ЕВРЕИ В ИСЛАМСКОЙ ИСПАНИИ
|
|
=ГЛАВНАЯ
=ИЗРАНЕТ
=ШОА
=ИТОРИЯ
=ИЕРУСАЛИМ
=НОВОСТИ
=ТРАДИЦИИ
=МУЗЕЙ
=
Письмо еврейского сановника Хасдая ибн Шапрута к хазарскому царю Иосифу
От меня, Хасдая, сына Ицхака, сына Эзры, из потомков иерушалаимской диас-поры в Испании, раба моего господина, царя, падающего ниц перед ним и склоняющегося из далекой страны по направ-лению к его высокому местопребыванию, радующегося его безопасности, радую-щегося его величию и покою, простира-ющего руки к небесам в молитве, чтобы он долго жил и царствовал в Израиле.
Кто я и что моя жизнь, чтобы я мог со-брать силы начертать письмо к моему господину, царю, и обратиться к его почету и великолепию. Но я полагаюсь на правильность моего поступка и прямоту моих действий, хотя, как может мысль найти красивые слова у тех, которые ушли в из-гнание и позабыли свое пастбище, кото-рые утратили величие царства, для кото-рых потянулись дни угнетения и суда и которых пророчества не осуществляются на земле. Соответственно плененному положению диаспоры, жили мы, уцелев-ший остаток Израиля, рабы господина мо-его, царя, в стране, где мы жили, в безо-пасности, потому что Б-г наш не покинул нас и Его охрана не отошла от нас.
Но слу-чилось, что, когда мы изменили нашему Б-гу, Он призвал нас на суд и возложил бремя на чресла наши. Он поднял прави-телей, которые властвовали над Израи-лем, против него, и они поставили князей для взыскания податей и отягчили ему яр-мо; они с сильным гневом угнетали его, так что он попал к ним в полное подчине-ние и случилось с ним много ужасных бед.
Когда Б-г наш увидел их несчастья и стра-дания, и что не стало ни раба, ни свобод-ного, произошел по Его воле поворот, и Он поставил меня пред царем. Он склонил его милость в мою сторону и направил серд-це его ко мне, не за мои заслуги, а только по Своей милости и ради Своего союза с Израилем. Чрез это бедные овцы, которые были в печали, поднялись на спасение, а руки угнетателей их ослабели, их рука пе-рестала наказывать и стало легче их ярмо, благодаря милосердию Б-га нашего.
Да будет известно господину моему, царю, что имя страны, внутри которой мы проживаем, на священном языке — Сефарад, а на языке исмаильтян, жителей этой страны,— аль-Андалус. Имя столи-цы нашего государства — Кордова.
Это земля тучная, изобилующая река-ми, источниками и вырубленными ци-стернами; земля хлеба, вина и елея, изобилующая плодами, и усладами, и всякого рода ценностями, садами и парками, производящая всевозможные фруктовые деревья и дающая всякие породы деревьев, с которых накручи-вают шелк, потому что шелк имеется у нас в очень большом количестве. В го-рах и лесах нашей страны собирают также много кошенилевых червей. У нас также имеются горы шафрана мно-гих сортов. В нашей стране есть и ме-сторождения серебра и золота, «кото-рое очищают»; из ее гор выламывают медь и вырубают железо, олово и сви-нец, есть руды сурьмы, руды серы, руды мрамора и руды кварца, имеются так-же месторождения луллуна, потому что так называется жемчуг на языке исмаильтян.
Так что приходят в нашу страну купцы из отдаленных краев земли и стекаются в нее торговцы изо всех городов и из да-леких островов, из страны Египетской и из остальных областей Северной Афри-ки. Они доставляют в нее благовония и драгоценные камни и все драгоценности Египта, и она ведет торговлю с царями и властителями. Царствующий над нами царь собрал запасы серебра, золота и драгоценностей и массу богатств, подоб-ных которым не собирал ни один царь, живший до него. Доходы его от купцов Персии, торговцев Хорасана, купцов Египта и торговцев Индии из года в год достигают 100 000 золотых. Такова по-стоянная сумма его доходов каждый год, и эта сумма получается только от мно-гочисленных купцов, приходящих в нашу страну из всех стран и их островов.
Все их торговые сношения и все их дела идут не иначе, как чрез меня и по мое-му слову. Хвала и благодарение Б-гу, сделавшему для меня это по великой ми-лости своей! Когда цари земли услыха-ли о величии и могуществе его, они ста-ли подносить ему приношения и искать его расположения посредством даров и драгоценностей, в их числе цари Герма-нии, царь славян, царь Византии и дру-гие цари. Чрез меня приходят дары их и чрез меня же выходит вознаграждение за них. Да изливают уста мои хвалу Богу небес, который склонил ко мне милость Свою не за мою праведность, а только по великому Своему милосердию!
Этих всех посланцев, приносящих дары, я всегда спрашивал о наших братьях, из-раильтянах, о другой части диаспоры, не слышали ли они чего-либо об освобож-дении оставшихся, которые погибают в рабстве и не находят себе покоя. Так про-должалось дело, пока не доставили мне известие посланцы, пришедшие из Хорасана, купцы, которые сказали, что суще-ствует царство у иудеев, называющихся именем аль-Хазар. Я не поверил словам их и сказал себе: «Они говорят мне подоб-ные вещи только ради того, чтобы распо-ложить меня к себе и войти в близость ко мне». Я был в изумлении от таких слов, пока не пришли посланцы из Констан-тинополя с подарком и письмом от царя их к нашему царю. Я спросил их об этом деле, и они ответили мне, что действительно дело обстоит так и что имя царства — аль-Хазар; что между Константинополем и их страной пят-надцать дней пути, но что «сухим путем между нами и ими находится много на-родов»; что имя царя, царствующего те-перь над ними, Иосиф; что «корабли приходят к нам из их страны и приво-зят рыбу и кожу и всякого рода това-ры»; что «они с нами в дружбе и у нас почитаются», и что «между нами и ими постоянный обмен послами и дарами»; что они обладают силой и могуществом, полчищами и войсками, которые выс-тупают на войну по временам.
Когда я услыхал это, меня охватила ра-дость, мои руки окрепли и надежда стала тверда. Я преклонился и пал ниц перед Б-гом небес, и стал присматриваться, как бы найти надежного посланца, чтобы отправить в вашу страну и узнать исти-ну, узнать о здоровье моего господина, царя, и о здоровье его рабов, наших бра-тьев. Это было, однако, трудно вслед-ствие дальности места. Но Всесвятой, благословен Он, в Своем благом покро-вительстве мне послал мне одного че-ловека, по имени мар Ицхак, сын Ната-на, который рискнул и вызвался идти с письмом моим к моему господину, царю. Я дал ему очень большую плату и предо-ставил серебро и золото на расходы ему и его прислужникам, а также на все, что необходимо для путешествия. Я послал также из своих средств почетный дар царю Константинополя и просил его по-мочь этому моему посланцу во всем, что тому понадобится, пока он не прибудет в то место, где мой господин располага-ется станом.
Этот мой посланец отправился в Кон-стантинополь, явился к царю и передал ему мое письмо и мой дар. Он оказал почет моему посланцу, и тот задержался у него около шести месяцев вместе с по-сланцами моего господина, царя Кордовы,— да хранит его Б-г! Царь сказал им затем, чтобы они вернулись к нам, и ото-слал также и моего посланца с письмом, в котором касательно пути между нами и ими было написано, что «народы, жи-вущие между нами, в раздоре друг с дру-гом», и что «море бурно, и переправить-ся через него можно только в известное время». Когда я услыхал такую дурную весть, я был так огорчен, что готов был умереть. Очень тяжело было мне, что он не исполнил моего приказания и не сде-лал, как я хотел, и мое беспокойство сно-ва усилилось, а моя забота удвоилась.
После этого я пожелал отправить свое письмо к моему господину, царю, со сто-роны святого города Иерушалаима. Неко-торые израильтяне поручились мне, что доставят мои письма из своей страны в Персию, оттуда в Армению и оттуда — в вашу страну.
Я еще не перестал об этом раздумы-вать, как прибыли посланцы царя се-вера и вместе с ними — два человека из израильтян, один по имени мар Шауль, а другой по имени мар Иосиф. Ког-да они услыхали о моем беспокойстве, они стали утешать меня и сказали мне: «Дай нам твое письмо, и мы доставим его царю севера, а он, ради оказания тебе почета, пошлет его к израильтя-нам, живущим в стране венгров. Точ-но так же те перешлют его в страну болгар, пока не придет твое письмо, согласно твоему желанию, в то место, куда ты желаешь».
Испытующий сердца и исследующий по-мыслы знает, что я сделал это не ради славы, а чтобы только разыскать и уз-нать истину, а именно — существует ли где-либо место, где имеется светоч и царство у израильской диаспоры, и где не господствуют над ними и не управля-ют ими. Если бы я узнал, что слышанное мною верно, я бы пренебрег своим по-четом и отказался от своего сана, оста-вил бы свою семью и пустился бы стран-ствовать по горам и холмам, по морю и суше, пока не пришел бы к месту, где на-ходится господин мой, царь, чтобы уви-деть его величие, его славу и высокое положение, и жизнь его рабов, и служе-ние его подданных, и покой уцелевшей части Израиля. Когда бы я увидел его почет, великолепие и величие, его сла-ву и высокое положение, когда бы я уви-дел, как живут его рабы и служат его подданые, и увидел покой уцелевшей ча-сти Израиля, мои глаза бы просияли, мои внутренности бы возликовали и мои уста излили бы восхваление Б-гу, кото-рый не лишил Своих несчастных Своей милости.
* * *
И вот теперь я начертал это письмо к моему господину, царю, и обращаюсь к нему с мольбой, чтобы не была тя-гостна моя просьба для него, и чтобы он приказал сообщить своему рабу все эти вещи и все, что касается его стра-ны: из какого он племени, каким пу-тем передается царская власть и как цари наследуют славный престол ца-рей, из известного ли они племени или рода, достойного того, чтобы царство-вать, или каждый из царей — сын царя, как это было в обычае у наших предков, когда они проживали в своей стране.
Пусть сообщит мне мой господин, царь, каково протяжение его страны, длину ее и ширину, о городах со стенами и городах открытых, орошается ли она искусственным образом или дождями, докуда доходит власть его, и каково число войск и полчищ его и князей его. Пусть не гневается на меня мой гос-подин за то, что я спрашиваю его о числе полчищ его. Господь да приба-вит к ним в тысячу раз большее чис-ло таких, как они, и благословит их, и пусть господин мой, царь, сам уви-дит это! Я спрашиваю об этом только, чтобы ликовать вследствие многочис-ленности святого народа.
Пусть мой господин сообщит мне чис-ло городов, которые подчинены ему, и количество дани, которое они ему до-ставляют, и дают ли они ему десятину; всегда ли мой господин находится в из-вестной столице царства, или же об-ходит все пределы подвластной ему страны; есть ли среди близких к нему прибрежных стран такие, которые при-няли иудейскую веру; судит ли он свой народ сам или назначает им судей; как он отправляется в дом Господень; с ка-ким народом ведет он войну, и с каки-ми царями воюет, и оттесняет ли война субботу; какие царства и народы нахо-дятся вокруг него, как они называются и как называется их страна; как назы-ваются города, ближайшие к его царству со стороны Хорасана и со стороны Бердаа и Дербента; как обыкновенно ходят купцы, идущие в область моего господи-на, царя.
Пусть сообщит он, сколько царей цар-ствовало до него и каковы их имена, и сколько царствовал каждый из них, и на каком языке вы говорите.
Во дни наших предков попал к нам один иудей, умный в речах, который говорил, что происходит из колена Дана, и дово-дил свою родословную до Дана, сына Яакова. Он говорил хорошим языком и называл имя каждой вещи на священ-ном языке. Ничто не было от него скры-то. Когда он начинал излагать закон, он говорил: «Сказал Отниэль, сын Кеназа, со слов Иегошуа, со слов Моше, со слов Всемогущего».
Еще одна удивительная просьба есть у меня к моему господину: чтобы он со-общил своему рабу, есть ли у вас какое указание касательно подсчета времени «конца чудес», которого мы ждем вот уже столько лет, переходя от пленения к пленению и от изгнания к изгнанию. Какая может быть еще надежда у ожи-дающего, чтобы сдерживаться в таком состоянии, и как я могу успокоиться и не думать о разрушении нашего вели-колепного Храма, об уцелевших от меча, которые попали в огонь и воду, не ду-мать о нас, которые остались в малом числе из множества, сошли с высоты славы, и пребывают в изгнании, и не имеют сил слушать, когда им говорят каждый день: «У каждого народа есть свое царство, а о вас не вспоминают на земле». Когда они услыхали о моем гос-подине, царе, о мощи его царства и мно-жестве его войск, они пришли в изум-ление. Через это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас оправданием, чтобы раскрывать смело уста. О, если бы эта весть получила еще большую силу, так как благодаря ей уве-личится и наше возвышение! Благосло-вен Господь, Б-г Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских! Да живет наш господин, царь, вовек!
Я спросил бы еще о кое-каких обстоя-тельствах, о которых я не спросил, если бы не боялся утомить моего господина, царя, своей длинной речью, потому что так обыкновенно случается с царями. Поистине, я и так уже был многоречив, и вот сознаюсь в этом. О, да не осуж-дает меня мой господин за то, что я столько наговорил от большого недо-вольства и сильного огорчения. Но че-ловек, как я, ошибается, а человек, как он, прощает, потому что мой господин знает, что нет понимания у изгнанников и нет разумения у людей, находящихся в пленении. Я же, твой раб, открыл гла-за уже только в изгнании и уничиже-нии. Поэтому моему господину, царю, подобает, следуя истинной сущности милосердия и пути правды, отпустить заблуждения своего раба. Ведь ты, без сомнения, уже слышал, каковы были письма царей израильских и каковы были их послания, и какого обычая они держались в отношении посылаемых ими грамот. И, если царю благоугодно, пусть отпустит он, по своему доброму расположению и своей великой мило-сти, заблуждение своего раба.
Да будет много счастья моему господи-ну, царю, ему и его потомству, и его се-мейству, и его престолу вовек, и да цар-ствует он и его потомки долгие дни среди Израиля!
Золотой век, с. 14-39.
Письмо прошло через многие руки, и миновало три года, прежде чем Хасдай получил ответ. В нем Иосиф рассказал о своем народе и о том, как они приняли еврейскую веру. Иосиф утверждал, что хазары не являются частью затерянных колен. По его словам в VIII веке один из его предков, царь Булан, решил оставить свою старую языческую религию. Он пригласил к своему двору христианина, мусульманина и еврея и внимательно выслушал рассказ каждого о принципах и смысле его веры. Булан выбрал иудаизм и многие из придворных поддержали его. Иосиф писал, что хазары читают Тору и вместе со всеми евреями ждут дня, когда они снова смогут жить в Стране Израиля и совершать Б-гослужения в Иерушалаимском Храме. Царь выразил надежду, что Хасдай посетит его страну. Однако такое путешествие в то время могло занимать несколько месяцев, а Хасдай, мечтавший увидеть эту страну, оказался тогда слишком занят.
Тебе будет интересно узнать, что одно из классических произведений средневековой еврейской философии "Кузари", "Книга хазара", Иехуды ха-Леви, основано на предании о диспуте, который, якобы, состоялся в присутствии хазарского царя между иудеем, мусульманином, христианином и представителем светской философии.
Поляков, со с. 81.
ЗАДАНИЕ:
-Вспомни, что ты знаешь о Хазарском каганате.
-Какова судьба этого государства?
-В какой еще стране встречается версия о выборе религии, схожая с той, о которой написано в этой главе?
-Предположи, в каком случае мы можем говорить о первоисточниках, а в каком - о заимствованиях.