ЕВРЕИ ВАВИЛОНИИ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Формирование неприязненных отношений между евреями и христианами

В IX веке отмечается важное изменение в римско-католической литургии в части, касающейся евреев. если до этого во время богослужения в день Святой пятницы полагалось последовательно молиться за новообращенных, за евреев и за язычников, совершая коленопреклонение после каждой молитвы, то отныне указывалось, что не преклоняют колени за евреев. Таким образом подчеркивалось, что евреи принадлежат к особой категории, что это нечто иное и более серьезное, чем простые язычники. Рождалась концепция, последствия которой смогут проявиться лишь через несколько веков.

В это же время в христианской традиции появляется еще одно нововведение: незаметно позабыли о запрете церкви превращать в спектакли большие религиозные праздники. Церковная служба получила свое продолжение на паперти перед собором. Начинает развиваться искусство постановки, и в результате рождается религиозный театр, в котором на Пасху самыми распространенными сюжетами станут распятие и воскресение, а также победа церкви над синагогой.

Следует ли видеть за этим разрешением массовых стремлений неспособность духовенства полностью выкорчевать остатки язычества ? идет ли здесь речь о праздновании вечного мифа о победе Весны над Зимой, Жизни над Смертью, к которому церкви пришлось приспосабливаться и которому она вынуждена была придать новую форму? Это не имеет значения. Остается фактом, что отныне эта тема становится все более популярной: теперь ее пластическое выражение можно найти на бесчисленных молитвенниках и предметах культа, где церковь и синагога персонифицированы: церковь представлена в образе молодой прекрасной женщины, а синагога в образе вдовы с завязанными глазами. Эта тема была известна докторам богословия еще во времена Августина, но для широких народных масс она оставалась недоступной. И вот теперь им внушают в самой впечатляющей манере понятие особенности и исключительности евреев. необходимо добавить, что здесь речь идет пока только о неверии и спесивости евреев. Нет ни одного текста того времени, где говорилось бы о злобе и вероломстве народа-богоубийцы.

Таким образом можно сделать вывод: содержание антиеврейской пропаганды IX века показывает, что в эту эпоху не было и малейшего следа специфического народного антисемитизма. Напротив, похоже, что иудаизм сохранял для христианского населения неоспоримую привлекательность. Пока христианство полностью не утвердило свою власть над душами людей, на них легко могла оказать и, видимо, оказывала, влияние иудейская пропаганда. В каролингской Франции обращение в иудаизм должно было получить особое распространение, поскольку привилегированное положение позволяло евреям оказывать давление на своих рабов и слуг. Разумеется, статистикой мы не располагаем. Но очень показателен пример с высокопоставленным служителем церкви. Бодон, духовник Людовика Благочестивого, принял иудаизм и нашел убежище в Испании, где взял имя Елиазара и в 829 году женился на еврейке.

Благоприятное положение евреев в каролингской Франции вело к быстрому увеличению числа их колоний. Процветающие общины возникли в Шампани, Лотарингии, в рейнских городах и вплоть до Праги: колонизация шла с запада на восток, и до XII века французский был обиходным языком еврейских общин Германии точно так же, как и во Франции. Короли, сеньоры и епископы представляли евреям широкую автономию: они имели свою систему самоуправления и жили по своим собственным законам.

Талмудическая наука расцветает на берегах Рейна и Сены в то самое время, когда она приходит в упадок в Вавилоне. В Труа знаменитый Раши пишет свои комментарии к Библии и Талмуду. Как и в предыдущие столетия евреи образовывали настоящую коммерческую гильдию с широкими международными связями. Предпочитая жить в отдельных кварталах, они продолжали поддерживать свободные отношения с христианами, с которыми они находились в полном согласии. Разумеется, все чаще и чаще хронисты проявляли склонность к тому, чтобы присоединить к слову "еврей" какой-нибудь грубый эпитет, а обвинение в колдовстве стало под их пером общим местом. Но все эти люди, формировавшие общественное мнение, принадлежали церкви. Тем самым они представляли заинтересованную сторону, так что по самому большому счету следует считать показательным тот факт, что до XI века ни одна хроника не упоминает о вспышках народного гнева против евреев.

Вскоре после тысячного года смутные слухи начали волновать христианский мир. Якобы, по наущению евреев, "князь вавилонский" разрушил гроб Иешуа, обрушил на христиан Святой земли чудовищные преследования и приказал отрубить голову патриарху Иерушалаима. На самом деле восточный халиф Хаким жестоко преследовал и христиан и иудеев, но на Западе князья, епископы и вилланы немедленно начали мстить евреям. В Руане, Лиможе, Орлеане, в Майнце и, конечно, в других рейнских городах, и, возможно, в Риме евреев насильно обращали в христианство, убивали и изгоняли в 1010-1011 гг., а наделенный богатым воображением монах Рауль Глабер уверяет нас даже, что

"во все мире все христиане были единодушны в своем решении изгнать всех евреев из своих земель и своих городов."

Это было безусловное преувеличение, и волна гнева улеглась так же быстро, как и поднялась. Она была лишь предвестником того подъема религиозного энтузиазма, который послужит необходимым цементом для здания средневекового христианства, но также даст сигнал для массовых преследований евреев.

Пока положение евреев продолжало оставаться достаточно прочным, чтобы по-прежнему происходили имевшие большой резонанс обращения в иудаизм. В 1005 году обратился Вецелин, капеллан Конрада, родственника императора Генриха II. В 1015 - Ренат, герцог Санский.

Когда в 1084 году Рюдигер, епископ Шпейра, вручает евреям хартию, он специально оговаривает, что их присутствие "многократно увеличивает славу города", и разрешает им в нарушение традиционных запретов иметь христианских слуг, владеть полями и виноградниками и носить оружие.

Хартия Рюдигера датирована 1084 годом. Уже через несколько десятилетий она была бы невозможна. Европа стояла на пороге кризиса христианства эпохи крестовых походов.

Л. Поляков, с.30-35, с.196-204.

КЕЭ,т.1,с.664-666,с.691-696.т.2,с.78-79,307,т.3,с.153-155,с.894-896,т.4,с.957-958.

М. Даймонт, с.273-276

С.М.Дубнов,ч.3,с.4-16.