ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Певрая иудейская война

Разрушение Храма.

Храм был подожжен и сгорел дотла вместе с его защитниками 10 ава 70 года Иосиф Флавий называет эту дату, согласно талмудической традиции - 9 ава, пламя охватило иерушалаимский Храм. Возможно, Тит пошел на уничтожение Храма с целью покончить навсегда с очагом иудаизма. Вопрос о пожаре Храма не является вполне исследованнным. По версии Флавия после того, как римляне вплотную подошли к Храму, иудеи обманным маневром отступления заманили большой отряд римлян на галереи и уничтожили таким образом большое количество нападавших. Но этим, как считает историк, они только подсказали римлянам путь к успеху: так как мощные камни, из которых были сложены стены Храма, не поддавались даже таранам, Тит велел поджечь ворота. Огонь перекинулся на галереи, и вскоре весь Храм оказался объятым пламенем. Римляне, ворвавшиеся вслед за огнем, предали всех защитников поголовному истреблению. Солдаты захватили столько сокровищ, что в Сирии цены на золото упали в два раза. Поверженный Иерушалаим, бывший до войны одним из самых богатейших и красивейших городов Азии, Тит приказал сравнять с землей.

Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фасаил, Гиппик, Мариамна и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя для образования лагеря оставленному гарнизону; а первая из трех - чтобы служить свидетельством для потомства, как величественен и сильно укреплен был город, который пал пред мужест-вом римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы... В качестве гарнизона Тит назначил десятый легион и не-сколько отрядов конницы и пехоты.

"Иудейская война", 7:1:1-2.

Иосиф Флавий по-своему выражает тяжелое ощущение утраты и примирение с ударом судьбы; для него это всего лишь предопределение судьбы:

Как ни печальна и прискорбна гибель творения, удивительнейшего из всех ведомых миру и по объему, и по великолепию, и по роскошной отделке отдельных частей, славившегося к тому еще своей святостью, - однако уте-шением должна служить мысль о низменности судьбы для всего живущего, для всех творений рук человеческих и для всех мест земли. Замечательна в этом случае точность времени, с которой действовала судьба. Она предопределила для разрушения, как уже было сказано, даже тот день и месяц, в который некогда храм был со-жжен вавилонянами.

"Иудейская война, 6:4:8.

Иоханан и Шимон собрали силы защитников в Верхнем городе, но серьезное сопротивление было уже невозможно. Тем не менее защитники продержались здесь около месяца. Стена была разрушена, римляне ворвались в Верхний город 7 элула и на следующий день сожгли его. После того, как и он пал, захват Иерушалаима римлянами завершился. Ио-сиф Флавий так подвел итог истории города с древнейших времен и по 70 год н.э.:

Ни древность города, ни неимоверное богатство его, ни распространенная по всей земле известность народа, ни великая слава совершавшегося в нем богослужения не смогли спасти его от падения. Таков был конец Иерушалаимской осады.

"Иудейская война", 6:10.

Иерушалаим был захвачен после пятимесячной осады, жители частью убиты, частью проданы в рабство, город был разрушен до основания. Лишь три башни и знаменитая Западная стена были оставлены как напоминание о былой мощи Иерушалаима, сломленной римскими легионами. На руинах города был расквартирован 10 легион. Он должен был нести гарнизонную службу.

Не очень научно, но эмоционально описывает значение обороны Иерушалаима М.Даймонт:

Александру Македонскому понадобилось 32.000 солдат, чтобы основать свою огромную империю. У Цезаря было менее 25.000 человек, с которыми ему предстояло покорить Галлию и вторгнуться в Британию. У Ганнибала было не более 50.000 воинов, когда он перешел Альпы, чтобы победить римлян. Титу пришлось использовать 80.000 человек, чтобы сломить сопротивление осажденного Иерушалаима, который защищало не более 24 000 еврейских воинов. И даже при этом Тит не стал рисковать своей армией в открытом бою. Он решил начать войну психологическую. Под стенами города было решено провести военный парад, чтобы жители устрашились римской мощи. Сотрясалась земля, когда 70 000 солдат, 10 000 кавалеристов и множество осадных машин двинулось вдоль стен города. Парад продолжался три дня. Когда зрелище закончилось, наблюдавшие за ним со стен города евреи удостоили марширующих шумным одобрением. Взбешенный Тит приказал атаковать. Две недели осадные машины метали огромные камни в северную стену города, пока не пробили брешь в ее укреплениях. В эту брешь устремились легионеры. Завязалась рукопашная - меч против меча, копье против копья, отчаяние против отчаяния. После двух недель рукопашных боев евреи оттеснили легионеров за стены города. Тит понял, что в открытом бою ему победы не видать. Он приказал окружить город земляным валом и прекратить всякую связь с внешним миром. Любого, кто пытался пересечь вал распинали на кресте. Бывали дни, когда на крестах одновременно мучалось до пятисот человек. И все же евреи продержались еще целый год.

Конец был неизбежен. Пустив в ход тараны и наведя переносные мосты, римляне пошли на решающий штурм. Они проникали в проломы и бреши, истребляя все на своем пути. Четыре года евреи надсмехались над римскими легионами. Теперь только смерть могла смыть позор. Римляне убивали всех подряд, бросали в огонь младенцев, сбрасывали со стен зелотов. Они уничтожили Храм. Тех, кто не был убит в этой страшной резне, ждала не менее страшная участь - смерть на аренах цирков в лапах хищных животных или смерть на Тарпейской горе, с которой, на потеху зрителям, сбрасывали пленных. По оценкам Тацита в Иерушалаиме было около шестисот тысяч мирных жителей. Он же говорил о римлянах: "Они превращают все в пустыню, называя это умиротворением".

Поначалу Иудейская война выглядела не более, чем незначительное волнение на окраине империи, для подавления которого хватит одного-двух легионов. Но она оказалась кровопролитной и опустошительной. Хотя евреи понесли тяжелейшие потери, для римлян победа была пирровой. Римляне победили, но не в силу большей доблести или воинского искусства, а в силу многочисленности. Пытаясь скрыть скудность этой победы, римляне устроили пышное триумфальное шествие. В память о войне они изготовили специальные медали. Они воздвигли Титу величественную триумфальную арку. Такой чести обычно удостаивался полководец, в тяжелейших условиях одержавший победу над могущественным врагом. Арка Тита и поныне возвышается в Риме, символизируя победу над евреями. Только победители давно исчезли с лица земли, а побежденные по сей день остаются живым и независимым народом.

М. Даймонт, с. 132-139.

Иерушалаим в веках, ч. 3, с. 168-173.

Императорский Рим в лицах, с. 150-175.

Все монархи мира, с. 524-527.