ИУДЕЯ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =


Певрая иудейская война

Борьба сикариев и зелотов с умеренными

После победы над Цестием Галлом на Храмовой горе было созвано народное собрание. Перед ним стояла задача избрания правительства, которое возглавит борьбу евреев против римлян. Большинство участников собрания были жители Иерушалаима и окрестностей но результаты "выборов" были довольно странными: большинство передало власть представи-телям умеренных кругов, а не радикалам, которые так отличились в боях с Цес-тием Галлом. Таким образом, во главе правительства повстанцев стояли люди, которые в принципе стремились к примирению с римлянами. Новыми руководи-телями народа стали Ханан бен Ханан, и Иосиф бен Гурион. Они были назначены правителями Иерушалаима. Им помогали Иисус бен Гамала и Шимон бен Гамлиэль. Исследователи придерживаются различных мнений относительно позиции Симона. Некоторые ученые считают, что он был единственным членом правительства, который симпатизировал пов-станцам.

Под давлением сикариев масса народа — включая зелотов — начинает сжигать городской архив Иерушалаима, где хранятся долговые обязательства бедных богачам, а затем выбирает по жребию простого и незнатно-го крестьянина на пост первосвященника.

Экстремизм сикариев достигает все больших размеров, как это обычно бывает во времена восстаний и военных переворотов — в особенности при неудачах, когда все ищут козла отпущения, виновника неудач. А кому приписать причину неуспехов, если не стоящей во главе знати, из-за умеренности, нерешительности и недостатка жестокости которой происходят все неуда-чи?

Поэтому, когда после блестящей победы над Цестием Галлом выбирается первое повстанческое правительство, возглавляемое умеренными и опытными людьми — первосвященником Хананом бен Хананом и раббаном Шимоном бен Гамлиэлем I из дома Хиллела, а они, в свою очередь, назначают руководителей в разных районах страны, по большей части людей знат-ных и с не слишком крайними взглядами, - сикарии отказывают в доверии новым властям.

Очевидно, Шимон Бар-Гиора и есть "Абба Сикара", упоминаемый в Талмуде, — отец сикариев и их вожак, "главарь разбойников". Он не доверяет Ханании бен Ханану, руководителю Гофны и Икревета, назначенному Иерушалаимским умеренным правительством знати. Шимон собирает вокруг себя толпу сикариев, которые конфискуют имущество богачей, а если те осмеливаются сопротивляться, то их просто убивают. Первосвященник Ханан, глава правительства в Иерушалаиме, вынужден послать войско против Бар-Гиоры и его людей, — и Бар-Гиора с сикариями бежит в Масаду, власть которой распространяется и на Эйн-Геди, где, по словам Плиния Старшего, проживали ессеи. Из Масады Бар-Гиора нападает на богатых идумеев, и еврей-ский военачальник Идумеи также вынужден отправить войско против главаря сикариев.

Спустя некоторое время Бар-Гиора провозглашает из Масады приказ об освобождении рабов. Этот великий акт — отмена рабства среди евреев — привлекает на его сторону не только освобожденных рабов, но и массу влиятельных граждан. Шимон Бар-Гиора так близок к ессеям по своим взглядам на богачей и рабство, что нельзя считать лишь простой случайностью тот факт, что он обосновался и укрепился именно по-близости от ессеев: он - зелот, находящийся под влия-нием ессейства. Он фанатичный ессей, для которого социальное освобождение важно не менее, а возможно, и более, чем освобождение национальное.

Иосиф Флавий, чье свидетельство следует рассматривать критически, сообщает, что хотя умеренные руководители и поддерживали на словах идею восстания, на деле они не сумели должным образом подготовить народ к продолжительной войне с Римом. Их целью было отстранение от власти радикаль-ных мятежников; Элеазара, сына Шимона; Шимона, сына Гиоры, и др. и постепенное сведение восстания на нет. "Иудейская война", 2:22:1 .

Вместе с тем, следует рассмотреть вопрос о том, что, возможно, среди умеренных руководителей были и те, кто искренне старался достичь успеха. В этой связи можно упомянуть некоторые демонстративные акты нового правительства, например, выпуск монет независимой Иудеи. Выгравированные на них надписи "год 1, год 2" и "святой Иерушалаим" и "свободный Сион" свидетельствуют о надежде на политическую свободу и мессианское избавление.

Позиция зелотов

Зелоты повели борьбу против умеренного руководства во всех направлениях, в том числе и религиозной сфере. Они изменили традиции, выбрав первосвященника с помощью жеребьевки. Ио-сиф Флавий резко осуждает их за то, что они отняли пост первосвященника у представителей священнической олигархии. Он также сообщает о гражданской войне, которая разразилась в городе между зелотами и умеренными во главе с Хананом, сыном Ханана. В частности, он сообщает о речи Ханана, в которой тот убеждал народ начать борьбу против зелотов ("Иудейская война, 4:3:10). Зелоты были оттеснены на Храмовою гору и забаррикадировались в Храме. Ханан начал переговоры с осажденными, возложив миссию посредника на Иоханана Гисхальского. С приближением римлян к Гисхале Иоханан и его люди бежали в Иерушалаим. По утвер-ждению Иосифа Флавия, Иоанн обманывал правительство, пославшее его для ведения переговоров. При этом он советовал осажденным обратиться за помо-щью к идумеям. Идумеев убедили в том, что правительство готовится сдать го-род римским войскам, и они ринулись на помощь осажденным зелотам. Под по-кровом дождливой ночи они пробрались в Иерушалаим, соединились с силами осажденных и выступили против их противников. Идумеи, потомки народа, обращенного в иудаизм во времена Иоханана Гиркана Хасмонея, прожи-вали на юге Иудеи. Они до конца участвовали в обороне Иерушалаима. На этот раз умеренные круги проиграли: Ханан и Иисус, сын Гамалы, были схвачены и убиты. В ходе резни бы-ли убиты и многие другие сторонники правительства. По словам Иосифа Флавия была окончательно утрачена надежда на достижение компромисса с римлянами ("Иудейская война, 4:5:2).

Если принять точку зрения Иосифа Флавия, то складывается впечатление, что члены умеренного правительства приняли на себя труднейшую задачу. С одной стороны, они старались оправдать надежды повстанцев, желавших изба-виться от римской власти, с другой, - они стремились найти возмож-ность соглашения с римлянами. Попытка правительства найти равновесие между противоположными тенденциями не увенчалась успехом. Это равновесие было нарушено с прибытием в Иерушалаим радикалов, бежавших от армии Веспасиана в 68 году. Наличие в городе столь большого числа беженцев нарушило баланс сил, ослабило умеренное правительство и укрепило радикальную партию, к которой присоединились многочисленные беженцы и бойцы, постра-давшие от римлян в Галилее и Иудее. Крайние круги начали обвинять правитель-ство в неудачном ведении боевых действий и, как это зачастую бывает в дни ре-волюций, в сотрудничестве с врагом.

Прибытие огромного количества беженцев в Иерушалаим свидетельствует не только о политическом значении города, но и о народной вере в то, что Б-г не оставит свой святой город. Иосиф Флавий приписывает Иоханану Гисхальскому слова о том, что "даже если у римлян вырастут крылья, они не смогут проник-нуть в город после того, как повредили свои осадные орудия в Галилее" ("Иудейская война, 4:3:1). Подобная мессианская вера не оставила евреев и во время осады Иерушалаима. Иосиф Флавий подчеркивает склонности осажденных верить различным лицам, выдававшим себя за мессию в то время. "Иудейская война, 6:5:2.