КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЕВ

С. М. Дубнов

Жду Ваших писем!

= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =

Часть 3 Средние века и новое время

Глава 2 Возрождение еврейства в арабской Испании (950-1215 гг.)

6. Кордовский халифат. Хасдай. Основанное арабами в Испании государство(711 г.) расширилось и достигло процветания в Х веке. Оно занимало весь центри юг Пиренейского полуострова, с большими городами: Кордова, Севилья, Толедо,Гренада. Небольшие христианские королевства уцелели только на севере, вКастилии и Арагонии. Евреи жили среди дружественных им арабов, подпокровительством царей, или "халифов", столицей которых была Кордова.Наибольшего процветания достиг Кордовский халифат при халифах Абдуррахмане IIIи Альхакеме П (912-976 гг.). Абдуррахман занял видное место среди христианскихи магометанских государей своего временион прославился как покровитель наук,поэзии и искусства. Торговля и промышленность процветали тогда в арабскойИспании, в ее богатых многолюдных городах. В городе Кордове было околополумиллиона жителей магометанского, иудейского и христианского исповедания,свыше ста тысяч домов, множество мечетей и дворцов. В этом мирном,образованном обществе больше всего ценились не военные доблести, а достоинстваума. Ученый и поэт уважались в высших кругах более, чем блестящий воин. Самхалиф Альхакем был поэтом и любителем наук; он тратил много денег наприобретение редких и дорогих сочинений; в его библиотеке было собрано околочетырехсот тысяч свитков рукописей. Кордовская академия была тогда самойзнаменитой в Европе. Ученые и писатели из арабов и евреев часто назначались навысокие государственные должности.

Одним из влиятельных государственных людей того времени был еврей Хасдайибн-Шапрут (915-970 гг.). Сын знатного кордовского жителя, Хасдай получилхорошее образование, занимался языковедением и медициной, владел всовершенстве языками: еврейским, арабским и латинским. Вместе с тем онотличался практическим умом и умением управлять. Абдуррахман III обратилвнимание на эти редкие способности Хасдая и назначил его своим советником, илиминистром, по иностранным делам. Все переговоры между кордовским халифом ииноземными государями или послами шля через Хасдая. Занимая высокое положениепри дворе, еврейский сановник в то же время неустанно работал в пользу своихсоплеменников. Он сделался начальником еврейских общин в Испании, чем-то вродевавилонского экзиларха. Под его покровительством испанские евреи пользовалисьсовершенным спокойствием и благосостоянием.

Когда в Кордову являлись послы из Византии и других государств Европы иАзии, Хасдай усердно расспрашивал их о положении евреев в их землях. Однаждыпослы из Персии ему сообщили ему, что где-то в далеких краях естьсамостоятельное еврейское царство - Хазария, с царем-иудеем во главе, по имениИосиф. Хасдай сначала не повермл радостному известию; он захотел узнатьправду: действительно ли есть на земле место, где часть рассеянного,безземельного народа имеет свое собственное государство. После долгих исканийпути в неведомую Хазарию Хасдай отправил туда через Византию и Русь посла списьмом к хазарскому царю Иосифу, прося его написать всю правду о таинственномеврейском царстве. "Если бы я знал, - писал Хасдай, - что есть у нашего народасвое царство на земле, я оставил бы свое высокое положение, бросил бы своюсемью и шел бы по горам и долинам, по суше и по морю, пока не пришел бы в томесто, где живет господин мой, царь иудейский. Я увидел бы, как живет спокойноостаток Израиля, и тогда я излил бы свою душу в благодарностях Богу, которыйне отнял своего милосердия от бедного народа своего. Ибо уже долгое времяожидает избавления наш народ, скитаясь из страны в страну. Лишенные чести,униженные в изгнании, мы ничего не можем отвечать говорящим нам: у каждогонарода есть царство, а у вас нет на земле и следа царства". Спустя некотороевремя Хасдай получил ответное письмо хазарского царя, или хагана, Иосифа (ок.960 г.). Из этого письма он узнал, что Хазарское царство по происхождению нееврейское и что только правители и значительная часть народа исповедуютиудейскую веру. Царь Иосиф заканчивал свое письмо словами: "Наши взорыобращены к Богу, к мудрецам Израиля в академиях Иерусалима и Вавилонии... Даускорит Бог обещанное освобождение Израиля, да соберет свой рассеянный народеще при нашей жизни!". Через десять лет после получения послания царя Иосифапришла печальная весть о падении Хазарского царства (5). Не суждено былоХасдаю переселиться в еврейское царство, а напротив: потомкам хазарских царейпришлось искать убежище в Испании.

Будучи сам ученым, Хасдай особенно покровительствовал представителямеврейской науки. При нем была основана в Кордове высшая талмудическая школа.Предание рассказывает об этом следующее. Один из четырех талмудистов,посланных тогда из Вавилонии для собирания денег в пользу сурской академии ипопавших в плен к арабским морякам (ч. II, 72), был выкуплен из плена евреямиКордовы (955 г.). Имя этого ученого было Моисей бен-Ханох. Вавилонскийталмудист, поселившийся в Кордове, сначала не обнаруживал своей учености;только случайно узнали об этом. Однажды он, в одежде бедного странника, явилсяв кордовскую синагогу. Местный раввин и судья, рабби Натан, читалталмудическую лекцию и объяснял слушателям один трудный законодательныйвопрос. Моисей, скромно приютившийся у дверей, заметил, что раввин в одномместе запутался в своих объяснениях; он не мог удержаться и сделал Натанунекоторые возражения. Присутствующие с изумлением слушали глубокомысленныезамечания бедного странника и предложили ему еще целый ряд спорных вопросов,которые тот разрешил тут же с большим знанием дела. Тогда рабби Натан, выйдяиз школы, сказал своим слушателям: "Я не гожусь быть вашим раввином: этозвание подобает тому бедно одетому страннику. Он - мой учитель, а я отныне егоученик. Изберите его раввином и судьею кордовской общины". Избранныйкордовским раввином, Моисей занялся распространением талмудической науки средииспанских евреев. Он учредил в Кордове высшую школу, для которой привозилисьдрагоценные списки Талмуда из Вавилонии. Эта школа вскоре приобрела такуюславу, что туда устремилась масса любознательных юношей из городов Испании исоседней Африки. Все признали духовную власть рабби Моисея и подчинялись егозаконодательным решениям, как в прежнее время - решениям вавилонских гаонов.Моисей носил титул не гаона, а раввина (от слова рабби, учитель), и этот титулутвердился среди европейских евреев.

Покровительством Хасдая пользовались также еврейские языковеды играмматики. При нем жили в Кордове известные грамматики Менахем и Донаш. Обазанимались исследованием правил еврейского языка, но расходились в своихмнениях по этому предмету. Менахем написал первый словарь древнееврейскогоязыка, под именем "Махберет", а Донаш написал разбор этой книги, где резкоосмеял мнения своего противника и его объяснения библейских слов. Началсясильный спор между сторонниками двух ученых; Хасдай перешел на сторону Донашаи лишил бедного Менахема своей поддержки. - Из учеников Менахема особеннопрославился грамматик Иегуда ибн-Хаюдж, впервые установивший правило, чтокорни библейских слов состоят обыкновенно из трех букв.

7. Время Самуила Нагада (Гренада). После халифов Абдуррахмана и АльхакемаКордовский халифат стал клониться к упадку. Соседние христиане с одной стороныи африканские арабы (мавры) с другой - делали набеги на кордовские владения иопустошали страну. В 1013 году Кордова была опустошена полчищами африканскихарабов, а вскоре Кордовский халифат распался. Арабская Испания разделилась нанесколько мелких царств, называвшихся по имени своих главных городов: Гренада,Севилья, Сарагосса. Многие евреи, бежавшие из Кордовы в смутное время,поселились в Гренаде. Здесь появился еврейский сановник, который стал длясвоих соплеменников тем, чем был для них Хасдай иба-Шапрут в Кордовскомхалифате. То был Самуил Гавеви, получивший титул "нагид" (сановник,начальник).

Уроженец Кордовы, Самуил получил в юности широкое образование, духовное исветское. Он основательно знал еврейский и арабский языки, писал на обоихязыках изящным слогом и обладал красивым почерком, что тогда особенноценилось. После разгрома Кордовы, Самуил поселился в городе Малаге,принадлежавшем царю Гренады; небольшая лавка для продажи пряностей доставлялаему скудные средства к существованию. Лавочка находилась в соседстве с домом,где жила семья гренадского визиря (первого министра), Аларифа. Одна изслужанок визиря упросила Самуила писать для нее письма к ее господину, вГренаду. Эти письма, отличавшиеся изящным арабским слогом и красивым почерком,заинтересовали Аларифа. Приехав однажды в Малагу, он лично познакомился сСамуилом и был удивлен нашедши в скромном лавочнике человека с обширнымизнаниями и ясным умом. "Твое место, - сказал он Самуилу, - не в лавке, а рядомсо мной; отныне ты будешь моим советником". Визирь взял с собой Самуила вГренаду и назначил его своим секретарем. Спустя несколько лет Алариф заболел.Перед смертью он указал гренадскому царю Габусу на Самуила, как на человека,могущего быть очень полезным в деле государственного управления. Царь Габус,высоко ценивший ученых людей, приблизил к себе Самуила и поручил емузаведование важнейшими государственными делами (1027 г.). В течение 28 летзанимал Самуил высокий пост визиря Гренадского царства. Своим мудрымуправлением он поднял благосостояние страны, водворил в ней порядок и нередкоотвлекал ее от опасных военных предприятий. У еврейского сановника было немаловрагов среди знатных арабов, которым было досадно, что еврей занимает такоеважное место при дворе. Но Самуил своим кротким обращением и добродушиемуспокаивал даже своих врагов.

Добросовестно исполняя обязанности государственного деятеля, Самуил в тоже время ревностно служил интересам родного племени. Царь Габус назначил егонагидом, то есть начальником над всеми евреями Гренадского царства. В этомзвании Самуил много содействовал улучшению гражданского положения своихсоплеменников. Его покровительством пользовались не только евреи Испании, но иеврейские общины Северной Африки, Вавилонии и Святой Земли. Как ученыйталмудист, Самуил был и духовным руководителем гренадских евреев. Среди своихтрудов по государственному управлению он находил время и для того, чтобычитать лекции Талмуда любознательным слушателям и разъяснять вопросыеврейского законодательства. Он содержал на свой счет бедных ученых и держалпри себе писцов для изготовления списков Талмуда, которые раздавалисьбесплатно учащимся. Самуил написал сочинение под заглавием "Введение в Талмуд"("Мево га-Талмуд"), где объяснено происхождение "устного учения" и указаныспособы толкования Библии талмудистами. Это "Введение" до сих порперепечатывается в изданиях Вавилонского Талмуда. Кроме того, Самуил написал встихах книгу религиозных гимнов в подражание Псалмам ("Бен-Тегилим"), книгуизречений по образцу Притчей Соломоновых ("Бен-Мишле") и собрание философскихразмышлений по образцу Экклезиаста ("Бен-Когедет").

Самуил Нагид умер в 1055 году. Сын его, Иосиф, заместил отца в должностивизиря Гренады и еврейского нагида. Иосиф служил при царе Бадисе, сыне Габуса,и оказывал государству важные услуги. Но против него восстала арабская знать,завидовавшая величию еврея. Во время одной войны враги Иосифа распустилиложные слухи, будто он призвал неприятеля в страну и хотел передать гренадскийпрестол другому царю. Однажды возбужденная такими слухами арабская черньбросилась во дворец визиря. Иосиф спрятался в одном из задних покоев дворца ивымазал себе лицо углем, чтобы буяны его не узнали; но его нашли, убили иповесили его труп у ворот Гренады (1066 г.). Затем толпа напала насоплеменников визиря, перебила и разорила несколько сот еврейских семейств;прочие евреи спаслись бегством. Между спасенными были жена и сын погибшеговизиря; драгоценное книгохранилище Иосифа было частью уничтожено, частьюрасхищено. Этот страшный погром отразился на судьбе евреев всего Гренадскогоцарства; они были вынуждены покинуть страну, где в течение полувекапользовались спокойствием и благосостоянием, и переселиться в другие арабскиевладения Испании.

В то время участились войны между арабами южной Испании и христианамисевера. Разгорелась борьба между христианской Кастилией и арабской Севильей.Севильцы призвали к себе на помощь из Африки воинственных мавров из племениальморавидов. У Солака произошла кровопролитная битва между христианами имаврами - и христианское войско потерпело поражение (1086 г.). Евреи храбросражались и в магометанских, и в христианских рядах (много евреев жило вКастилии). Вследствие этого, день солакской битвы не мог быть назначен ни впятницу, ни в субботу, ни в воскресенье, так как первый из этих дней был днемпокоя для мусульман, второй - для евреев, а последний - для христиан.Победители - альморавиды на полвека утвердили свою власть в южной Испании.

8. Соломон Габироль. Расцвет литературы. В XI и XII вв. в Испаниипоявилось такое множество еврейских ученых и поэтов, что эта эпоха, посправедливости, названа "золотым веком еврейской литературы". Во время СамуилаНагида жил знаменитый еврейский поэт, Соломон ибн-Габироль (1020-1058 гг.).Соломон родился в Малаге, рано осиротел и был обречен на скитальческую ибедственную жизнь. После скитаний по разным городам, он поселился в Гренаде,где пользовался покровительством Самуила Нагида. Габироль

писал на еврейском языке звучные, полные глубокого чувства стихи, которыеприводили в восторг современников и потомков. Особенно волнуют душу егорелигиозные гимны, доныне читаемые в синагогах. В них воспеваются и горерассеянного еврейского народа, и глубокая тоска верующей души, стремящейся кБогу. Образцом народных гимнов могут служить следующие стихи:

"Бедная пленница в земле чужой стала рабыней, рабыней Египта (чужогонарода). С того дня, как Ты, Боже, ее покинул, она ждет Тебя. Всему естьконец, но нет конца моему несчастию; годы чередуются - и нет исцеления моейране. Истерзанные, придавленные, несущие иго, ограбленные, ощипанные,втоптанные в землю, - доколе, Боже, будем мы сетовать на обиды, на многолетнююневолю? Исмаил (мусульмане) подобен льву, а Исав (христианский мир) - коршуну:едва один нас оставляет, другой за нас принимается".

Личное религиозное чувство нашло свое высшее выражение в длинном гимнеГабироля, известном под именем "Царский венец" ("Кетер-малхут"). Этотвеличественный гимн, вошедший в состав йом-кипурского богослужения, содержит всебе ряд философских мыслей о высших догматах веры, о свойствах Божества и Егодивных творениях, о Его мудром мироуправлении и о сокровеннейших силах душичеловеческой. Об этих вопросах религии и философии Габироль написал еще особоесочинение в прозе: "Источник жизни". В своих философских писаниях Габирольприближается к воззрениям греческого философа Платона и еврейского - ФилонаАлександрийского. "Источник жизни", переведенный с арабского на латинскийязык, был очень распространен в средние века среди христианских богословов,которым автор был известен под именем Авицеброна. Габироль умер, имея только38 лет от роду. О его смерти распространилось в народе следующее сказочноепредание. Один араб, завидовавший мудрости и поэтическому дару Габироля, тайноубил его и закопал труп в своем саду, под смоковницей. Дерево стало давать стех пор необыкновенно красивые и вкусные плоды, слух о которых дошел до царя.Последний призвал к себе араба и спросил его, каким способом удалось емувырастить такие великолепные плоды. Когда араб, смутившись, запутался вответе, царь велел подвергнуть его пытке. Араб сознался в своем преступлении,и царь велел его повесить на том же дереве.

Произведениям Габироля подражали следующие поколения стихотворцев. Однимиз лучших поэтических преемников Габироля был Моисей ибн-Эзра (1070-1138 гг.),член знатной семьи Ибн-Эзра в Гренаде. Поэтическое чувство пробудилось в немпод влиянием несчастной любви. В юности он горячо полюбил дочь своего брата ихотел на ней жениться, но брат воспротивился этому браку. Тогда огорченныйМоисей покинул родной город и удалился в Кастилию. Отрекшись от личногосчастья, он искал забвения в поэзии и философии. Он пел о горестях иразочарованиях жизни, об измене друзей, о людской злобе и лжи; но иногда поэткак будто ободрялся и грезил о тихой жизни на лоне природы, о красоте, обувлечениях юности. Таково именно содержание его лирического сборника "Таршиш".Позже Ибн-Эзра стал писать преимущественно религиозные гимны, подобноГабиролю. Он сочинил около двухсот покаянных молитв ("селихот"), из которыхмногие читаются в синагогах. Кроме стихотворений, написанных по-еврейски,Ибн-Эзра составил еще на арабском языке книги по риторике, философии и морали;но в этих книгах он только подражал арабским образцам.

Из мыслителей той эпохи особенную известность приобрел Бахия ибн-Пакуда,раввин, или "судья", с Сарагоссе. Бахия написал превосходное сочинение онравственных обязанностях ("Ховот га-левавот", т. с. "Обязанности сердец").Автор делит все законы иудейства на два разряда; внешние обряды, или"обязанности тела", и нравственные правила, или "обязанности сердца", причемон последние ставит выше первых. Книга Бахии имела целью развить в еврееглубокое нравственное сознание. Переведенная с арабского языка надревнееврейский, эта книга всегда составляла любимое чтение мыслящих людей; впоследние столетия ее усердно читал и простой народ, в переводе нанемецко-еврейский разговорный язык.

Между талмудистами "золотого века" первое место занимал Исаак Альфаси (до1103 г.). Он был родом из Феца (по-арабски Фас, откуда и имя "Альфаси") вСеверной Африке и переселился в Испанию одновременно с завоеванием ееальморавидами. Еще на родине он прославился как великий знаток Талмуда.Поэтому в Испании к нему стали собираться отовсюду ученики, желавшиеусовершенствоваться в европейском законоучении. Город Луцена, где Альфасизанял место раввина, сделался центром раввинской учености, каким прежде былаКордова. Чтобы облегчить изучение Талмуда, Альфаси написал свое знаменитоесочинение "Галахот" ("Начала законоведения"). В Вавилонском Талмуде, состоящемиз многих книг, перемешаны между собой законодательные и нравоучительныечасти: "галаха и агада". Альфаси извлек из этого громадного сборника егозаконодательную часть, отбросив из нее лишние рассуждения, и составил такимобразом сокращенный или малый Талмуд. Книга Альфаси значительно облегчилаизучение Талмуда и дала толчок к упорядочению еврейского законодательства.

9. Иегуда Галеви. Еврейская поэзия в Испании достигла полного своегорасцвета в произведениях Иегуды Галеви (1086-1142 гг.). Уроженец христианскойКастилии, Иегуда в юности переселился на юг, в арабскую Испанию, и здесьполучил высшее образование в школах лучших талмудистов и философов. Он изучилтакже медицину и позже, возвратившись в Кастилию, добывал себе пропитаниеврачебной практикой. Но большую часть своей жизни он посвятил поэзии,философии и богословию. Как поэт, Иегуда Галеви стоит неизмеримо выше своихпредшественников, даже Габироля. В юные годы он в плавных, музыкальных стихахвоспевал природу, любовь, красоту жизни; он часто тратил свой поэтический дари на житейские мелочи: сочинял хвалебные оды к друзьям и покровителям,загадки, шутки и т. п. Но с годами муза Галеви делается серьезнее и грустнее.Поэт вдохновляется трагическими судьбами еврейской нации. Величие и падениеэтой нации, ее надежды и разочарования, ее вековая скорбь и тоска - все этонашло свой отклик в трагических стихах Иегуды Галеви. Вопль многострадальногопарода слышится в тех произведениях, где поэт вопрошает Бога, когда же будетконец рассеянию еврейства:

"На орлиных крыльях нес Ты голубицу (еврейскую нацию), приютил ее некогдана своем лоне, скрывал ее в тихих покоях; отчею же Ты теперь ев покинул, чтобыона скиталась по лесам, где со всех сторон расставлены ей сети? Чужие искушаютее другими богами, а она втайне плачею. об Избраннике своей юности... Отчегоже так далек ош нее Друг небесный и так гнетет ее враг?".

Самыми сильными из национальных стихотворений Галеви являются те, гдепоэт изливает свою страстную тоску по древней родине Израиля, по Святой Землеи разрушенному Циону:

"О, чудный край, радость мира, град великого Царя! К тебе стремится душамоя из крайнего Запада) Жгучая жалость наполняет меня, когда вспомню о древнемвеличии твоем, ныне исчезнувшем, и отвоем храме, ныне опустошенном. О, ктопонес бы меня на орлиных крыльях - и я напоил бы землю слезами своими иобнимал и целовал бы камни твои, и вкус твоих глыб был бы для меня слаще меда!Мое сердце на Востоке, а я на крайнем Западе, как же могу я чувствовать вкус втом, что я ем? Как исполню я свой обет, пока Цион находится в оковах Эдома(крестоносцев), а я изнываю под игом Аравии? Не прельстили бы меня все благаИспании, если бы только я мог своими глазами узреть прах разрушенного храма".

Эта тоска по Циону не была только поэтическим порывом: она охватила всесущество Иегуды Галеви, для которого заветным желанием стало - увидеть дорогуюстрану предков. Желание поэта осуществилось к концу его жизни: после смертижены, он покинул свой тихий приют в Испании, разлучился с родными, с ученикамии друзьями, и предпринял далекое морское путешествие в Святую Землю. Послепродолжительного плавания на корабле по Средиземному морю Иегуда Галеви прибылв Египет, где сблизился с местными знатными и учеными евреями. Из Египта оннаправился в Палестину, в которой тогда хозяйничали крестоносцы, отнявшиестрану у магометан (1140 г.). Что сталось с поэтом в Святой Земле - об этомистория молчит; неизвестно даже, .достиг ли он Иерусалима, конечной цели своихпламенныъ стремлений. Повидимому, он умер вскоре по прибытии в Палестину.Темное народное сказание гласит, что Иегуда Галеви, дойдя до ворот Иерусалимаи увидев развалины святого города, упал на землю и заплакал; в слезах онпропел свою знаменитую элегию, начинающуюся словами: "Цион, ведь ты спросишь осудьбе твоих пленников". В это время проезжал мимо какой-то арабский всадник,который, увидев распростертого на земле и молящегося еврея, наехал на него ирастоптал его копытами своего коня. Элегия, о которой говорится в этойлегенде, есть одна из лучших песен о Ционе ("циониды"), написанных ИегудойГалеви и доныне читаемых в синагогах ежегодно, в пост 9-го Ава. Вот некоторыеотрывки из нее:

"Цион, ведь ты спросишь о судьбе твоих пленников, приветствующих тебя исоставляющих остатки твоей (рассеянной) паствы. С запада и востока, севера июга шлют тебе привет далекий и близкий. Привет тебе и от узника (твоей) любви,проливающего свои слезы, как росу хермонскую, и жаждущего излить их на твоихгорах!.. О, как хотелось мне излить свою душу в том месте, где дух Божийосенял твоих избранников! Ты, обитель царей, славный трон Божества! Зачемтеперь воссели рабы на престолы твоих владык?.. Могу ли я есть и пить, когдавижу, как псы волочат тела твоих львов? Как могу я наслаждаться светомсолнечным, когда вижу, как вороны клюют трупы твоих орлов!.. Не доносятся ли ктебе стоны пленников, рвущихся к тебе из своих темниц? Могут ли соперничать стобою Шинеар и Патрас (Вавилон и Египет), и разве их суеверие может сравнитьсяс твоею вещею мудростью? Разве найдется что-либо, подобное твоим помазанниками пророкам, левитам и певцам?".

Иегуда Галеви был не только великим поэтом, но и глубоким мыслителем. Обэтом свидетельствует его философская книга "Козара", написанная авторомпоарабски и позже переведенная на еврейский язык. Основания еврейскоговероучения изложены здесь в виде беседы между хазарским царем, желающимпринять иудейство, и одним ученым евреем. По мнению Иегуды Галеви, в религииоткровение важнее, чем разум, ибо откровение исходит от Бога, а человеческийразум способен ошибаться. Синайское откровение, как основа еврейской религии,есть неоспоримый факт, очевидцами которого были десятки тысяч израильтян. Боготкрылся прежде всего израильтянам, потому что они раньше других народовпроявили способность к богопознанию. От них истина должна былараспространиться на весь род человеческий, подобно тому как кровь от сердцаразливается по всему телу и дает ему жизнь. На еврея возложено так многорелигиозных обязанностей именно для того, чтобы направлять все его шаги вжизни к духовным целям и приучать его делать все во имя божественного закона.Иудаизм стремится к усовершенствованию всех лучших сил, заложенных в душе. Егоотличие от эллинизма в том, что он ставит истину и добро выше красоты. "Неувлекай ся, - говорил Галеви, - греческой мудростью, ибо в ней есть толькоцвет, а нет плода".

10. Авраам ибн-Эзра, современник и друг Иегуды Галеви, родился в Толедо,в 1089 г. Одаренный от природы блестящими способностями, он усвоил себеискусства и науки своего времени; не мог он научиться только искусству - житьи работать спокойно. В жизни ему не везло; во всех своих предприятиях онтерпел неудачи. "Если бы я торговал саванами для мертвецов, - жалуется он, -то вероятно, за всю мою жизнь, не умер бы ни один человек; и если бы япродавал свечи, то солнце не заходило бы до дня моей смерти". Авраам ибн-Эзрадолго путешествовал по разным странам Европы, Азии и Африки, пользуясь вместах своих остановок покровительством богатых еврейских меценатов. В Риме онначал писать свой знаменитый Комментарий к Библии. Это был первый комментарий,где Священное Писание объяснялось по своему грамматическому и историческомусмыслу, без произвольных толкований. До тех пор библейские выражениятолковались и законоведами, и философами, и моралистами, причем каждыйстарался вносить в эти выражения посторонние мысли, нужные для его целей.Ибн-Эзра захотел восстановить истинный смысл древней Библии и очиститьпонимание ее от ошибочных позднейших толкований. Многое он сделал в этомнаправлении; но часто он не осмеливался ясно высказывать свои мнения, боясьобвинения в вольнодумстве; в таких случаях он намеренно излагал свои мысли втемной форме, в виде недомолвок и намеков, которые могут отгадать только оченьпроницательные люди. И все-таки Авраам Ибн-Эзра в позднейшее время прослылвольнодумцем, и комментарий его употреблялся только в кругу свободомысмлящихлюдей.

Кроме этого важнейшего своего труда Авраам Ибн-Эзра написал множествосочинений по грамматике, астрономии, математике, философии. Он усердно писалтакже стихотворения как светского, так и религиозного содержания. Он отличновладел стихотворной формой, но по глубине поэтического чувства его стихи стоятниже произведений Иегуды Галеви. Преданние рассказывает, как познакомились обапоэта. Иегуда Галеви знал стихи Ибн-Эзры, но с автором их еще не был знаком.Однажды в доме Галеви остановился бедйый странник, который не назвал своегоимени. В то время Галеви работал над одним большим стихотворением, в формеакростиха (где строфы начинаются с букв алфавита в последовательном порядке).Дойдя до буквы Р, поэт остановился: искусство ему изменило, и он никак не могподыскать соответствующую строфу. Оставив с досадой недоконченную рукопись настоле, он пошел спать. На другое утро он встал и, к великому своему изумлению,заметил, что затруднявшая его строфа уже дописана в оставленной рукописи, иизложена прекрасно. "Это мог только сделать или ангел, или Авраам ибн-Эзра", -воскликнул изумленный поэт. Тогда бедный странник открыл свое имя: то былИбн-Эзра. После долгих странствий, престарелый Авраам ибн-Эзра возвращался народину, в Испанию; но он умер на границе родной земли, в 1167 году.

Последним поэтом "золотого века" был Иегуда Аль-харизи (жил около1165-1225 гг.). Уроженец Испании, он провел много лет жизни вне родины,преимущественно в городах Южной Франции (Марсель, Люнель и др.); он долгопутешествовал по Востоку, посетил Египет, Палестину и Сирию. Альхаризиизвестен своей книгой "Тахкемони". В пятидесяти отделах этой книги, гдерифмованная проза чередуется со стихами, поэт увлекательно и живо рассказываето своих странствиях и приключениях в разных странах, вплетая в свой рассказ топоэтические вымыслы, то остроумные характеристики разных типов людей, тобеседы о литературе. Между прочим, Альхаризи дает меткие характеристикипредшествовавших ему великих поэтов - Габироля, Иегуды Галеви, Ибн-Эзры идругих. Собственное его творчество знаменует собой начало упадка еврейскойпоэзии в Испании: он более стихотворец, чем поэт. Он сам причисляет себя кподражателям, собирающим крохи со стола славных предшественников.

Всем была богата тогдашняя еврейская литература; недоставало в ней толькоисторических летописей и описаний еврейской жизни в разных странах. Этинедостатки были только в слабой степени пополнены трудами двух писателей:Авраама ибн-Дауда и Вениамина Тудельского. Ибн-Дауд из Толедо (авторрелигиознофилософского трактата "Возвышенная вера", "Эмунарама") написалнебольшую "Книгу предания" ("Сефер га-каббала"), где перечислены главныесобытия еврейской истории. В этой книге особенное значение имеют сведения,сообщаемые автором, по истории испанских евреев (до 1180 г.). Вениамин изТуделы путешествовал 13 лет (1160-1173 гг.) по известным тогда трем частямсвета. Свои путевые впечатления он изложил в книге "Масаот Вениамин". Здесьеврейский путешественник рассказывает о посещенных им странах, о тамошнихеврейских общинах, о занятиях и нравах туземцев вообще, о местных преданиях,постройках, памятниках и т. п. Он сообщает не только о том, что сам видел, нотакже о том, что слышал от других. Подобно всем средневековымпутешественникам, он часто не отличает баснословных рассказов от достоверныхфактов. Но тем не менее многие его известия очень ценны как для историитогдашних евреев, так и для всеобщей географии.

11. Альмогады. Испания в Восток. В середине XII века евреев в арабскойИспании постигло большое бедствие. В соседней Северной Африке появиласьвраждебная иноверцам магометанская секта альмогадов. Основатель ее, называвшийсебя магди, или пророком, проповедовал, что нужно распространить религиюМагомета во всем мире с помощью оружия. Альмогады сначала утвердились вцарству Марокко, где жило много евреев, и стали угрожать им смертью, если онине примут ислама. Евреи пришли в отчаяние. Многие переселились в Египет иИспанию; оставшиеся обращались притворно в ислам. Таким же насилиямподвергались евреи и христиане в прочих африканских городах, завоеванныхальмогадами. Везде синагоги и церкви разрушались и несчастных иноверцевнасильно тащили в мечети. Евреи, вынужденные притворно принять ислам,соблюдали тайно обряды иудейства.

Вскоре полчища альмогадов вторгнулись в Испанию. Они заняли Кордову иразрушили ее великолепные синагоги (1148 г.). Затем они завоевали Гренаду иСевилью и утвердили свое владычество в Южной Испании, вытеснив оттудаальморавидов. Здесь африканские фанатики поступали с евреями так же, как и насвоей родине. Цветущие еврейские общины Андалузии были разорены, еврейскиешколы и академии Севильи, Луцены и других городов закрылись. Многие евреипринуждены были принять для вида магометанскую веру; другие бежали, вхристианские государства Испании или в Египет.

В то время среди евреев западной Азии поднялось освободительное движение.Центр движения находился в городе Багдаде, где жил экзиларх - начальникеврейских общин Сирии, Месопотамии и Персии. В гористых областях Персии жиливольные евреи, отличавшиеся воинственным духом. Среди этих вольных горцевпоявился человек, которого народ принял за своего мессию (1160 г.). То былДавид Альрой из персидского города Амадии, получивший в багдадских школахеврейское и арабское образование. Видя постепенное распадение Багдадскогохалифата, Давид вздумал сделаться независимым князем своего племени. Онобратился с воззванием ко всем евреям Азии, возвещая, что он послан Богомосвободить своих братьев от магометанского ига и повести в Иерусалим. На егопризыв сбежались в Амадию вооруженные евреи, которые из предосторожностипрятали свое оружие под верхней одеждой. Предание рассказывает, что узнав овосстании евреев, персидский султан призвал к себе Давида Альроя. Последнийявился во дворец без свиты и неустрашимо назвал себя царем иудейским. Егосхватили и заключили в темницу. Но Давид посредством чародейства бежал иззаключения и снова появился в Амадии. Народ верил, что Давид способен творитьчудеса, как подобает посланнику Божию. Мнимый мессия, однако, скоро палжертвой заговора: его убил во сне тесть его, по требованию персидских властей.Но и после смерти Альроя осталась еще в Багдаде группа приверженцев его,веривших в скорое чудо избавления. Этим легковерием толпы воспользовались дваобманщика для корыстных целей. Они показали багдадским евреям присланное будтобы мессией письмо, в котором говорилось, что освобождение близко и что оносовершится следующим чудесным образом: в известный час, около полуночи, евреидолжны облечься в зеленые одежды, взобраться на крыши своих домов и там ждать;тогда поднимется сильный ветер и перенесет их всех прямо в Иерусалим.Одураченные приверженцы мессии передали обманщикам все свое имущество дляразделения между бедными и в установленный час взобрались на крыши. Толькопросидев с женами и детьми на крышах в течение целой ночи и не дождавшисьчудесного передета, евреи поняли свое заблуждение. Обманщики же, забрав ихимущество, скрылись. Багдадцы шутливо прозвали тот знаменательный год "годомперелета".

Завоевания альморавидов и затем альмогадов в Испании сблизили эту странус родиной завоевателей - Северной Африкой. Теснимые альмогадами, многиеиспанские еврей переселялись в более спокойные области Африки, в особенности вЕгипет, в котором тогда воцарился великий султан Саладин, завоеватель Сирии иПалестины (1171 г.). Правоверный магометанин, Саладин, однако, с полнойтерпимостью относился к евреям. Он дозволил им жить в Иерусалиме, откудахристиане их раньше изгоняли. В самом Египте евреи жили благоустроеннымиобщинами, на началах самоуправления. Во главе всех общин стоял еврейскийсановник, носивший титул нагида (то же, что экзиларх). Он назначал раввинов иканторов для общин и синагог, разбирал гражданские и уголовные дела евреев иимел право приговаривать виновных не только к денежным штрафам, но и ктелесному наказанию и заточениию в тюрьме. Главные еврейскме общины находилисьв столичном городе - Каире и в Александрии. В Египте жило также многокараимов, имевших свои отдельные общины и синагоги. При дворе Саладина состоялврачом величайший еврейский философ и законоучитель Маймонид.

12. Жизнь Маймонида. Моисей бен-Маймон, прозванный Маймонидом (Рамбам),родился в 1135 году в Испании, в городе Кордове, где его отец занимал местодуховного судьи ("даян") еврейской общины. Моисей получил свое образование вту славную пору, когда в Испании евреи и арабы выдвинули из своей средымножество великих ученых, философов и поэтов. С ранних лет он ревностно изучалТалмуд, философию, естественные науки и очень много читал поеврейски ипо-арабски. Едва минуло Моисею 13 лет, как Кордова была завоевана альмогадами,и еврейским жителям поставили на выбор: выселиться или принять ислам. СемьяМаймонида должна была покинуть родной город и вести скитальческую жизнь,полную лишений. Во время этих скитаний по разным городам Испании юный Моисейне переставал трудиться над своим умственным развитием. Он занимался подруководством арабских ученых, с которыми знакомился в разных местах, и междупрочим хорошо изучил медицину. Но вместе с тем страдания, перенесенные юношейиз-за веры, толкали его ум в область еврейской религии и законоведения; онхотел внести в эту область свет знания и порядок. Уже на 23-м году жизни онначал писать обширный комментарий к Мишне, основе Талмуда.

В это время Моисей переехал с отцом и прочими членами семьи в СевернуюАфрику и поселился в Феце. Здесь все еще свирепствовали фанатики-альмогады,принуждавшие евреев исповедовать ислам. Членам семьи Маймона тоже приходилосьнекоторое время притворяться магометанами и соблюдать свою веру тайно. Номагометане вскоре узнали об этом, и семье Маймона пришлось бежать в Палестину(1165 г.). После шестидневного плавания по Средиземному морю, подняласьсильная буря, и корабль едва не потерпел крушение. Много тревог пережиланесчастная семья, много слез было пролито в горячих молитвах к Богу оспасении. Наконец, после месячного плавания, корабль вошел в гавань городаАкко. Здесь путешественники прожили несколько месяцев и затем отправились вИерусалим, чтобы помолиться на том месте, где некогда стоял храм. Оттуда онипоехали в Хеврон, и здесь Моисей целый день молился в пещере, где, попреданию, находятся гробницы еврейских патриархов. Затем странствующая семьяпереехала в Египет и поселилась в Старом Каире (Фостат).

В Каире Моисей Маймонид занимался врачебной практикой, дававшей емусредства к жизни, но в то же время продолжал писать свои сочинения по религиии философии. Вскоре он прославился среди арабов и евреев как искусный врач иглубокомысленный ученый. Просвещенный султан Саладин назначил Маймонида своимпридворным врачом. Кроме того, Маймонид получил звание нагида, т. е. старшиныили патриарха всех египетских евреев. Он сделался духовным руководителем своихсоплеменников не только в Египте, но и во всех странах Востока, откуда к немучасто обращались с запросами по делам религиозным и общественным. После смертиСаладина (1193 г.) Маймонид исполнял обязанности придворного врача при егопреемнике. О своем образе жизни в то время Маймонид писал следующее в посланиик одному ученому: "Султан живет в Новом Каире, а я в Фостате (старом городе).Ежедневно по утрам обязан я являться ко двору. Если заболеет султан иликто-либо из жен и детей его, я остаюсь там почти целый день. Но и в те дни,когда все благополучно, я могу возвращаться в Фостат только после полудня. Тамя уже застаю в прихожей своего дома массу людей - магометан и евреев, важныхособ и простолюдинов, судей и чиновников, дожидающихся моего возвращения. Яслезаю с осла, умываюсь и выхожу к мим, извиняясь и прося их подождать, пока ячто-нибудь поем. Затем выхожу к больным, чтобы лечить их, и прописываюрецепты. Так уходят и приходят ко мне люди до вечера. Вечером я чувствуюкрайнюю усталость и все-таки веду ученую беседу, иногда до двух часов ночи.Только по субботам имею я возможность беседовать с членами общины и давать имнаставления на всю неделю".

Маймонид умер в 1204 году, 69 лет от роду. В Каире его оплакивали нетолько евреи, но и магометане, а в Иерусалиме еврейская община установила пости молитву по случаю этой тяжелой утраты. Прах Маймонида был перевезен в СвятуюЗемлю и похоронен в Тивериаде. Единственный сын Маймонида, Авраам, был егопреемником в должностях придворного врача и нагида египетских евреев.

13. Сочинения Маймоннда. Слава Маймонида особенно возросла после егосмерти, когда распространились его сочинения. О нем говорили: "От Моисея(библейского) до Моисея (Маймонида) не было подобного Моисею (Маймониду)". Идействительно, после древних творцов Пятикнижия и Мишны никто так много несделал для развития иудаизма, как Моисей Маймонид. Уже в первом своемсочинении, обширной комментарии к Мишне, названном по-арабски "Светоч" (позжепереведен на еврейский язык), Маймонид пролил свет на все содержание "устногоучения". Если Гемара часто запутывала и затемняла смысл Мишны, то "Светоч"Маймонида упрощал и уяснял его. Но Маймонид не ограничился этим. МноготомныйТалмуд заключал в себе такую огромную и беспорядочную массу законов,нравоучений и научных званий что на изучение его человек должен был тратитьвсю свою жизнь; выводить же из этой массы точные правила и законы дляруководства было очень трудно, ввиду многочисленных противоречий во мненияхразличных творцов Мишны и Гемары. И вот Маймонид решил составить полный сводеврейских законов и поучений на основании Библии и Талмуда. "Я хотел бы, -говорит он в предисловии к этому труду, - чтобы настоящее сочинение служилополным сводом устного учения со всеми постановлениями, обычаями и законами,накопившимися ом времени нашего учителя Моисея до составления Гемары. Я назвалэту книгу Мишне-Тора ("Второй закон") в том предположении, что всякий человек,усвоив сначала писаное учение (Библию), будет в состоянии немедленноприступить к изучению настоящего свода, по которому он ознакомится ссодержанием устного учения (Талмуда), так что ему не придемся читать междуэтими книгами ничего другого".

Свод "Мишне-Тора", или как он иначе называется "Яд гахазака" ("Сильнаярука"), написан прекрасным еврейским языком и состоит из 14 книг. Перваяназывается "Книгой познания" ("Сефер га'мада"); в ней изложены главныеоснования (догматы) еврейской веры. Маймонид в другом своем сочиненииустановил 13 таких основ или догматов: 1) Бог - творец и правитель мира; 2)Он, безусловно, един; 3) Бог не имеет телесных свойств и никакого подобиячеловека; Он - существо, постигаемое не чувствами, а разумом; 4) Бог вечен ине зависит от времени; 5) еврей обязан почитать только этого Бога; 6) всеслова библейских пророков истинны; 7) наш вероучитель Моисей есть первый исамый великий пророк; 8) наше вероучение дано Беге" [Через Моисея; 9) этовероучение никогда не будет замшено другим; 10) Бог знает все дела и помыслылюдей; 11) Он воздает добром исполняющим Его заповеди и наказывает нарушителейих; 12) когда-нибудь придет избавитель еврейства, Мошиах (Мессия), которогоследует ожидать ежедневно; 13) по воле Божией совершится когда-нибудьвоскресение мертвых.

В "Книге познания" все эти основы еврейского вероучения подробнообъяснены; там же изложены те нравственные обязанности, которые из нихвытекают для каждой отдельной личности. В остальных отделах "Мишне-Торы"изложены, в строгом порядке, все законы, обряды и обычаи еврейской религии, атакже законы семейные, государственные и общественные, выработанные в эпохиБиблии и Талмуда. Благодаря своду законов Маймонида, талмудическоезаконодательство окончательно утвердилось среди евреев. "Мишне-Тора" сделаласьнеобходимым руководством для всякого раввина, судьи и главы общины. Однако напервых порах нашлись и противники, осуждавшие великое предприятие Маймонида.Автора упрекали и в намерении сократить изучение Талмуда в школах, и всвободомыслии, и, наконец, в произвольном решении вопросов, считавшихся вТалмуде спорными. Эти упреки и нападки исходили из лагеря приверженцевстарины.

Составив свод религиозных законов иудаизма, Маймонид не считал еще своюзадачу оконченной. Две великие истины служили Маймониду путеводными звездами вего жизни: истина, возвещенная человечеству божественным Откровением, и таистина, которую открывает мыслящему человеку его собственный Разум. Какверующий, он преклонялся перед учением Моисея и пророков; как мыслящийчеловек, он признавал учения греческого философа Аристотеля и другихмыслителей, исправляя и дополняя эти учения в духе своих убеждений. Заветноймыслью Маймонида всегда было - примирить истины Откровения с истинами Разума.Эту великую задачу он осуществил в своем труде, написанном по-арабски подзаглавием "Путеводитель блуждающих" ("Море Невухим" в еврейском переводе). Вэтой книге проводится та основная мысль, что чистая религия и чистый разум вовсем согласны между собой. Оба признают существование единого Бога, какпричины или начала всякого бытия, и оба стремятся довести человека до высшегосовершенства. Если же истина веры и истина разума так согласны между собойотносительно первопричины и конечной цели бытия, то они должны совпадать и втех промежуточных пунктах, которые лежат между этими двумя крайними точками.Далее идет применение этих основных начал к догматам иудаизма. -"Путеводитель" Маймонида распадается на три части. Первая посвященабогопознанию, вторая - учению о сотворении мира и о пророчестве, третья -нравственному учению.

Маймонид блестяще завершил ту задачу, которую за два с половиной столетиядо него поставил себе Саадия Гаон. Его труд является венцом и еврейскогозаконоучения, и средневековой еврейской философии. "Путеводитель блуждающих"приобрел небывалую славу: эту книгу изучали и евреи, и арабы, и христиане (влатинском переводе). - Кроме указанных крупных сочинений, Маймонид написал ещецелый ряд хниг по богословию, логике, морали и медицине.


= ГЛАВНАЯ = ИЗРАНЕТ = ШОА = ИСТОРИЯ = ИЕРУСАЛИМ = НОВОСТИ = ТРАДИЦИИ = МУЗЕЙ = АТЛАС = ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ =