемыеевреи находили утешение только в духовной жизни, в своей религии, в наследиисвоего великого прошлого. Еще до крестовых походов, среди французских игерманских евреев было распространено изучение Талмуда, которому дали сильныйтолчок рабби Гершом и "мудрецы Лотарингии". В год смерти р. Гершома (1040 г.),во французском городе Труа родился человек, который сделал изучение Талмудадоступным всему народу. То был Соломон Ицхаки, известный под сокращеннымименем Раши.

В юности Раши изучал Талмуд в школах "мудрецов Лотарингии". Подобнодревнему таннаю рабби Акиве, Раши уже после женитьбы оставил семью и скиталсяиз города в город, чтобы слушать слово Божие из уст великих учителей. "Яработал, - рассказывает он, - под руководством своих учителей в такое время,когда я крайне нуждался в хлебе, одежде и имел на своих плечах иго семейнойжизни". Только после долгих трудов, овладев всей письменностью Библии иТалмуда, возвратился Раши к своей семье в Труа. Вскоре слава молодого ученогораспространилась во Франции и Германии; к нему стали обращаться за разрешениемвопросов религии и права; масса учеников, искавших духовного образования,устремилась в школу Раши в Труа. Объясняя слушателям Библию и особенно Талмуд,Рати старался больше всего об упрощении изучаемого предмета, об изложении егов общедоступной форме, понятной даже юношам школьного возраста. Но Раши неограничился этим; он хотел облегчить усвоение еврейской науки и будущимпоколениям. В то время изучение Талмуда было сопряжено с большими трудностями.Без помощи опытных учителей и раввинов нельзя было понимать ни сложноесодержание Талмуда, ни его трудный язык. Нужно было долго скитаться по разнымшколам, чтобы сделаться сведущим талмудистом. И вот Раши принялся засоставление подробного письменного комментария к Талмуду. В своих толкованияхк большинству трактатов Вавилонского Талмуда он кратко, ясно и удобопонятнообъясняет как трудные выражения текста, так и весь запутанный ход мыслей ирассуждений древних законоучителей. Одним коротким замечанием Раши частоустраняет величайшие трудности в понимании текста. Благодаря образцовомукомментарию Раши, стало возможным изучать Талмуд без помощи учителей и сделатьего предметом преподавания даже в начальных школах. Справедливо говорилисовременники, что без толкований Раши Талмуд остался бы, как замок без ключа.Этот комментарий доныне печатается во всех изданиях Вавилонского Талмуда,рядом с текстом. Раши составил также комментарий к Библии, в котором текстобъяснен не столько по буквальному смыслу, сколько по толкованиям и легендамТалмуда. Оба комментария Раши позже употреблялись во всех хедерах.

Раши суждено было пережить ужасные годы первого крестового похода. Онумер в Вормсе, в 1105 году, оставив после себя трех дочерей, из которых однабыла помощницей отца в его ученых трудах. Эти дочери вышли замуж за известныхталмудистов и имели сыновей, которые прославились своей ученостью. И зятья, ивнуки Раши продолжали его деятельность. Одним из его внуков был тот рабби ЯковТам, который едва не погиб во время второго крестового похода (15). Яков Там,носивший титул "раббену" ("наш учитель"), прославился как величайший законоведсвоего времени. Он жил в Рамерю, во Франции, и стоял во главе талмудическойшколы, из которой вышло много славных раввинов. Он сочинил несколькоглубокомысленных талмудических исследований, из которых особенно известнакнига "Сефер гаяшар". По временам раббену Там созывал соборы раввинов, гдеобсуждались различные вопросы еврейской жизни и принимались меры для ееулучшения. Между прочим, соборы постановили, чтобы евреи судились между собоюне в христианском суде, а в своем раввинском "бетдине", разбиравшем дела поеврейским законам и народным обычаям.

Все зятья и внуки Раши и их многочисленные ученики были известны подименем тоссафистов, т. е. "прибавителей", так как они писали свои ученыеразъяснения к Талмуду в виде прибавлений к комментарию Раши. В школахтоссафистов, как некогда в вавилонских академиях, стремились к изощрениюумственных способностей посредством глубокомысленных прений по вопросамеврейского права и законодательства. Тоссафисты вникали во все тонкоститалмудических рассуждений и законов, раскрывали их источники и улаживалипротиворечия между ними. Число этих ученых в XII и XIII веках доходило до 150.Толкования тоссафистов доныне печатаются во всех изданиях ВавилонскогоТалмуда, рядом с текстом и комментарием Раши.

Французские и германские евреи, в отличие от испанских, пренебрегалисветскими науками и философией, уделяя все свое внимание Талмуду. Только вПровансе, находившемся под влиянием Испании, литературное творчество былоразнообразнее. Ученые из семьи Тиббонидов переводили с арабского на еврейскийязык философские сочинения Иегуды Галеви, Маймонида и других мыслителей.Кимхиды (особенно один из членов этой семьи - Давид Кимхи) разрабатывалиеврейскую грамматику и писали комментарии к Библии. В Северной Франции иГермании не было почвы для свободного исследования. Здесь, среди народныхбедствий, книжные люди всецело углублялись в изучение своей религиознойписьменности, в ней искали утешения и душевной бодрости. Кроме талмудическихисследований, они охотно занимались религиозно-нравственными поучениями.Тоссафист Иуда Хасид (около 1200 г.) написал "Книгу благочестивых" ("Сеферхасидим"), в которой рядом с возвышенными нравственными правилами встречаютсяи суеверные рассказы, нагоняющие страх на читателя. Вот некоторые отрывки изэтой книги: "Нельзя говорить льстивые речи; нельзя говорить одно, а в умедумать другое, ибо ум и язык должны быть согласны. Этого правила нужнодержаться и по отношению к иноверцам. Нельзя обманывать ни еврея, ни иноверца,ибо Бог хранит всех смиренных людей, как израильской, так и иной веры". "Еслитебя ругают или говорят при тебе грубости, молчи. Правило умного - молчание:если я говорю, я могу после сожалеть об этом, но если промолчу, то никогда непожалею". "Пусть юноши и девушки не сходятся и не играют друг с другом (воизбежание соблазна). Однажды ехал человек ночью при свете луны и увиделмножество больших возов, в которых сидели люди и в которые были запряженытакже люди; и когда последних спросили, почему они тащат возы, они ответили:во время земной нашей жизни мы веселились с женщинами, а ныне мы искупляемсвой грех таким способом". - Книга изобилует рассказами о мертвецах,привидениях, нечистых силах. В ней впервые приводится народное поверие, будтов полночь мертвецы встают из могил и собираются а пустых синагогах, гдеотправляют богослужение; кто увидит молящихся покойников в этот час илиуслышит их голос, тот непременно умрет спустя несколько дней.

Пережитые евреями бедствия нашли свой отголосок в целом ряде "селихот" -покаянных молитв, читавшихся с плачем в синагогах в дни постов. Образцомтакого рода произведений могут служить следующие строфы из "селихи",написанной одним очевидцем второго крестового похода:

Услышь, о Боже, голос мой молящий,

Ибо мне грозит жестокосердный враг!

Я обречен быть жертвою закланья

Для злых людей, восставших на меня.

Страх смерти омрачает мою душу,

И я боюсь, что сил моих не хватит.

Уже летят дикие орды, полные ярости,

Сверкает меч, чтоб без вины меня казнить.

Мой дух наполнен скорбью бесконечной,

Огонь страданья жжет меня насквозь.

Но кровь моя, как жертва лютости врагов,

Течет по капле в обитель Твоей любви,

И ты, считая капли той пролитой крови,

Воздашь врагу, терзавшему меня...


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =