ИОСИФ ФЛАВИЙ
ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ

Жду Ваших писем!

=ГЛАВНАЯ =ИЗРАНЕТ =ШОА =ИТОРИЯ =ИЕРУСАЛИМ =НОВОСТИ =ТРАДИЦИИ =МУЗЕЙ =ОГЛАВЛЕНИЕ


01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Книга третья

Ссылки к третьей книге

[263] В Септуагинте - Marra или Piksia. Вполне точно определить его положение не удалось до сих пор. Вероятнее всего, это современный Айн-Хаварах, находящийся на расстоянии 15-16 часов пути к востоку от Суэца. (Перев.)

[264] Как мы видели выше (II, 16,5), Иосиф Флавий стремится подыскать вполне естественные причины для объяснения разных чудесных явлений. Здесь мы имеем еще один такой пример. (Перев.)

[265] Местность Элим (др.-евр.- "крепкие деревья"), вероятно, современное Вади Гарандель, находящееся на расстоянии двух с половиной часов пути от Мара. До сих пор там сохранились теплые ключи и некоторая растительность. (Перев.)

[266] В Библии несколько раз упоминается о том, что евреи дважды питались перепелками (Исх. 16:13; Чис. 11:31 и далее; Пс. 77:27; 104:40), притом оба раза весной. Это очень понятно, потому что в это время года перепелки возвращаются через Средиземное море к средним полосам Европы. Отличаясь значительной неповоротливостью и тяжестью, эти птицы любят держаться земли, чтобы иметь возможность почаще отдыхать. (Перев.)

[267] Бделлий (др.-евр. bedolach) упоминается уже в кн. Бытие (2:12) как произведение страны Хавилы; он представлял весьма ценную в древности, особенно у греков, смолу дерева, которая подробно у описана Плинием Старшим (Естественная история. XII, 19). Лучший бделлий добывался в Бактрии, Аравии и Индии.

Кориандр (от др.-греч. koris - "клоп") - растение с маленькими круглыми, желтоватыми или сероватыми семенами, которые неоднократно служили предметом сравнения со знаменитой манной небесной. Сладковатые ароматичные семена употреблялись не только как приправа ко многим блюдам, но и в качестве целебного средства. Кориандр во множестве разводился в Египте и особенно в Палестине, где он обильно растет и по сей день в диком виде в долине Иордана. (Перев.)

[268] Иосиф Флавий имеет здесь в виду, очевидно, иссарон (см. Лев. 14:10; 23:13, 14, 17), который вполне соответствует более известной др.-евр. мере емкости - омер, или кор. Последний, в свою очередь, равнялся десяти эфам. (Перев.) Эфа - 39,5 л.

[269] Это последняя стоянка евреев перед Синаем, ее местонахождение пока не установлено.

[270] Ср. выше, кн. II, 16,5 и прим. В основу содержания этой главы положена кн. Исход (15:27; 16:3-36; 17:1-7).

[271] О Говолите и Каменистой Аравии см. выше, кн. II, 1, 2 и прим.

[272] Амалекитяне - семитское кочевое племя, обитавшее во II тысячелетии до н. э. на Синайском полуострове. Амалекитяне совершали набеги на Палестину с целью грабежа и угона населения в рабство. На рубеже XI - Х вв. до н. э. подверглись разгрому Саулом и Давидом и были почти целиком истреблены.

[273] Ср. Исх. 17:8-16.

[274] Ср. Исх. 18:1-12.

[275] Ср. Исх. 18:13-26.

[276] Предание и арабские комментаторы Корана обставляют акт синайского законодательства массой фантастических сообщений. Сообщается, что во время провозглашения заповедей вся природа, горы, скалы и деревья задвигались и зашатались, откуда якобы и возник обычай евреев раскачиваться из стороны в сторону при чтении Торы. Упоминается и обратное: вся природа в священном ужасе замолкала, когда раздавалось: "Я Господь, Бог твой". По традиции Моисей вовсе не был уверен, что народ отнесется благосклонно к законодательству, имевшему целью нормировать его жизнь. (Перев.)

[277] Скрижали - две каменные плиты, на которых были выбиты десять заповедей. Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, были им разбиты (см. Исх. 32:19). Пришлось изготавливать новые, которые затем хранились как величайшая сокровенность в Святая Святых скинии, а затем в ковчеге завета в Иерусалимском храме.

[278] Как известно, такого сочинения Иосиф Флавий не оставил. Возможно, здесь имеется в виду его знаменитое возражение "Против Апиона". Там действительно затрагиваются и местами поясняются законоположения евреев, но систематического разбора Пятикнижия там нет. (Перев.)

[279] В основу рассказанного в этой главе легло содержание кн. Исход (19:1-25; 20:1-22; 31:18, 32:1-16).

[280] Скиния (евр.- шалаш, куща, палатка) - еврейский походный храм, сооруженный по образцу, указанному Богом Моисею на Синае. Ср. греч. "скене", - место, где разыгрываются ритуальные действия, откуда произошло сцена.

[281] Капитель (от лат. capitellum, - головка) - верхняя часть, обычно выступающая, колонны или столба.

[282] Виссон - особо дорогая, очень тонкая ткань, из которой делались составные элементы царской и жреческой одежды. В Египте - тончайшее льняное полотно. По Геродоту, виссон сделан из "древесной шерсти", т. е., возможно, из хлопка. В переводе Библии Лютера - шелк. В эпоху Римской империи продавался на вес золота.

[283] Фас (от лат. fades - внешность) - лицевая сторона здания.

[284] Портал (от лат. porta - ворота) - архитектурно оформленный вход в монументальные общественные и культовые здания.

[285] Пилоны ставились перед египетскими храмами и дворцами и состояли из двух башен в форме усеченной пирамиды и ворот между ними.

[286] Помимо рассеянных в Библии указаний на устройство скинии, описание последней встречается также у Филона Александрийского (Жизнь Моисея. III), что дало возможность восстановить почти весь план и особенности этого сооружения. Так как данные Флавия играли здесь далеко не последнюю роль, целесообразно передать обобщенное представление о скинии. Ограду двора ее образовали 60 деревянных столбов с бронзовыми подножиями и посеребренными капителями, стоявшими на расстоянии пяти локтей друг от друга. Серебряные кольца и гвозди прикрепляли к верхней части этих колонн, между которыми тянулись деревянные или металлические шесты. Занавес был прикреплен к кольям канатами.

По свидетельству Библии и Филона Александрийского, расстояние между входом во двор и входом в скинию было ровно вдвое больше, чем расстояние от входа в скинию до западной стороны ограды, так как святилище занимало последнюю треть всего огороженного пространства. (Перев.)

[287] Пурпур - дорогая тонкая шерстяная ткань, названная по драгоценному красителю, добываемому в древности из моллюсков на восточных берегах Средиземного моря.

[288] Вообще вход в скинию был закрыт завесою. (Перев.)

[289] Это описание ие во всем согласуется с описанием, имеющимся в Библии (см. Исх. 27:9--19).

[290] Ср.: Исх. 26:14.

[291] Это аравийская акация, единственная древесная порода на Синайском полуострове, которая достигает такой толщины, из которой получаются доски. (Перев.)

[292] "Кивот", синоним слова "ковчег" (от греч. kibotos - "ящик", "сундук").

[293] мера длины в половину локтя.

[294] О Святая Святых и ее устройстве см. ниже. гл. 7 и 8.

[295] Дельфийский храм - с VI в. до н. э. храм Бога Аполлона в древнегреческом г. Дельфах в Фокиде. В 80-е гг. до н. э. Дельфы были разграблены фракийскими племенами. В конце I века н. э. храм был восстановлен.

[296] Дорийцы - одно из главных греческих племен. Первоначально населяли Среднюю Грецию. Около 1200 г. до н. э. начали расселяться в юго-западные районы Греции.

[297] мера емкости в 0,275 л.

[298] Фимиам (от др.-греч. fimicun - курю, кажу из кадила) - благовонное вещество для курения, ладан.

[299] См. ниже, 10, 6-7.

[300] Мина - др.-греч. мера веса преимущественно драгоценных металлов в 436,6 г, а также денежная единица, равная 100 драхмам. Талант - др.-греч. мера веса в 26,2 кг и денежная единица, равная 100 серебряным драхмам.

[301] В основу этого описания положена кн. Исход (25:23-39; 26:1-37; 35:4-35; 36:1-9"; 37:1-28).

[302] В Септуагинте так именуется высший представитель иудейского священства - первосвященник (Лев. 4:3). Это наименование в Новом Завете применено и к Иисусу Христу (Бвр. 4:14).

[303] Иерей (др.-греч. iereis) - греческое название пресвитера, перешедшее в христианскую терминологию из античных культов. В буквальном переводе на русский язык - священник.

[304] См. Исх. 39:28.

[305] Хитон - мужская и женская одежда у древних греков, имевшая вид сорочки без рукавов.

[306] Ср.: Исх. 39:29.

[307] Это место текста неясно. Поэтому мы прибавили поставленное в скобках. (Перев.)

[308] Головной убор состоял из подобия тиары или особым образом повязанного тюрбана. (Ср.: Лев. 8:13).

[309] Здесь, очевидно, имеется в виду библейское "меил", искаженное Флавием. (Перев.) Это верхняя риза, связанная из пурпурной шерсти, убранная внизу разноцветными яблоками и золотыми колокольчиками.

[310] Это библейское "эфод" (ср.: Исх. 28:4-14; 39:2-7) - короткая верхняя одежда с золотыми застежками на плечах, на каждой было по ониксу с вырезанными именами 12 израильских племен.

[311] Ессен - это, без сомнения, плохо написанное еврейское "хошен" - четырехугольная квадратная сумка, снаружи украшенная двенадцатью драгоценными камнями. В ней находились "Урим и Туммим", с помощью которых первосвященник гадал о будущем народа. (Перев.)

[312] Ср.: Исх. 28:17-20; 39:10-13; Иез. 28:13.

[313] Написано по кн. Исход (28:15-38; 39:8-24, 26-30), с пояснениями и дополнениями. (Перев.)

[314] Ср.: Исх. 28:1; Лев. 8:1.

[315] Драхма - др.-греч. монета, первоначально серебряная, весом в 1/60 мины. В Древней Греции по территориям различали семь драхм. Аттическая драхма - 4,25 г.

[316] Ср.: Исх. 30:11-16; Чис. 1:1-46.

[317] Аттический хой - мера емкости ~ 97 л.

[318] Ср.: Исх. 30:7-8, 22-38.

[319] Апрель.

[320] Ср.: Лев. 8:1-9,24; 10:1-7.

[321] Дарик - золотая монета времен Персидской державы весом в 1 сикл.

[322] См. Чис. 7:1-89, где изложены эти законы.

[323] Это сочинение Иосифа Флавия до нас не дошло.

[324] Ср.: Лев. 1:1-17; 3:1-16; 5:7-19.

[325] Ср.: Чис. 15:1-15.

[326] Ср.: Исх. 29:38-42; Чис. 28:3-15.

[327] Ср.: Лев. 23:5-8; Чис. 28:16-25.

[328] Ср.: Лев. 23:6; Чис. 28:26-31.

[329] Лев. 24:5-9.

[330] Ср.: Чис. 3:5-9.

[331] Ср.: Лев. 11:1-47; Втор. 14:1-21.

[332] Ср.: Лев. 13-15.

[333] Ср.: Лев. 12:1.

[334] Пергамент (др.-греч. pergamenos от Pergamos - г. Пергама в Малой Азии) - материал для письма из особым способом обработанной кожи.

[335] Ср.: Чис. 5:12 и далее.

[336] Лев. 20:10-21.

[337] Лев. 21:7-23.

[338] Слово jobel первоначально означает "бараний рог", а в кн. Левит (25:9) имеет значение трубного звука, собственно звук из рога, которым в 10-й день седьмого месяца возвещалось наступление дня искупления ("иом киппур").

[339] Ср. : Лев. 25:1-55.

[340] В основу приведенных в этом отрывке сведений положена кн. Числа (1:1-54).

[341] Ср.: Чис. 9 17-23.

[342] Ср.: Чис. 2 1-3:51.

[343] Ср.: Чис. 9 17-23.

[344] Это описание восполняется изображениями этого инструмента на триумфальной арке Тита в Риме и на монетах. (Перев.)

[345] Ср.: Чис. 10:1-10.

[346] Ср.: Чис. 10:11-11:34.

[347] Положение этой местности до сих пор в точности не выяснено.

[348] Это библейское "Kirboth hattaawah". При его переводе Иосиф Флавий следует Септуагинте. (Перев.)

[349] В основу содержания этой главы легли данные кн. Числа (13:1-34; 14:1-10).

[350] Что эта местность была крайне пустынна, видно из кн. Числа (13:1). Слово "Фаранкс" по др.-греч. значит "ущелье", "теснины". Точно определить местность здесь трудно. (Перев.)

[351] Этот город упоминается Иосифом Флавием выше, см. I, б, 2.

[352] Ср.: Чис. 14:11-39.

[353] Здесь имеется в виду так называемая Иудейская война, описанию которой Иосиф Флавий посвятил отдельное сочинение, тесно примыкающее к настоящему.

[354] Клавдий - римский император в 41-54 гг.

[355] Кор - 395,5 л.

[356] др.-греч. мера сыпучих веществ, равная 52,5 л.

01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20