ИУДЕЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕКУЮ ЭПОХУ

Жду Ваших писем!

=Главная =Изранет =ШОА =История =Ирушалаим =Новости =Традиции =Музей =


Полис “Антиохия”.

    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользуемся отрывком из сочинения А. Чериковера "Евреи и греки в эллинистическую эпоху", Тель-Авив, 1963.

     Автор Книги Маккавеев II (4:9) рассказывает о том, что Язон обещал уплатить царю дополнительные 150 талантов серебра в случае, если он позволит ему построить в Иерушалаиме "училище" (т. е. гимнасий и эфебион) и "писать Иерушалаимлян Антиохянами". Различные гипотезы предлагались для объяснения смысла данного отрывка. Некоторые исследователи предположили, что Язону удалось добиться для иерушалаимцев привилегий жителей Антиохии; другие считали, что под "антиохянами" следует понимать своего рода "корпорацию", носившую имя царя и связанную с занятиями в гимнасии. Однако, по мнению большинства специалистов, единственным приемлемым объяснением здесь является то, что Язон получил согласие Антиоха на превращение Иерушалаима в греческий полис под названием Антиохия. Так был заложен фундамент основополагающей эллинистической реформы.

     Подробное описание реформы Язона не дошло до наших дней. В имеющихся в нашем распоряжении источниках содержатся лишь отдельные косвенные упоминания, связанные с ней. Для того, чтобы попытаться восстановить ее содержание, нам следует тщательно рассмотреть каждое из подобных упоминаний. Прежде всего, попытаемся интерпретировать приведенный выше отрывок из Книги Маккавеев II. Язон получил разрешение Антиоха, чтобы "писать Иерушапимлян Антиохянами". Другими словами, он должен был представить список жителей Иерушалаима, которые, по его мнению, были достойными гражданами полиса Антиохия. Было бы ошибкой считать, что все иерушалаимцы автоматически становились антиохянами. В каждом полисе проводилась четкая граница между гражданами по- лиса и людьми, лишь имеющими право на проживание в нем. Даже в столь демократическом городе как Афины строго поддерживалось подобное разделение. В восточных полисах, где демократические традиции вообще отсутствовали, вне всякого сомнения соблюдалось данное правило.

     На протяжении эллинистической эпохи многие из древних греческих городов (например. Родос) предпочли аристократическую форму правления демократии. А поскольку автор реформы Язон был представителем и выразителем интересов высших слоев Иерушалаимского общества, то можно предположить, что в коллектив граждан нового города не предполагалось включать дровосеков или водовозов.

     В соответствии с законами полиса, Язон прежде всего должен был составить список граждан нового города - "демос". В их число он безусловно включил аристократов и богачей. Основание гимнасия и эфебиона также свидетельствует об ари- стократическом характере полиса: если гимнасий был общедоступным учебным заведением греческих городов, то воспитание детей в эфебионе требовало немалых расходов. В эллинистическую эпоху лишь богатые семьи могли позволить себе послать своих детей в эфебион. Создание эфебиона наряду с гимнасием ясно свидетельствует о том, благополучие каких именно общественных групп интересовало Язона.

     Не представляется возможным с точностью определить численность граждан нового города, однако мы рискнули выдвинуть предположение об этом. В Книге Маккавеев, II, 4: 40, рассказывается о том, что в отсутствии первосвященника Менелая, его брат Лизимах вооружил три тысячи человек для защиты власти эллинистов в городе от восставшего народа. Гражданами греческого полиса считались мужчины "призывного возраста" , т. е. с 18 лет и старше. Учитывая то, что при чрезвычайных обстоятельствах, когда существованию полиса угрожает опасность, объявляется всеобщая мобилизация граждан, можно предположить, что численность граждан Иерушалаимской "Антиохии" составляла около 3000 человек. Эта цифра соответствует обычной численности граждан греческого аристократического полиса.

     "Буле" и "демос", - совет и граждане, составляли основу политической структуры любого греческого города. Если предоставление гражданства было в Антиохии-Иерушалаиме нелег- ким делом, то создание совета не составляло трудности. О существовании в Иерушалаиме такого совета, который назывался тогда "герусией", "совет старейшин", упоминается еще в дни Антиоха III. Мы вновь сталкиваемся с этим органом при Менелае (Книга Маккавеев II, 4:44), после свержения Язона. Отсюда следует, что герусия продолжала выполнять функции высшего административного органа также и в переходном периоде, то есть во время правления Язона. Это и неудивительно, ведь что может быть более аристократическим общественным институтом греческого полиса или восточного города, чем герусия? Поскольку эллинистическая реформа в Иерушалаиме была проведена аристократами, то они не видели никакого смысла в ее замене. Возможно, что некоторые из ее членов не подходили на роль руководителей полиса вследствие своих политических и религиозных взглядов и были заменены, однако орган в целом остался без изменений.

     Язон основал в Иерушалаиме-Антиохии гимнасий и эфебион - два наиболее характерных для греческого города учебных заведения. В отличии от других введенных им учреждений они заслужили специальное упоминание в библейских источниках. Они служили наиболее зримым воплощением, своего рода символом изменений в жизни города, которые принесли реформы эллинистов. Автор Книги Маккавеев II сообщает, что разрешение на постройку гимнасия и эфебиона было дано Антиохом вместе с разрешением основать в Иерушалаиме полис. При этом создается впечатление, что два данных учреждения и сама эллинистическая реформа связаны между собой неразрывной связью. Здание гимнасия было возведено "под самою крепостью", то есть на Храмовой горе, и вскоре, в соответствии с традицией греческих городов, дети знатных иерушалаимцев уже носили широкополую шляпу бога Гермеса, покровителя учащихся, которую автор Книги Маккавеев именует "срамной покрышкой" (Книга Маккавеев II, 4:12).

     Множество молодых иерушалаимцев начали проводить свое время в борцовских соревнованиях - "играх палестры" в гимнасии, среди них и священнослужители, которые оставили ради этого свою работу в Храме (там же, 14). Автор Книги Маккавеев II видит в греческих спортивных состязаниях, которые с такой быстротой проникли в город, вершину эллинизма и влияния чуждых обычаев. Несмотря на отсутствие у него интереса в описании реформы, он также упоминает основание в Иерушалаиме гимнасия, "школы для гимнастических упражнений", и даже приводит интересную деталь, характерную для евреев, принимавших участие в спортивных состязаниях в гимнасии. Участники состязаний выступали обнаженными, и, желая как можно более походить на греков, они всячески стремились скрыть следы обрезания.

     Не следует считать, что постройка гимнасия и эфебиона преследовала исключительно культурные цели. Их создание в городе являлось необходимым политико-юридическим условием принятия городом эллинистического статуса. Ведь обучение юношей в гимнасии и эфебионе являлось обязательной предпосылкой для его превращения в гражданина полиса. Таким образом не случайно, что основание этих двух учебных заведений было одним из первых действий Язона по проведению реформы. Язон установил, кто из жителей Иерушалаима станет гражданином города на начальном этапе создания полиса, однако включение в список новых граждан в дальнейшем было обусловлено воспитанием человека в гимнасии.

     По мнению автора Книги Маккавеев II, реформа Язона не ограничивается внесением изменений в государственные и религиозные законы, принятые в Иерушалаиме. Он видит в этой реформе полную отмену существующих законов и их замену новыми законами. Выше мы упомянули "грамоту Антиоха III", в которой Царь предоставил евреям право вести дела в соответствии с собственными своими законами". Таким образом традиционный теократический режим, принятый в Иерушалаиме, получил законную силу от имени царя. Автор Книги Маккавеев II называет привилегии, дарованные Антиохом евреям, "человеколюбивыми законами". Язон же "отверг человеколюбиво предоставленные Иудеям царские льготы ... нарушая законные учреждения, он вводил противные закону обычаи" (Книга Маккавеев II, 4:11). Автор Книги Маккавеев 1 также сообщает о существенном характере реформы Язона, не упоминая имени первосвященника: царь "дал им (то есть, эллинистам) право исполнять установления языческие" (Книга Маккавеев 1,1:13). Таким образом, новые порядки основывались на отмене старого режима, основанного на Моисеевом законе и древней традиции евреев.

     Мы видим в Язоне основателя полиса Антиохия. Это не совсем точно, ибо его подлинным основателем был Царь Антиох, именем которого город и был назван. В соответствии с эллинистической традиции, город, названный по имени царя, был свя- зан с ним особой внутренней связью. Царь в этом случае считался божественным покровителем города, ему посвящался особый городской культ, а, иногда, его даже хоронили в пределах города. Можно предположить, что часть из этих привилегий была дана Антиоху Эпифану, основателю города, в Иерушалаиме. Автор Книги Маккавеев II (4:21-22) рассказывает о том, что Антиох посетил Иерушалаим по государственным делам, возможно, в 172 году до н.э. или ранее, и был торжественно принят "городом и первосвященником ... при восклицаниях и факелах". Возможно, что слово "город" (то есть полис Антиохия) упомянут здесь не случайно, и сам визит Антиоха был связан с официальным признанием города в качестве полиса. Ведь в 175-174 гг. до н.э. Язон получил право составить список граждан города, и потребовалось некоторое время прежде, чем он смог сообщить Антиоху, что город готов к превращению в полис, и все требуемые общественные здания построены. Подготовительный период вполне мог длиться в течение двух лет, а визит Антиоха в город явил собой отличный повод для торжественного объявления о создании нового греческого полиса Антиохия. Антиохия не располагалась рядом с Иерушалаимом или внутри него, как предположили некоторые исследователи. Иерушалаим просто приобрел новый облик.

     Поскольку основоположниками нового города являлись священнослужители и сам первосвященник, Храм, чья экономическая роль была чрезвычайно важна для жизни города, был включен в состав полиса. С топографической точки зрения также не представляется возможным провести границу между Антиохией и Иерушалаимом. Гимнасий, это важнейшее учреждение полиса, было построено "под самой крепостью", то есть на Храмовой горе, в самом сердце старого Иерушалаима. Герусия, основной орган руководства старым городом, состоял из аристократов. Поскольку именно аристократы были инициаторами и проводниками реформы, герусия сохранила свои функции и в Антиохии. Простые горожане превратились в соответствии с новыми законами в метеков - свободных жителей греческого полиса, не обладающих правами граждан. Они сохранили за собой свои дома и земельные участки, однако не были приняты в число граждан полиса. С точки зрения сирийских властей, Иерушалаим попросту перестал существовать за отсутствием органа, который мог представлять его интересы. Слово "Иерушалаим" превратилось в название места, при помощи которого можно отличить новую Антиохию от других городов с тем же названием.

     В связи с реформами Язона возникает еще один важный вопрос. В какой мере повлияли новые порядки на еврейскую религиозную практику? Привели ли они к полной отмене иудаизма или к серьезным изменениям в порядке богослужения? Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Автор Книги Маккавеев II, сурово осуждающий Язона за проведенные им реформы и за установление в городе чуждых обычаев, ни единым словом не упоминает о каких-либо преступлениях Язона против религии Израиля. Отмена старых городских законов, в основе которых лежала Тора, не означает сама по себе отмену Торы. Смысл реформы заключается в том, что отныне полис, то есть совокупность граждан города, связанная между собой концепцией "демоса", принимает все решения связанные с религией, как и с другими сферами городской жизни. "Демос" полномочен отменить Моисеев закон, однако ни один из новых законов не обя- зывает его сделать это. Чуждые евреям обычаи вроде состязаний по борьбе и физических упражнений не противоречат принципам Торы в буквальном их понимании.

     Ни одна из Моисеевых заповедей не запрещает еврею участие в подобных занятиях. Шляпа, которую носили учащиеся в гимнасии, связывается с богом Гермесом, однако нет никаких свидетельств о том, что статуи Гермеса или какого-либо иного греческого бога находились в здании гимнасия, как это было принято в городах Греции. И даже в том случае, если подобные статуи были установлены в гимнасии и, таким образом, была нарушена заповедь "не делай себе кумира и никакого изображения", тем не менее, это не являлось фактическим отправлением языческого культа. Гимнасий не являлся святым местом в соответствии с местными обычаями, и эти статуи не имели религиозной ценности.

     Порядок богослужения в Храме также не изменился. Греческие переселенцы с уважением относились к местным богам и приносили им жертвы. Подобным образом вели себя и эллинизированные восточные народы. Эллинизация богов востока никогда не приводила к изменениям в принятых способах отправления культа. Б-г Израиля сохранил свою уникальность. Его восприятие в качестве греческого Зевса началось значительно позднее, в период гонений Антиоха, и ужас, который вызывало подобное отношение у современников, свидетельствует о том, что это было совершенно новой и доселе неслыханной вещью. Дополнительное свидетельство о том, что реформа Язона не нарушила религиозной жизни евреев, содержится в Книге Маккавеев II, 4:18-20. Иерушалаим- Антиохия направил своих представителей в Тир на спортивные игры, проводившиеся каждые пять лет в присутствии царя.

     Посланцы привезли с собой 300 драхм серебром, и, в соответствии с обычаем, им предстояло передать их на жертвоприношение богу-покровителю города - Гераклу. Вместо этого они предложили пожертвовать данную сумму на строительство кораблей. Некоторые исследователи считают, что данный поступок противоречит статусу жителей Антиохии как граждан полиса. Однако данное противоречие является мнимым. Реформа Язона не затрагивала область религии, и отсутствовал какой- либо закон, обязывающий жителей Антиохии приносить жертвы языческим богам.

     Если реформа Язона не была религиозной реформой, то в чем состояла ее основная цель? Автор Книги Маккавеев 1 передает ее следующими словами: "заключим союз с народами, ок- ружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия" (Книга Маккавеев 1, 1:11). Главной задачей реформы было прекращение обособленности еврейского народа, которая служила важнейшим принципом еврейской жизни со времен Ездры. Отказ от нее открывал перед евреями ворота мировой цивилизации, высшим достижением которой в то время была греческая культура и греческий образ жизни. Именно поэтому реформа имела эллинистический характер. В соответствии с "Иудейскими древностями" (книга 12) Менелай и члены семьи Товия прибыли к Антиоху и "заявили ему о своей готовности отказаться от своих законов и своего государственного устройства и принять установления царя и греческую форму правления". Некоторые современные исследователи, находившиеся под влиянием религиоведения, предположили, что основным желанием реформаторов было внесение изменений в еврейскую религиозную практику и традиционный образ жизни. Однако, понятие "греческая форма правления" не имеет никакого отношения к религии, и из описания Иосифа Флавия вытекает лишь то, что авторы реформы желали получить для Иерушалаима статус греческого города. Для этого требовалось отменить предыдущие законы, основанные на древней традиции. При этом еврейское государство переходило из разряда "этноса" в разряд "полиса".

     Многие специалисты также выражали удивление по поводу того, что Язон уплатил Антиоху большую сумму денег для того, чтобы получить разрешение царя на эллинизацию евреев и постройку гимнасия. На самом деле, удивляться здесь нечему. Создание в городе греческих учебных заведений является внешним признаком его превращения в полис, и поскольку речь здесь идет об изменении статуса народа в глазах сирийских властей, то несоменнно требовалось согласие на это со стороны властей. Результатом реформы стало предоставление Иерушалаиму многочисленныхх привилегий. Как мы уже видели, города в статусе полиса служили в империи Селевкидов оплотом центральной власти, которая награждала их за это широкой автономией, включавшей и право чеканить собственные медные монеты. Подобные города поддерживали между собой дружеские взаимоотношения и их представители принимали участие в совместных культурных мероприятиях, например, в соревнованиях по борьбе. Торговые связи между ними также были очень развиты. Совершенно иным было положение "этноса" в державе Селевкидов. Термин "этнос" означал у греков нацию в географическом понимании, проживающую на определенной территории.

     Иудея воспринималась в качестве этноса во времена правления Селевкидов. "Этнос" жил своей обособленной жизнью в соответствии с древними традициями, вдали от центров передовой цивилизации. Для этноса практически не представлялось возможным добиться экономичекского роста и процветания. Таким образом, смысл лозунга эллинистов: "заключим союз с народами, окружающими нас"-, заключался в их желании на равных присоединиться к союзу греческих городов и получить все права и привилегии, которые предоставляет статус полиса. Неизбежным следствием этой реформы стали создание в городе греческих учебных заведений, введение греческих обычаев в каждодневную жизнь иерушалаимцев и пренебрежение некоторыми заповедями еврейской религии, приня- тыми со времен Ездры. Изменения в культурной и религиозной сферах не были сутью реформы, но лишь ее следствием. Хотя эти новшества и не имели принципиального характера, они все же вызывали глубокое недовольство среди представителей старшего поколения. Противники реформы видели ее сущность именно в них, и сопротивление реформатором вскоре начало расти.

А.Чериковер, "Евреи и греки в эллинистическую эпоху", стр. 131-137.

Иерушалаим в веках, ч. 2, с.116-137.