ЕВРЕИ В ИСЛАМСКОМ МИРЕ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Династия Фатимидов.

Положение евреев значительно улучшилось с приходом к власти Фатимидов. В первые годы их правления евреи занимали высокие государственные посты. Важного поста при дворе первых халифов этой династии достиг государственный деятель, астролог и врач Палтиэль (умер в 975 г.).

Под властью Фатимидов процветали Тир и Сидон, в которых имелось значительное еврейское население. Важными центрами еврейской жизни были Иерушалаим, Тверия, Рамла. Фатимиды активно укрепляли города в прибрежной и приграничной зонах. Крепость Хайфа была передана евреям. В ней находилась крупная иешива. Несмотря на то, что наметился приток населения, Эрец Исраэль продолжали покидать многие евреи, в том числе и видные талмудисты.

В противоположность Иерушалаиму, где источники пропитания были скудными, Рамла стала крупным торговым центром.

В Тире евреи занимались производством стеклянных изделий, были здесь и судовладельцы. По своему значению Тир не уступал Рамле.

Положение евреев в прибрежных городах было, видимо, лучше, чем в центре страны. Они обладали монополией в красильном промысле, занимались изготовлением лекарств и благовоний.

Трудности существования евреев в Эрец Исраэль определялись, в первую очередь, тяжелым налоговым гнетом.

В течение всего этого периода Эрец Исраэль оставалась центром еврейского образования и местопребыванием гаонов. Однако материальные трудности способствовали уменьшению значения этого духовного центра по сравнению с Вавилонским.

Сельское хозяйство страны переживало тяжелый кризис. В стране господствовала анархия и произвол чиновников. Усилилась эмиграция евреев в соседние страны, особенно после указов халифа ал Хакима, 996-1026, один из которых предписывал насильно обращать в ислам евреев и христиан. Гонения ал Хакима сильнее всего сказались на жителях Иерушалаима. Многие евреи были убиты; оставшихся в живых заставляли выполнять тяжелые унизительные работы. Синагоги были разрушены. На евреев была возложена огромная контрибуция. В эти годы полностью прекратилось паломничество в Иерушалаим, а в самом городе жило не более 50 человек. Парадоксальным образом эти указы повлияли на судьбу евреев, проживающих в странах Европы. Там новую волну гонений на христиан приписали влиянию евреев на халифа. Хотя указ ал Хакима был вскоре отменен и власти вернулись к политике религиозной терпимости, в Европе долгое время продолжали обвинять евреев в преследовании христиан. Да и самому ишуву в Эрец Исраэль был нанесен тяжелый удар. Эмиграция превысила алию и существование ишува находилось под угрозой.

КЕЭ, т. 2, с. 37-40, т. 8, с. 708-709.