ЭПОХА ХАСМОНЕЕВ*
На волне этого всеобщего брожения поднялось
национально- религиозное движение, во главе которого встала семья священников-
хасидеев из рода Хасмонеев ["Хашмонаим"]*. Руководителям восстания удалось использовать
все внутренние и внешние возможности для того, чтобы выстоять в долгой борьбе.
Они учли и то, что ассимилянты, в сущности, составляют меньшинство в народе,
который в большинстве дорожит своими корнями и верен Завету, и то, что среди
наследников короны Селевкидов начинается междоусобная борьба. Они ищут поддержки
и у римских владык, и у Птолемеев, и у набатеев по ту сторону реки Иордан. При
Иуде Маккавее [Йегуде Маккаби]* им удается добиться религиозной свободы: в 67
г. до н.э. Храм очищен от скверны и заново освящен, а в 162 г. до н.э. отменены
жестокие законы, запрещающие исполнение заповедей. После героической гибели
Иуды Маккавея в 160 г. до н.э. его брат Йоханан, действуя дипломатическими путями,
добивается того, что селевкидский правитель назначает его пер-восященником и
наместником Иудеи и побережья. Его брат Шимон уже признан самостоятельным и
независимым правителем в 140 г. до н.э. "Великое собрание" назначает его "этнархом"
( то есть правителем, но не царем), первосвященником и главнокомандующим. Этот
статус был наследственным, но не вечным: он должен был сохраняться до поры,
пока не придет пророк Элиягу и не установит царство Мессии из дома Давида -только
этому роду было предназначено царствовать в Иудее.
Йоханан Гиркан (135 - 104), сын Шимона Маккавея,
стремился завершить начатое его отцом и его дядей Иудой Маккавеем. Стремясь
вернуть Иудею к "отчим пределам", он заключает мирный договор с Селевкидским
монархом и начинает расширять границы Иудеи, завоевывая Самарию [Шомрон] и насильственно
обращая в иудаизм жителей Эдома. Его сыновья - Йегуда Аристо-бул, Антигон и
Александр пошли по его стопам. Они покорили Галилею, большую часть морского
побережья и Заиорданье (см. карту 3, с.173). Для этого царям из дома Хасмонеев
Аристобулу и Александру пришлось организовать наемную армию по эллинистическому
образцу.
Так оформляется политическая позиция саддукеев
["цдуким"]* - аристократической партии священников, поддерживавшей династию
Хасмонеев и поощрявшей царей из этого рода в их стремлении уподобиться эллинистическим
монархам, правившим соседними державами. Эта линия вызывает сопротивление у
мудрецов - фарисеев* [ивр."прушим" буквально означает "святые"], пользовавшихся
народной поддержкой. Партия фарисеев откололась от хасидеев* накануне восстания
Хасмонеев. Наиболее крайних взглядов придерживалась партия ессеев, порвавших
с обществом, которое, по их мнению, погрязло в грехах, и удалившихся в Иудейскую
пустыню, чтобы вести там жизнь аскетов. Памятники литературы ессеев, отразившие
их напряженную духовную жизнь, не так давно обнаружены в пещерах возле Мертвого
Моря.
Конфликт между царями из династии Хасмонеев,
придерживавшихся линии саддукеев, и мудрецами - фарисеями, вышедшими из народа,
продолжал углубляться. В царствование Александра Янная дело дошло до народного
восстания против тирании саддукеев. В то же время продолжал укрепляться авторитет
мудрецов - института управления, независимого от официальной власти. По своему
происхождению мудрецы принадлежали к разным слоям общества: среди них были священники,
[коэны] левиты* [левиим] и исраэлиты* [исраэлим] из всех областей Страны Израиля.
Они составляли верховный орган страны - Синедрион* ["Сангедрин" - слово греческого
происхождения, означающее "совет", или "собор"]. Его возглавляли двое выборных
председателей, т.н. "пара" мудрецов: "наси"("президент") и "ав бейт-дин" ("глава
Суда"), которые как бы замещали непопулярного саддукейского первосвященника.
Одной из центральных забот Синедриона как центрального органа власти стало сохранение
еврейской традиции, уже оформившейся к тому времени в Устной Торе. Институт
"Синедриона", или "Сангедрина", под разными названиями, известен со времен Хасмонеев,
в течение всей эпохи Второго Храма и до 425 г. н.э. как представительство народа
во внутренних и во внешних делах. К нему зачастую обращались, минуя первосвященника,
зарубежные государства и евреи стран рассеяния. Синедрион исполнял функции законодательной
власти и инспекции в общественных и религиозных вопросах как в Стране Израиля,
так и в странах рассеяния. Он занимался составлением календаря, что было очень
важным делом - ведь необходимо было вычислить точные даты праздников и новомесячий
для всех евреев, и в Стране Израиля, и в рассеянии. Он был верховной судебной
инстанцией и отвечал за систему суда и права в Стране Израиля, что не могло
не влиять также и на евреев рассеяния. Признание авторитета Синедриона, связанного
также с Храмом, как высшего органа всей нации выразилось и в том, что после
падения дома Хасмонеев во времена царя Ирода [Гордуса]* во главе Синедриона
встают потомки Гиллеля - великого мудреца, род которого восходил к царю Давиду.
Гиллель прибыл в Страну Израиля из Вавилонии. Этот факт свидетельствует об усилении
влияния евреев рассеяния в эпоху Второго Храма, в чем, несомненно, сыграло свою
роль мощное прозелитическое движение. Еврейское население стран
рассеяния численно превосходило население Страны
Израиля. Только в Египте, согласно Филону Александрийскому*, было около миллиона
евреев (см. приложение 2: еврейское население мира в разные эпохи).
ЭПОХА РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
После смерти царицы Саломеи [Шломцион] жены
Александра Янная, началась борьба за власть между ее сыновьями. В междоусобную
войну иудейских принцев вмешался римский полководец Помпеи (63 г. до н.э.) и
Иудея подпала под власть Рима. После этого все римские наместники, приходившие
к власти в Иудее, включая царя Ирода [Гордуса]*, который по рождению был идумеем
и правил под покровительством Рима, придерживались одного и того же направления:
они стремились усилить греко-сирийские тенденции в политике и культуре, в противовес
окрепшему в эпоху Хасмонеев иудаизму.
Римские наместники в Иудее беспощадно эксплуатировали
страну. Все они, в особенности те, кто правили страной после кратковременного
царствования Агрип-пы [Агриппаса]*, заслужившего симпатии народа и мудрецов,
намеренно сеяли анархию и оскорбляли национальные святыни. Известно, например,
что под предлогом охраны порядка во время массового паломничества в Иерусалим
в период праздников римская армия внесла в святой город на своих штандартах
знаки и изображения языческих культов. Хотя римляне сохраняют за созданными
народом институтами управления - и прежде всего за Синедрионом - относительную
автономию, народ все больше склоняется к крайним течениям в фарисействе, зовущим
к восстанию против "империи зла" - Рима и ожидающим скорого прихода Мессии.
Одним из многочисленных лжемессий, появлявшихся в эту эпоху, был Иисус из Назарета
[Йешу иш-Нацрат], распятый, как и многие другие, римским наместником за подстрекательство
к бунту против империи.
В Иудее росло и усиливалось напряжение между
"империей зла" и "избранным народом", между грабителями-наместниками и оскорбленными
евреями, между проримски настроенными богачами и бедняками, охваченными мессианскими
надеждами и фанатическим религиозным пылом. В этой обстановке вспыхивает Великое
восстание (66 г. н.э.) - без всякой подготовки, без заранее намеченного плана,
без единого руководства. Правительство, организующееся в этот момент в Иерусалиме,
представляет собой непрочную коалицию между умеренными саддукеями, возглавляемыми
первосвященником Хананом бен Хананом, фарисеями во главе с рабаном Шимоном бен
Гамлиэлем из рода Гиллеля и "фанатиками" - зелотами, расколотыми на несколько
враждующих группировок на почве идейной непримиримости и личной ненависти. Когда
римляне направили против восставших свои армии во главе с Веспасианом и Титом,
руководители восстания не смогли организовать ведение военных действий. Римлянам
удалось сломить сопротивление повстанцев в укрепленных местах в Галилее, в Заиорданье
и в Иудее. Иерусалим оказался в осаде. В городе в это время шла гражданская
война, в ходе которой осажденные сожгли запасы продовольствия. Их силы быстро
истощались. Несмотря на героизм защитников города, их самоотверженность и пламенную
веру в то, что Храм не может быть уничтожен, город был захвачен (70 г. н.э.)
а Храм, по приказу Тита, предан огню, чтобы выкорчевать с корнем еврейскую религию.
Это намерение прослеживается и в последовавших вслед за тем преследованиях,
в ходе которых отчаявшиеся зелоты* прибегли к массовому самоубийству в крепости
Масада*. Еврейский суд был запрещен, на еврейскую религию в стране Израиля и
в рассеянии обрушились страшные преследования. Ненависть римлян к евреям нашла
свое выражение в наложенном на евреев унизительном налоге в две драхмы, лишний
раз напоминавшем о постигнувшей их трагедии. Этот налог шел на содержание храма
опитера в Риме - вместо описанного в Торе почетного "полушекеля" - налога на
Иерусалимский Храм.
ЭПОХА МИШНЫ И ТАЛМУДА
Потери населения - убитыми и пленными, увезенными
в рабство, - ущерб, нанесенный хозяйству, заброшенные необрабатываемые земли
- таков был печальный итог Великого восстания. Но все это не привело к растерянности
и анархии. Спустя недолгое время мудрецам, наследовавшим традицию фарисеев,
удалось восстановить основы общественной жизни - в отсутствие Храма, Иерусалима
и Синедриона. (Саддукеи, ессеи и фанатики-зелоты исчезают с исторической арены
после разрушения Второго Храма). Раби Йоханан бен Закай, а после него рабан
Гамлиэль из рода Гиллеля создают в Явне, городке со смешанным греко-еврейским
населением на Иудейской равнине, "Дом Собрания", который становится главным
организующим учреждением еврейского народа в Стране Израиля и в странах рассеяния.
Храм был разрушен, политическая независимость утрачена. Нужно было заново переосмыслить
формы жизни еврейского народа в новых условиях, в отсутствие Храма и политической
независимости. Новые законы и установления, которые выносил Сангедрин в Явне,
передавались от имени наси* и от имени Сангед-рина и немедленно разносились
гонцами во все города и поселения Страны Израиля и во все общины еврейской диаспоры.
С течением времени римским властям пришлось де-факто признать роль Сангедрина
и наси в управлении народом. В Явне были окончательно отработаны литургические
тексты будней и праздников, предназначенные для службы в отсутствие Храма, а
также порядок рукоположения мудрецов, которым присваивался титул "рабби". Завершалась
работа над системой Галахи*, за основу которой была принята Галаха школы Гиллеля.
Это был огромный труд по упорядочиванию и записи Устной Торы, развивавшейся
в течение всего периода Второго Храма.
Своебразная национально-религиозная автономия,
ставшая основой и централизующим началом в еврейской жизни в Стране Израиля
и в диаспоре, окончательно оформилась после того, как центр духовной жизни,
в связи с восстаниями времен Траяна* и Адриана* переместился из Иудеи в Галилею.
Восстание против Рима под предводительством Шимона бар-Кохбы* (иначе: бар-Косбы)
(131 - 135 г. н.э.) было поддержано мудрецом раби Акивой*, который представлял
высший духовный авторитет для евреев своего поколения. Восстание, в котором
участвовали евреи Страны Израиля и стран рассеяния и даже самаритяне, потрясло
всю Римскую империю, но в конце концов было подавлено с невероятной жестокостью.
Иудея лежала в развалинах. Римляне переименовали разрушенный и опустошенный
Иерусалим в "Элия Капитолина" и запретили евреям селиться в этом городе. Римские
власти запрещали изучение и преподавание Торы и исполнение заповедей, ожесточенно
преследовали еврейских мудрецов. Немало мудрецов погибло героической и мученической
смертью, среди них был и раби Акива. В еврейской традиции они носят название
"Десяти мучеников царства".
Около 200 года, в правление раби Йегуды га-Наси
из рода Гиллеля, величайшего из мудрецов своего поколения и признанного вождя
еврейского населения Страны Израиля, было завершено составление сборника, в
котором был организован разнородный и обширный материал Устной Торы. Этот сборник
получил название "Мишна". Мудрецы, упоминаемые в этом сборнике, называются "танаи"*.
Мишна вобрала в себя в основном материал Галахи,
Агада* - проповеди мудрецов, в которых они глубоко, злободневно, а большей частью
очень занимательно и остроумно толковали главы Торы, была собрана позже, в эпоху
амораев*.
Название "амораи" закрепилось за мудрецами,
действовавшими уже после составления Мишны. Их размышления над Мишной и комментарии
к ней были собраны в новый обширный сборник, получивший название "Талмуд"*.
В разных центрах еврейской интеллектуальной жизни того времени вышли разные
варианты Талмуда. Иерусалимский Талмуд был составлен в Стране Израиля, в Тверии*
около 350 г. н.э.; Вавилонский Талмуд был закончен в Вавилоне около 500 г. н.э.
(См. приложение 1: развитие Устной Торы).
Общее брожение, беспорядок и ослабление центральной
власти, характерное для Римской империи перед утверждением христианства, тяжело
отразились на еврейском населении Страны Израиля, которое в эту эпоху составляют
в основном сельские жители. Многие из них оставляют свои земли и бегут из Страны
Израиля. Особенно значительна эмиграция в Вавилонию.
Римскую власть в Стране Израиля сменяет христианская
Византия* (324 - 640 г. н.э.). Положение еврейского населения Страны Израиля
в политической и религиозной сфере все больше ухудшается. Новая власть мотивирует
это тем, что христианство является наследником и преемником иудаизма, а потому
мир больше не нуждается в евреях как в хранителях Завета. Статус на-си* падает,
а в 429 г. н.э. ликвидируется сама должность наси. Византийцы принимают, а затем
все больше ужесточают антиеврейские законы, ударившие по всем сторонам жизни
еврейского населения Страны Израиля - экономическим, социальным, религиозным
(так, например, в Стране Израиля запрещается строить синагоги). Все меньше евреев
остается в Стране Израиля. Однако в разных районах страны, преимущественно в
Галилее, остается значительное количество еврейского населения. В 614 г., накануне
арабского завоевания, евреи принимают участие в войне Персии против Византии.
И все же значение Страны Израиля как центра
духовной жизни евреев стран рассеяния постепенно уменьшается. В 358 г. наси
Гиллель Второй находит нужным обнародовать законы еврейского календаря и летосчисления*,
до того хранившиеся в тайне Сангедрином: это значило, что вожди еврейства в
Стране Израиля принуждены в значительной степени отказаться от своей роли централизующего
начала в жизни еврейства диаспоры, рассеивающегося по всему свету и все более
разобщенного. Правда, в 520 г. Мар Зутра, бежавший в Страну Израиля из Вавилона
после поражения Вавилонского восстания, пытается восстановить институт Сангедрина.
Но Сангедрин Страны Израиля уже не может противостоять конкуренции важнейшего
еврейского центра в Вавилонии, значение которого все более укрепляется. Путь,
начавшийся в Явне, продолжается в Вавилоне.
В любой стране, под любой властью евреи будут
хранить свое духовное наследие и продолжать свою религиозную жизнь - пока не
осуществится мечта о пришествии Мессии [Машиаха]* и о возрождении Страны Израиля.