ИОСИФ ФЛАВИЙ
ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ


01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Книга пятая

Комментарии

[449] Ср.: Нав. 1:1-18.

[450] Ср. Нав. 2:1-24.

[451] Ср. Нав. 3:1-4:18.

[452] Ср. Нав. 4:19-5:12.

[453] Ср. Нав. 4:19-6:18.

[454] Ср. Нав. 6:19-22.

[455] Ср. Нав. 6:23-24.

[456] Ср. Нав. 6:25-П.

[457] Ср. Нав. 6:24.

[458] Ср.: Нав. 7:1, 20-22.

[459] В Библии этот город называется Ай, или Айя (Айят), а у Евсевия - Haggai. Дословно - "груды камней", чему соответствует современное Телль-эль-Хадшар - "каменистый холм". (Перев.)

[460] Ср.: Нав. 7:2-6.

[461] Ср.: Нав. 7:7-9.

[462] Ср.: Нав. 7:10-26.

[463] Ср.: Нав. 8:1-27.

[464] Гаваониты занимали город Гаваон, расположенный, по "Иудейским древностям" (VII, 11, 7), на расстоянии 40, а по "Иудейской войне" (II, 19, 1), - ста стадий от Иерусалима. Теперь это маленькая деревущка Эль-Дшиб к северо-западу от Иерусалима. Вблизи ее находился город Кафире (совр. Котире), а у западной границы области, которую впоследствии заняло колено Вениаминово, был расположен Кариафиарим, лесной город, где помещался ковчег завета. (Перев.)

[465] Ср.: Нав. 9:3-27.

[466] В Книге Иисуса Навина (10:13) сказано: "И остановилось солнце" и т. д. На этот счет в предании сохранилось: Иисус Навин и евреи сражались однажды в пятницу с язычниками; Иисус боялся, что наступление субботы лишит евреев возможности продолжать бой, тем более что он видел, как языческие кудесники каким-то образом воздействовали на планеты во вред евреям. Тогда он простер руку свою по направлению к солнцу, луне и звездам, причем произнес священное имя Господне. Планеты остановились в своем течении и пребывали в неподвижности 36 часов, в продолжение которых Иисусу удалось окончательно победить врагов.

[467] Ср.: Нав. 10:1-27.

[468] Вирофа - город на северной границе Палестины, принадлежавший во времена Давида сирийцам и расположенный недалеко от Дамаска. Во всяком случае он не идентичен с упомянутым здесь, который, судя по упоминанию Кедеса, лежал вблизи Меромского озера и положение которого еще точно не установлено. Несколько ниже (п. 24) Кедес помещается в пределах колена Неффалимова, а местоположение упомянутого в кн. XIII, 5, 7 Кедеса приходится между Тиром и Галилеею. (Перев.)

[469] Ср.: Нав. 10:28-12:24.

[470] В славянской Библии - Силом, город в окрестностях Самарии.

[471] Ср.: Нав. 8:30-35.

[472] Ср.: Нав. 11:23; 13:1; 24:1; 12:1; 22:1; 18:4.

[473] Ср.: Нав. 18:8.

[474] Еще одно наименование Мертвого, или Асфальтового, моря происходит от названия города Содома.

[475] Этот город находился к юго-востоку от озера Кинерет и в древности был знаменит своими сернистыми ключами, привлекавшими массу больных. В "Иудейской войне" (III, 7, 1) рассказывается, как Веспасиан разбил Гадару до основания и перерезал всех ее жителей. (Перев.)

[476] Дор - приморский финикийский город, расположенный ио склону горы Кармел. Во времена Селевкидов Дор представлял собой сильную крепость. (Перев.)

[477] Скифополь - город на юге Палестины на расстоянии 20 стадий от Тивериады. (Перев.)

[478] Гора Итавирион, библейское Тавор, совр. Джебелет-Тур. Ее описание есть в "Иуд. войне" (IV, 1, 8).

[479] Кроме названных, в древности были и другие наименования этого города.

[480] Это известный город Ашдод, центр филистимлянского "пятиградия", место культа бога Дагона, стратегически важный и сильно укрепленный в древности город, выдержавший массу осад противника.

[481] Ямния - Явне - находилась между Азотом (Ашдодом) и совр. Яффой и была до разрушения Иерусалима в 70 г. н. э. местом собрания Великого синедриона. (Перев.)

[482] Библейская Гата - также один из городов филистимлян.

[483] Аккарон, библейский Экрон,- еще один город в составе филистимлянской федерации.

[484] Ср.: Нав. 15:1-19:51.

[485] См. Нав. 11:16-17:14.

[486] Ср. Нав. 13 8-32.

[487] Ср. Нав. 23 1-16.

[488] Ср. Нав. 22 1-8.

[489] Ср. Нав. 22 9-20.

[490] Ср. Нав. 22 21-29.

[491] Ср.: Нав. 22 30-34.

[492] Нав. 24:1-28.

[493] В Библии - Фафнаф-Сараи; этот город находился на северной границе удела колена Иудова и был некогда во власти филистимлян.

[494] Ср.: Нав. 24:29-33.

[495] Ср.: Суд. 1:1-3.

[496] Местоположение этого города до сих пор еще не выяснено. Евсевий и Иероним знали две соседние деревни этого имени, лежавшие на дороге из Сихема к Скифополю. Во всяком случае Везека находилась на северной окраине Палестины. (Перев.)

[497] В Библии - семидесяти царям.

[498] Ср. Суд. 1 4-9.

[499] Ср. Суд. 1 10-16.

[500] Ср. Суд. 1 17-19.

[501] Ср. Суд. 1 21, 27-34.

[502] Ср. Суд. 1 22-26.

[503] Ср. Суд. 2 1-23.

[504] По многим мотивам вариантом этого рассказа может служить история, случившаяся с гостями Лота перед гибелью Содома. См. выше, 1, 11, 3.

[505] Ср.: Суд. 19 1-29.

[506] Ср.: Суд. 19 30-20:14.

[507] Ср.: Суд. 21 1; 20:15-28.

[508] Точное местоположение этого города до сих пор не установлено. Его имя сохранилось в названии речки, впадающей с востока в Иордан. (Перев.)

[509] Ср.: Суд. 20:29-48; 21:8-12.

[510] Ныне скала Риммон вблизи древней Элии, представляющая необычное зрелище: на совершенно пустынной и ровной местности возвышается довольно крутой холм, откуда взор может обнять все окрестности на далекое расстояние. Сейчас на его склонах расположена деревня Рамман (или Румман). (Перев.)

[511] Ср. Суд. 21:1-23.

[512] Ср. Суд. 1:34; 13:25; 18:1, 2, 11, 12, 27-29.

[513] В Библии - Хусарсафем, вероятнее всего, это ассирийский царь Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н. э.).

[514] Ср. Суд. 3:5-8.

[515] Ср. Суд. 3 9-11.

[516] Ср. Суд. 3 12-14.

[517] Ср. Суд. 3 15-24.

[518] Ср. Суд. 3:25-31.

[519] Семехонитское, или Самохонитское, озеро называется в Библии также Меромским. Иосиф Флавий пишет о нем в "Иудейской войне" (IV, 1, 1) следующее: "Это озеро имеет 30 стадий ширины и 60 длины; его тони простираются до чрезвычайно живописной местности Дафны, и героиня эпоса водные источники которой питают так называемый Малый Иордан и вместе с ним, ниже храма Золотого быка, впадают в Большой". (Перев.)

[520] Об этих событиях свидетельствует древнейший памятник древнеизраильского эпоса конца XII в. до н. э., сохранившийся в Библии как часть Книги Судей (глава 5),-так называемая Песнь Деборы, отрывок из дружинного эпоса, сочинение которого, по всей вероятности, мало отстояло от времени событий:

Во дни Шамгара, сына Анат, в дни Иаили пути были пусты,

А идущие тропой проходили окольными путями,

Пусты были села в Израиле, пусты -

Пока не восстала я, Дебора, не восстала матерью народа.

(Кн. Судей. 5:6-7, перевод И. М. Дьяконова)

В этом отрывке упоминаются богиня Анат Иаиль, у Иосифа Флавия - Иала.

[521] Эпический отрывок Песни Деборы сообщает о гибели Сисары так:

Благославенна ты будь, Иаиль, жена Хебера-кенита,

Среди женщин в шатрах ты будь благославенна!

Воды он попросил - молока предложила,

Сливки подала ему в чаше для могучих.

Руку же свою к колку протянула,

К молотку работников - десницу

И ударила Сисару, ему голову разбила

И виски ему пробила и пронзила.

У ее ног он согнулся, упал, разлегся,

У ее ног согнулся, разлегся,

Где согнулся, там лежал, погублен.

(Кн. Судей. 5:24-27, перевод И. М. Дьяконова)

[522] В основу рассказанного в этой главе положено содержание Кн. Судей. 4:1-24; 5:32.

[523] Ср.: Суд. 6:1-7.

[524] Ср.: Суд. 6:11-16.

[525] Ср.: Суд. 6:34, 35; 7:1-8.

[526] Древние делили сутки на восемь страж, т. е. трехчасовые промежутки времени, по истечении которых каждый раз сменялся караул. Начинался счет с утра или вечера, с шести часов, и сообразно с этим стражи делились на дневные и ночные. Первая ночная стража продолжалась от 6 часов вечера до 9, вторая до полуночи и т. д. (Перев.)

[527] Ср.: Суд. 9:15-25, 10:4-12.

[528] Ср.: Суд. 8:1-32.

[529] Ср.: Суд. 8:30-31; 9:1-6.

[530] Здесь мы встречаемся с первой притчей в Ветхом Завете. (Перев.)

[531] Ср.: Суд. 9:7-24.

[532] Оъяснением к этому может служить то обстоятельство, что в Книге Иова (39:6), Псалтире (106:34), Книге пророка Иеремии (17:6) слово "мелелах" означает солончаковую, неплодородную пустыню, обреченную на вечное запустение. Так и здесь (ср. также Втор. 29:23 и Соф. 2:9) обряд посыпания солью служил аллегорией окончательного уничтожения всякой жизни в этой местности. (Перев.)

[533] Это библейский Тебез в средней части Палестины, вблизи Сихема. (Перев.)

[534] Аналогичная смерть постигла эпирского царя Пирра, который также был убит кирпичом, брошенным на него с крыши какой-то женщиной. Ср.: Плутарх. Пирр. 31 и Юст. XXV, 5.

[535] Ср.: Суд. 9:25-56.

[536] Здесь отсутствует рассказ об израильском судье Фоле (Суд. 10:1), и вообще этот фрагмент значительно отступает от библейского текста.

[537] Иаира, вероятно, имеет в виду Полибий (V, 70, 12) в своем пересказе событий эпохи больших и малых судей.

[538] Ср.: Суд. 10:1-16.

[539] Ср.: Суд. 10:17-11:10.

[540] До сих пор не удалось точно определить местонахождение этого города. (Перев.)

[541] Ср.: Суд. 11:11-40.

[542] В Ветхом Завете (Суд. 12:7) этот город вовсе не упомянут, так что, вероятно, в распоряжении Иосифа Флавия был иной источник, кроме Библии.

[543] Ср.: Суд. 12:1-12.

[544] Это библейский Пирафон (Суд. 12:15), где и сейчас на месте этого города стоит деревушка Ферата около Наблуса, на юго-запад. (Перев.)

[545] Здесь мы имеем дело с установленным в кн. Числа (6:1-21) институтом назорейства. (Перев.)

[546] Ср.: Суд. 13:1-25.

[547] См. выше, V, 1, 29, где упоминается этот город как место захоронения Иисуса Навина.

[548] Ср.: Суд. 14:1-20.

[549] В Кн. Судей (15:15-16) говорится о том, что в этой местности Самсон нашел свежую ослиную челюсть, которой убил 1000 филистимлян. Иосиф Флавий называет эту местность Сиагон, что по-гречески значит "челюсть" и соответствует др.-евр. "лехи" в том же смысле.

[550] Сариаса, известная и под именем Зореа, помещалась Иеронимом на расстоянии десяти римских миль к северу от Елевфорополиса. Еще в 1334 году в деревеньке Сурзах между Иерусалимом и Ябне показывали старинную могилу, украшенную ослиной челюстью. Здесь, пo преданию, был похоронен Самсон. (Перев.)

В основу содержания этой главы положена Кн. Судей (15:1-20; 16:1-31).

[551] Ср.: Руфь. 1:1-2:23.

[552] Т. е. совершить обряд халицы, освобождения от обязанности левиратного брака, о чем см. выше, прим. 58 к книге четвертой.

[553] Ср.: Руфь 3:1-4:22.

[554] Ср.: 1 Цар. 2:12-36; 1:1-18; 2:10; 3:1-21.

[555] Местностей, имевших такое название, у Иосифа Флавия и в Библии встречается несколько. Этот город находился к северо-западу от Иерусалима. (Перев.)

[556] Ср.: 1 Цар. 4:1-22.

[557] Ср.: 1 Пар. 6:4.

01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20