ИОСИФ ФЛАВИЙ
ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ


01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Книга тринадцатая

Комментарии

[1066] В Первой книге Маккавейской Асфар назван Озером (9:33).

[1067] Т. е. в 152 г. до н. э.

[1068] Речь идет о мятеже Александра Баласа.

[1069] Скорее всего здесь авторская ошибка. Ни в одном из сочинений Иосифа Флавия об этом ничего не говорится.

[1070] Праздник Кущей ("суккот") - вначале был праздником урожайного цикла и праздновался в течение семи дней после уборки урожая. Затем ему было придано иное символическое значение. Праздник стал связываться с преданиями об исходе евреев из Египта, где говорится, что странствовавшие по пустыне евреи жили в шатрах. В последний день праздника совершается торжественное богослужение (этот день называется "радость Торы").

[1071] "Топос" - "местность", "архэ" - "власть" (др.-греч.). В данном случае речь идет о территориях, подвластных Деметрию I Сотеру, царствовавшему в селевкидской державе со 162 по 150 г. до н. э. и павшему жертвой мятежа Александра Баласа.

[1072] См. Ис. 19:19.

[1073] Это египетская богиня Баст. Богиня радости и веселья древних египтян изображалась в виде женщины с головой кошки (кошка была священным животным богини Баст). Бубастис - главное место культа богини.

[1074] См. "Иудейская война". VII, 10, 3.

[1075] Т. е. в 147 г. до н. э.

[1076] Дагон - древнее семитское божество (см. прим. 1 к книге шестой).

[1077] Этот сюжет в сочинениях Иосифа Флавия больше нигде не встречается.

[1078] В Первой книге Маккавейской (11:17) - Завдиил.

[1079] Александр Балас правил державой Селевкидов в 150- 145 гг. до н. э.

[1080] Деметрий II Никатор ("победитель") правил в Селевкидском государстве со 145 по 139/138 г. до н. э.

[1081] Речь идет об Антиохе VI Эпифане, сыне Александра Баласа.

[1082] В Первой книге Маккавейской (11:60) говорится о городах, расположенных на другом берегу Иордана.

[1083] Т. е. был подтвержден прежний договор, заключенный Иудой Маккавеем в 161 г. до н. э. между Иудеей и Римом.

[1084] Эфоры - в Спарте (Лакедемоне) пять должностных лиц, которым принадлежала высшая власть. Эфоры избирались на год всеми полноправными спартанцами. Коллегия эфоров обладала правом контроля над всеми сферами жизни спартанского общества: воспитанием подрастающего поколения, поведением взрослых граждан, деятельностью царей, которых при необходимости они могли привлекать к ответственности. Эфоры ведали набором ополчения, сопровождали царей в военных походах. Фактически в их руках находилась вся политическая жизнь Спарты.

[1085] Герусия - в Спарте совет старейшин (геронтов), высший политический орган. В герусию входили два царя и 28 граждан (не моложе 60 лет), избираемых пожизненно народным собранием. Герусия созывалась эфорами и готовила решения по наиболее важным государственным делам.

[1086] Подробнее о фарисеях, саддукеях и ессеях см. "Иуд. война" (II, 8, 2-14).

[1087] очевидно, имеется в виду парфянский царь Митридат I (Аршак VI) из династии Аршакидов.

[1088] об этом рассказывается в Первой книге Маккавейской (14:1-3).

[1089] В Первой книге Маккавейской (13:11) этот город назван Иоппией.

[1090] Точное месторасположение этого города неизвестно.

[1091] Здесь следует, вероятно, дополнить: "в течение восемнадцати лет". (Перев.)

[1092] В 140 г. до н. э. Шимон получил наследственное звание первосвященника, стратега и этнарха, сосредоточив таким образом в своих руках верховную религиозную, военную и гражданскую власть. Еще от Деметрия II Никатора Симон добился освобождения от уплаты Иудеей дани селевкидсквм царям. При Симоне Иудея обрела полную независимость от Селевкидов.

[1093] Т. е. в 312 г. до н. э.

[1094] Это крепость Акра.

[1095] "Трифон" (др.-греч.) - "роскошь, изнеженность".

[1096] Как селевкидский царь Антиох VII (138-129 гг. до н. э.) имел прозвище Сидет, а не Сотер.

[1097] Шимон был убит в 135 г. до н. э. Его убийство было результатом происков Антиоха VII, который пообещал власть над Иудеей зятю Шимона Птолемею, бывшему военачальником в районе Иерихона. Когда Шимон с женой и сыновьями Маттафией и Иудой объезжал города Иудеи, Птолемей пригласил их в Иерихон на пир, где Шимон и был убит. По Первой книге Маккавейской, младшие братья Иоханана Гиркана были убиты вместе с их отцом.

[1098] Разные системы датировки, используемые здесь Иосифом Флавием, затрудняют установление точной даты этого события. К тому же автор при датировке по олимпиадам обычно не указывает год (один из четырех) той или иной олимпиады (как принято было делать). Скорее всего в данном случае следует говорить о 134 г. до н. э.

[1099] Использование чужеземных наемников вместо гражданского ополчения было одним из моментов эволюции государства Хасмонеев в эллинистическую монархию.

[1100] Пятидесятница - "шавуот" (др.-евр. "праздник недель") - справляется на 50-й день после Песаха. Поначалу был земледельческим праздником жатвы у древних евреев, затем получил иной смысл - праздника в память дарования богом Торы (Пятикнижия) Моисею на горе Синай.

[1101] очевидно, речь идет об одном из правителей парфянской династии Аршакидов - Фраате II (139-129 гг. до н. э.).

[1102] Деметрий II Никатор царствовал вторично в 129-125 гг. до н. э.

[1103] В "Иудейской войне" (I, 2, 6) - хутеяне.

[1104] Преторы - высшие магистраты в Риме того времени, подчинявшиеся консулам. Занимались судопроизводством.

[1105] Комиции - народное собрание.

[1106] Речь идет о правителе эллинистического Египта Птолемее VIII Фисконе (145-116 гг. до н. э.).

[1107] Антиох VIII Грип правил в Селевкидской державе со 125 по 96 г. до н. э., ведя ожесточенную борьбу за престол.

[1108] По названию этого греческого города Антиох IX получил свое прозвище - Кизикенский; он правил на части территории государства Селевкидов в 115-95 гг. до н. э.

[1109] Птолемей IX Лафур правил в эллинистическом Египте (совместно с Клеопатрой III) в 116-107 гг. до н. э.

[1110] Страбон (ок. 64/63 - 24 гг. до н. э.) - знаменитый античный географ и историк, уроженец города Амасии (на северном побережье Малой Азии). Известен прежде всего своими капитальными трудами "География" (сохранилась полностью) и "Исторические комментарии" (до нас дошли лишь отрывки).

[1111] Иоханан Гиркан скончался в 104 г. до н. э.

[1112] Аристобул, не удовлетворившись завещанным ему отцом саном первосвященника, в 104 г. до н. э. принял царский титул. Таким образом, он стал первым царем Иудеи после почти полутысячелетнего перерыва. Вавилонский плен положил конец царской власти в Иудее. Вероятно, желая подчеркнуть этот момент, Иосиф Флавий и говорит о 481 годе после возвращения из вавилонского плена применительно к дате возложения царской диадемы на Аристобула. Но Иосиф дает неточную цифру - если исходить из его данных, то датой возвращения иудеев (конечно, уведена в плен была только часть иудейского населения, главным образом социальная верхушка) следует считать 585 г. до н. э., а не традиционно принятое начало 30-х годов VI века.

[1113] Смерть Аристобула I наступила в 103 г. до н. э.

[1114] Т. е. город, переименованный затем Иродом I в Кесарию.

[1115] Несколько ранее (XIII, 9, 3 и 10, 1) Иосиф называет его Антиохом Грипом и подробно описывает его родственные связи с Антиохом Кизикенским.

[1116] Т. е. Клеопатрой III.

[1117] Т. е. таких, из которых каждый должен был вступить в бой с сотней противников. (Перев.)

[1118] Больше об этом Иосиф Флавий ни в одном из своих произведений не сообщает.

[1119] Речь идет о египетских иудеях.

[1120] Селевк VI Эпифан Никатор - селевкидский правитель в 96-95 гг. до н. э.

[1121] Антиох Х Благочестивый - селевкидский царь в 95-83 гг. до н. э.

[1122] "Эукерос" (др.-греч.) - "своевременный".

[1123] Именно об этом у Иосифа Флавия больше ничего не говорится.

[1124] См. выше, III, 10, 1. (Перев.)

[1125] Писидия - страна воинственных горцев (в горах Тавра).

[1126] По "Иудейской войне" (I, 4, 4), имя этого аравийского царя - Обеда.

[1127] В "Иудейской войне" (I, 4, 5) иные цифры: 1000 всадников, 8000 наемной пехоты и еще 10 000 сторонников из иудеев.

[1128] Фракийцы пользовались славой беспримерно жестоких. (Перев.)

[1129] Митридат II правил в Парфии со 124 по 88 г. до н. э.

[1130] Филипп I Филадельф был царем части Селевкидской державы в 94-83 гг. до н. э.

[1131] Антиох XII Дионис был одним из царей Селевкидского государства в 87-84 гг. до н. э. Правление нескольких царей в этой эллинистической державе было одним из проявлений охватившего ее кризиса.

[1132] Птолемей, сын Менная, был тираном Халкиды (области в Келесирии), Арета правил набатеями, обитавшими к востоку от Иордана.

[1133] Александр Яннай правил в Иудее со 103 по 76 г. до н. э.

[1134] Здесь, как и несколько ниже, в греческом тексте заметен пропуск. (Перев.)

[1135] Тигран Великий - правитель Армении (95-55 гг. до н. э.). Ему удалось захватить часть Месопотамии, Сирию, Киликию и Каппадокию. Он находился на селевкидском престоле с 83 по 69 г. до н. э.

[1136] Луций Лициний Лукулл - римский полководец, в 74-70 гг. до н. э.-- проконсул Киликии и Азии, нанес решающее поражение царю Понта Митридату VI Эвпатору, а затем Тиграну Великому.

[1137] Митридат VI был тестем Тиграна Великого. Рим начал войну с Тиграном из-за его отказа выдать Митридата.

[1138] Речь идет о стране, располагавшейся на территории современной Грузии.

[1139] Александра (Саломея) (Шломцион) правила с 76 по 67 г. до н. э.