=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ВЕРНУТЬСЯ В ОГЛАВЛЕНИЕ=


ГУСТАВ ГЕЧЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Жду Ваших писем!
nt>


КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА.

В Библии нет указаний на время и место деятельности пророка Аввакума. Нет единого мнения относительно времени и обстоятельств, связанных с появлением этой книги и у ученых. Картина, которую рисует пророк, характерна для многих эпох. Некоторые ученые допускают, что пророк Аввакум проповедовал до падения Ниневии (612 г. до нашей эры), другие относят его деятельность к более позднему времени - к эллинистической эпохе, точнее, ко времени правления Селевкидов (197-142 гг. до нашей эры). Наиболее достоверным является предположение о том, что Аввакум жил в правление царя Иоакима (609-598 гг. до нашей эры), но до первой осады Иерусалима (598 г. до нашей эры). В этот период основную опасность для Иудеи представляли халдеи (Вавилон), о чем говорится и в самой книге:

"...я подниму халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями" (Авв. 1: 6). Предупреждая об опасности, грозящей со стороны Вавилона, пророк не упоминает осаду Иерусалима. Это позволяет пред положить, что Аввакум начал пророчествовать после пророка Наума и был современником Иеремии.

В Книге Аввакума поставлены проблемы, которые не могли не волновать верующих в Яхве, а именно: почему бог поставил над народами Передней Азии не своих избранников, а халдеев, каким образом грешный и заслуживающий наказания народ становится в глазах бога более праведным, чем его избранный народ, как могло случиться, что халдеев, которые несут зло и несправедливость, грех и безбожие, Яхве выбирает в качестве своего карающего меча? И вообще, почему бог терпит власть злодеев над праведной Иудеей. "Ты, Яхве, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания ты назначил его. Чистым очам твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение ты не можешь; для чего же ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его..." (Авв. 1: 12-13).

Аввакум считает, что чужие народы, халдеи, которые становятся орудиями Яхве, не смогут уйти от его суда хотя бы потому, что выполнили намерения бога с такой жестокостью, которую Яхве от них не ожидал. Пусть народ утешится верой в то, что чужие народы получат свое наказание, пусть позднее, но оно наступит, а Иудея с помощью Яхве восторжествует: "Ты выступаешь для спасения народа твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха" (Авв. 3: 13).

Многие толкователи Библии считают, что Аввакум, как и Наум, был лжепророком, который, вместо того чтобы пророчествовать о грядущей опасности, проповедует близкую гибель Вавилона, поскольку справедливость бога не согласуется с властью злодеев, халдеев, над "праведной" Иудеей.

Вполне возможно, что заключительную молитву Книги пророка Аввакума использовали в литургических целях. Нельзя исключить литургический характер и всей книги. Не исключено, что сам Аввакум составил ее для храмовых служб.