ИУДЕЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕКУЮ ЭПОХУ

Жду Ваших писем!

=Главная =Изранет =ШОА =История =Ирушалаим =Новости =Традиции =Музей =


Иудея под властью Селевкидов.Антиох III Великий

     Когда умер Птолемей Филопатор, сирийский царь Антиох III Великий из рода Селевкидов, снова задумал отнять Иудею у Египта. На этот раз ему удалось достичь цели. Евреи, раздраженные жестоким правлением Филопатора, поддерживали действия сирийского царя: они доставляли продовольствие сирийским войскам, прогнали египетский гарнизон из Иерушалаима и облегчили Антиоху завоевание страны. После продолжительной войны Иудея сделалась провинцией сирийского государства и перешла под власть Селевкидов в 201 г. до н.э. Это было благоприятным условием, потому что евреи, остававшиеся в пределах Вавилонии, оказались с евреями Эрец Исраэль в тех же политических границах империи, что существенно упрощало их связи друг с другом. С другой стороны, в пределах Селевкидской империи тенденции к эллинизации населения были особенно сильны.

     Антиох Великий хорошо относился к евреям. Он позволил им управляться по собственным законам под главенством первосвященника и совета старейшин. Были уменьшены размеры податей с Иудеи. Начался ремонт стен Иерушалаима, пострадавших в ходе последней войны. Из государственной казны ежегодно выделялись средства на нужды Храма. Отношение империи к евреям формулировалось в грамоте Антиоха о правах иудеев, переданной в виде распоряжений царскому наместнику территории, к которой относилась Иудея (Келессирия). Этим наместником был Птолемей, сын Трасаса:

     Царь Антиох посылает привет Птолемею. Лишь только я вступил в страну иудеев, последние приняли нас дружественно, при вступлении нашем в их город оказали нам блестящий прием, выйдя к нам навстречу со всеми старейшинами, в изобилии доставили нам припасов для солдат и для слонов и помогли нам изгнать египетский гарнизон из крепости. Поэтому и мы решили воздать им за это, восстановить их сильно пострадавший от беспрерывных войн город и дать возможность множеству рассеянных повсюду евреев вернуться в него и вновь поселиться здесь. Ввиду этого мы для начала решили дать им за их благочестие все необходимое для жертвоприношений, именно жертвенных животных, вина, масла и курении, всего на сумму двадцати тысяч драхм, шесть священных артаб, (около 40 литров), для пшеничной муки, сообразно их обычаю, одну тысячу четыреста шестьдесят мер пшеницы и триста семьдесят пять мер соли, (1 мера равна приблизительно 50 литрам).. Я желаю, чтобы все это по точному моему приказу, было выдано им, равно как повелеваю закончить дело постройки Храма, портиков вокруг последнего и всего, что бы потребовалось еще построить. Потерянный для этого строительный материал пусть будет доставлен из пределов самой Иудеи, от других народов и из Ливана, и притом без взимания какой- бы то ни было пошлины.

     То же самое касается и всего прочего, что могло бы способствовать украшению Храма. Пусть все, принадлежащие иудейскому народу, управляются по собственным своим законам; пусть совет старейшин, священнослужители, ученые при Храме и певчие будут освобождены от подушной, казенной и всякой другой подати. А для того, чтобы город успел скорее отстроиться, я освобождаю настоящих его жителей, равно как всех тех, кто вздумал поселиться в нем до месяца Гиперверетея, от всех повинностей в течение трех лет. Равным образом и впредь мы освобождаем их от третьей части всех налогов, пока жители не оправятся от понесенных ими убытков. Всех же лиц, которые были уведены из этого города в рабство, мы сим отпускаем вместе с их потомством на свободу, повелевая вместе с тем вернуть им их имущество.

Иосиф Флавий, "Иудейские древности", 12, 3, 3.

     Вслед за тем царь издал дополнительный приказ об охране святости Иерушалаима и Храма:

     ... Ни одному иноземцу нс позволено вступать в то отделение святилища, которое закрыто и для иудеев, исключая тех из последних, которые посвящены на это и которым это разрешается местными законами. ... Никто не смеет ввозить в город мясо лошадиное или свинину, или диких или домашних ослов, кошек, лисиц, зайцев и вообще всех запрещенных иудеям животных. Воспрещается ввозить в город шкуры таких животных и держать их в городе; лишь издревле употреблявшиеся для жертвоприношения животные, которые необходимы при богослужении, могут находиться в пределах города. Всякий же нарушивший как-нибудь из этих постановлений, подвергается штрафу в три тысячи драхм серебром в пользу священнослужителей.”

Иосиф Флавий, "Иудейские древности", 12: 3, 4.

     Запрет на ввоз шкур или разведение некашерных животных представляется весьма странным и не соответствует требованиями еврейского закона. В эллинистическом мире подобные запреты были приняты в отношении территории храмов, но не городов в целом. А.Чериковер полагал, что данный запрет касался лишь зоны Храмовой горы, а не всего Иерушалаима.

     Для того, чтобы лучше понять дальнейший ход событий, необходимо рассмотреть два процесса, серьезно повлиявших на ход истории еврейского народа: процесс эллинизации, начавшийся в Иудее еще во времена Александра Македонского и изменение политики Селевкидской империи в отношении Иудеи.