ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Певрая иудейская война

Веспасиан становится императором. Тит. Осада Иерушалаима.

Веспасиан становится императором.

Первый решительный шаг в решении римских проблем сделал наместник Египта Тиберий Александр; 1 июля 69 года он привел свои легионы, стоявшие в Александрии, к присяге Веспасиану как императору. 11 июля Веспасиану присягнули его легионы в Иудее. Случилось все это, как пишет Тацит, внезапно, ибо все решил энтузиазм воинов.

«Сам Веспасиан в этих новых и необычных обстоятельствах оставался таким же, как прежде — без малей-шей важности, без всякой спеси. Едва прошло первое волне-ние, густым туманом застилающее глаза каждому, кто попадает на вершину могущества, он обратился к войску с нескольки-ми словами, по военному простыми и суровыми»

Тацит, История, II, 79-80.

Немедленно признали Веспасиана большинство легионов. Первой своей задачей он считал покорение Египта, куда и отправился сразу же после описанных событий. Теперь войну в Иудее должен был продолжить его сын - Тит. Ему было поручено самое трудное дело - война с Иерушалаимом, (Светоний, Тит, 1-5). Во главе четырех легионов он подошел к стенам Иерушалаима. Вместе с Титом сюда прибыл и Иосиф Флавий. Весной 70 года римская армия под командованием Тита приступила к осаде Иерушалаима.

Осада Иерушалаима.

Иосиф Флавий приводит данные о численности повстанцев, по-видимому, на основании официального римского источника. Силы повстанцев насчитывали, по его утверждению, менее 25.000 человек. Под командованием Шимона Бар-Гиоры, который контролировал Верхний город, стояли 10.000 человек; около 5.000 идумеев также подчинялись его власти. В распоряжении Иоханана Гисхальского, который удерживал Храмовую гору и ее окрестности, находились 6.000 бойцов. Около 2.400 зелотов составляли отряд Элеазара, сына Шимона ("Иудейская война, 5:6:1). Для того, чтобы одержать победу над этими силами, римляне нуждались в армии, превосходящей по численности повстанцев в несколько раз. Из данных, приводимых Иосифом Флавием следует, что римские войска насчитывали около 65.000 солдат. Они включали четыре легиона: пятый, десятый, двенадцатый и пятнадцатый, вспомогательные силы и отряды союзни-ков.

Иерушалаим был хорошо укреплен. Его защитники обладали значительным боевым опытом, который они при-обрели в течение первых лет восстания. Их отряды были построены в соответствии с правилами военной иерархии ("Иудейская война, 5:6:1). По-видимому, они были хорошо вооружены. Во всяком случае Иосиф не сообщает, о нехватке у них оружия. В их распоряжении находились также боевые машины, захваченные в свое время в качестве трофеев у Цестия Галла (там же, 2:19:9) и при захвате кре-пости Антония в начале восстания. Первое время восставшие не знали как пользоваться этими машинами, но позже римские перебежчики научили их этому искусству, (Иудейская война, 5:6:3).

Обе стороны видели в этой кампании решающую фазу войны. Римляне считали, что с падением Иерушалаима наступит конец восстанию. Евреи верили, что в Иерушалаиме произойдет решительный бой, в ходе которого будет уничтожена "империя зла" и вместо нее установится Б-жье царство и придет из-бавление еврейского народа. Складывается впечатление, что среди римлян также были люди, верившие в чудесную победу евреев. Кассий Дион сообщает о римских солдатах, которые перешли на сторону осажденных ("Римская история", 66:10:4). Вера в Б-жью помощь проявилась также и в сло-вах, которые Иосиф Флавий приписывает Агриппе II. В ходе своей речи, направ-ленной против повстанцев, он утверждает, что они не смогут рассчитывать на помощь небес:

"...ничего не остается, кроме надежды на Б-га. Но и он стоит на стороне римлян..."

"Иудейская война, 2:16:4.

Перед лицом все возрастающей опасности конфликты в городе не только не прекратились, но еще более усилились. Только после первой атаки римлян на северную стену города Иоханан и Шимон пришли к соглашению о совместных действиях. Но спустя 15 дней римляне овладели первой городской стеной, а еще через несколько дней - второй, несмотря на героическое сопротивление осажденных. Вылазки повстанцев мешали осадным работам римлян, и Тит решил усилить блокаду города, окружив его валом и полностью прервав всякую связь осажденных с внешним миром.

Иерушалаим являлся "крепким орешком", который нелегко было захватить за короткое время. Однако в обороне города были два слабых места. Город был отрезан от других частей страны и не мог опираться на помощь тыла. Запасы также быстро истощались в связи со значительным числом гражданского населения в городе. Не представляется возможным определить численность населения города в дни осады. Если принять число постоянных жителей за 50 000 - 80 000 человек, то можно предположить, что с прибытием в Иерушалаим беженцев из всех районов страны, его население могло удвоиться и даже утроиться. Не будем забывать, что речь идет о преимущественно гражданском населении. В данной ситуации падение города было лишь вопросом вре-мени. Он мог быть захвачен в ходе штурма или сдаться в результате голода.

Город пал спустя пять месяцев осады. Иосиф Флавий считал, что Иерушалаим пал от голода, что не вполне соответствует истинному положению дел, ( Иудейская война, 5:1:4).

Голод свирепствовал в Иерушалаиме и подрывал силы его защитников. Удары тарана обрушили третью стену, но повстанцы уже успели воздвигнуть за нею еще одну, так что штурм продолжался. После нескольких попыток римлянам удалось достичь наружной стены Храмовой горы. После безуспешных попыток римлян обрушить Храмовую стену, Тит поджег храмовые ворота и открыл путь во двор Храма. Но борьба продолжалась, повстанцы не пропускали римлян в Храм, совершая оттуда отчаянные вылазки.