ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА |
=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =
Война против Рима, падение Иерушалаима и разрушение Храма принесли тяжелые бедствия еврейскому народу. Десятки тысяч евреев погибли в боях, еще десятки тысяч попали в плен. Значительная часть земель, принадлежавших евреям, попала в руки римлян или римского государства. Евреи становились лишь арендаторами этой земли. Население было обложено тяжелыми налогами. Самым унизительным из них был налог в пользу Юпитера Капитолийского. Этот налог должны были платить даже женщины и дети. Императорским эдиктом евреи лишались общинных и религиозных прав, они становились жертвами неограниченного произвола со стороны римлян.
Иерушалаим утратил не только свое духовное значение, но и перестал быть одним из самых густонаселенных и хозяйственно важных центров страны. Разрушено много деревень и городов, а из многих городов, населенных преимущественно греками, евреям пришлось уйти еще в начале войны. Некоторые населенные пункты, не оказавшие серьезного сопротивления римлянам, пострадали меньше других. Это были Циппори, Тверия, города Галилеи.
Восстание заставило римлян внести ряд изменений в систему военно-административного управления страной. Иудея была объявлена обычной римской провинцией и переходила под непосредственный контроль римской администрации. Обычно римские легионы размещались лишь в приграничных зонах, но теперь Веспасиан разместил в Иудее постоянные оккупационные силы - 10 легион. Его главный лагерь находился среди развали Иерушалаима. Резиденция командующего находилась в Кесарии. Из Иудеи были выведены вспомогательные войска. Они формировались обычно из местного языческого населения и отличались жестоким отношением к евреям. В разных частях Иудеи были поселены римские ветераны войны рядом с евреями. Рим решал сразу и проблему вознаграждения своих солдат за службу и проблему безопасности Рима от новых восстаний.
Мы обладаем немногочисленными сведениями о положении в городе по-сле поражения Великого восстания. Как мы помним, Иосиф Флавий сообщил о приказе Тита:
Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с зем-лей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фасаил, Гиппик, Мариамна и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя для образования лагеря оставленному гарнизону; а первая из трех - чтобы служить свидетельством для потомства, как величественен и сильно укреплен был город, который пал пред мужест-вом римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы... В качестве гарнизона Тит назначил десятый легион и не-сколько отрядов конницы и пехоты.
"Иудейская война", 7:1:1-2.
По свидетельству Иосифа Флавия десятый легион, который превратился теперь в постоянный гарнизон провинции, разместился лагерем в верхнем городе, в районе нынешнего Армянского квартала. В его функции входило поддержа-ние порядка в городе ("Иудейская война", 7:1:1-2). Сельскохозяйственные угодья в окрестностях Иерушалаима служили для солдат своего рода "подсобным хозяй-ством".
Командующий этим легионом являлся также и наместником провинции. Со времени окончания восстания на этот пост назначались представители сосло-вия сенаторов, а не всадников, как это было ранее, которые до того успели по-бывать на посту претора. Впоследствии, около 117 года, должность наместника стала уделом еще более высоких по своему положению должностных лиц. Отны-не им мог стать лишь человек, который до этого занимал пост консула, а в про-винции был размещен еще один легион.
Археологические раскопки, которые проводились на предполагаемом мес-те лагеря десятого легиона, не дали каких-либо существенных результатов. Не-просто заключить сегодня, каковы были границы лагеря и в соответствии с каким планом он был построен. Некоторые исследователи считали, что строение лагеря соответствовало схеме аналогичных лагерей в других частях римской империи. Однако Г. Гева отметил, что отсутствует какое-либо археологическое свидетель-ство того, что где-либо на территории Иерушалаима находился большой укреплен-ный лагерь, похожий на те, какими были лагеря легионов в различных частях империи. По его мнению вследствие того, что город был фактически разрушен и его еврейское население было очень небольшим, в Иерушалаиме размещалась лишь небольшое подразделение, во главе которого стоял офицер высокого ранга, однако не было нужды в укрепленном лагере. Поэтому не был создан в городе лагерь обычной формы и размеров. С другой стороны, отсутствие археологических свидетельств не является достаточным основанием для гипотезы об отсутствии подобного ла-геря на территории Иерушалаима.
Вопрос о численности римских сил, размещавшихся в городе, представля-ет особую важность для объяснения захвата города Бар-Кохбой в начале его восста-ния. Во всяком случае можно предположить, что подобно другим местам в Рим-ской империи, вокруг римского воинского лагеря в Иерушалаиме образовалось гражданское поселение. Не исключено также, что среди его жителей были и ев-реи. В сочинениях "отцов церкви" (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Августин, Ам-вросий, Евсевий (2-5 вв. н.э. и другие) сообщается о существовании в Иерушалаиме в тот период общины иудеев-христиан, а также немногочисленного еврейского населения.
Талмудическая традиция рассказывает о том, что даже после разрушения города некоторые евреи продолжали совершать паломничество в Иерушалаим и даже приходили на место развалин Храма. Действующими лицами большинства подобных рассказов являются мудрецы "поколения Явне" и их ученики, однако можно предположить, что среди паломников были и представители других слоев еврейского народа. Одно из подобных преданий сообщает о визите в город муд-рецов Гамлиэля, Ехошуа, Элеазара бен Азарии и Акивы:
Однажды отправились они в Иерушалаим. Когда они под-нялись на гору Сафа (Цофим), то разорвали свои одеж-ды. Пришли на Храмовую гору и увидели, что лисица выходит из Святая Святых Храма. Начали они плакать, а рабби Акива смеется. Сказали ему: "Акива, всегда ты нас удивляешь. Мы плачем, а ты смеешься". "А почему вы плачете", спросил их Акива. Ответили они ему: "Как же нам не плакать о месте, про которое сказано: "а если приступит [к нему] кто посторонний, предан будет смер-ти" (Числа, 1:51), ведь лисица выходит из него! Ибо о нас сказано "от сего-то и изнывает сердце наше... от того, что опустела гора Сион, лисицы ходят по ней" (Плач Иеремии, 5:17-18). Сказал им Акива: "Так ведь над этим я и смеялся. Ведь сказано: "И взял я себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахнина" (Книга Исайи, 8:2). Что сказал Урия? "...Сион будет вспахан как поле, и Иерушалаим сделается грудой развалин, и гора дома сего - лесистым холмом" (Иеремия, 26:18). А что сказал Захария? "... опять старцы и старицы будут сидеть на ули-цах Иерушалаима, каждый с посохом в руке от множества дней... И улицы города сего наполнятся отроками и от-роковицами, играющими на улицах его" (Захария, 8:4-5). Сказано "и взял я верных свидетелей". А поэтому, если исполнятся слова Урии, то исполнятся и слова Захарии. А если не исполнятся слова Урии, то не исполнят-ся и слова Захарии. Вот я и радуюсь, что свершились слова Урии, потому что свершатся и слова Захарии". Так сказали ему [остальные]: "Акива утешил нас".
Вавилонский Талмуд, трактат Макот, 24:71.
Разрушение Иерушалаима и Храма было в высшей степени тяжелым ударом для евреев Страны Израиля и диаспоры. Тяжелое чувство охватило почти всех евреев. Следует, однако, различать духовную жизнь нации от ее повседневного материального существования.
Некоторые обычаи, связанные с Храмом, продолжали существовать после 70 года. Должность первосвященника перестала существовать, однако остались отделения (смены) священнослужителей. Священнослужители продолжали иг-рать важную роль в еврейской общественной жизни на протяжении нескольких последующих столетий. Сохранился также обычай посылки даров священнослу-жителям. Некоторые люди, в основном мудрецы, приходили на место развалин Храма, что зависело от того, позволяли ли им это местные условия, не раз ме-нявшиеся на протяжении той эпохи.
Наряду с центральным местом, которое по-прежнему занимал Иерушалаим в сознании большинства евреев Страны Израиля, в течение первого века новой эры получили развитие концепции, способствовавшие дальнейшему существованию иудейской религии в отсутствии Храма. Среди них следует отметить влияние си-нагог, превратившихся в место публичной молитвы евреев и изучения Торы. Си-нагога превратилась в место, где индивидуум мог совершать богослужение вдали от иерушалаимского Храма или в его отсутствие, как это было после разрушения. В большинстве частей провинции Иудеи жизнь начала возвращаться в нормаль-ное русло еще до начала осады Иерушалаима. Весной 69 года прекратились воен-ные действия в большинстве районов страны. За исключением Иерушалаима и не-которых других мест физические последствия войны не были тяжелыми и были быстро преодолены. Не приходится отрицать и тот факт, что даже после разру-шения Храма еврейская жизнь в стране была восстановлена во всех ее сферах. Дух евреев не был сломлен в результате поражения в войне и жестокого кризиса.
Следует отметить, что иудаизм быстро приспособился к существованию без Храма. Возникли новые органы национального руководства. Образы Иерушалаима и Храма не исчезли из сознания евреев, однако все больше и больше они превращались в объект душевных чаяний, связанных с избавлением евреев в кон-це времен (в особенности после провала восстания Бар-Кохбы).
Духовный кризис, связанный с гибелью Храма, вызвал к жизни мно-гочисленные попытки объяснения и оправдания случившегося. Иосиф Флавий написал "Иудейскую войну" спустя несколько лет после данных событий. Для него и его друзей картина происшедшего была ясна: Б-г наказал народ за его одобрение безумия и жестокостей мятежников. Христиане также видели в разру-шении Храма воплощение пророчества, которое они приписывали Иисусу Хри-сту, и наказание евреев за их отказ признать Иисуса мессией.
Разрушение Храма и его причины волновали также и еврейских мудрецов, последователей фарисеев. Содержащиеся в еврейских источниках изречения и истории по этому поводу были записаны лишь спустя несколько поколений. По-этому мы не можем с точностью утверждать, что они отражают настроения со-временников гибели Храма. Приняв это во внимание, отметим, что причины случившегося они искали в моральных и общественных пороках, сравнивая раз-рушение Второго Храма с разрушением Первого Храма.
Постепенно центр Эрец Исраэль смещался в западную Иудею. Одному из ее городов суждена была великая история.