ИУДЕЯ В ЭЛЛИНИСТИЧЕКУЮ ЭПОХУ

Жду Ваших писем!

=Главная =Изранет =ШОА =История =Ирушалаим =Новости =Традиции =Музей =


Описание Храма.

     Храм стоял в те годы в центре религиозной и общественной жизни евреев в Иерушалаиме и Иудее и служил постоянным источником вдохновения евреям диаспоры. Благодаря ему, Иерушалаим - это город, на котором наречено имя Б-га (Даниил, 9:19). В "Послании Аристея" Храм представлен духовным и религиозным центром, который, по существу, затмил собой все остальные части города. Этой же тенденции придерживался Полибий, по мнению которого евреи - это народ, живущий вокруг Храма, который называется Иерушалаим (так цитирует его Иосиф Флавий в "Иудейских древностях", книга 12), Работой Храма руководил первосвященник. Другие священнослужители помогали ему в ведении богослужения, в административных и финансовых вопросах. В ведении Храма также находилось различное имущество, включая золотые и серебряные предметы.

     Каковы были источники доходов Храма? В отличии от многих храмов античного мира, Иерушалаимский Храм не владел собственными земельными угодьями, поступления от которых могли бы покрыть стоимость его содержания. В соответствии с законами Торы, каждый еврей отдавал маасер (десятую часть своих доходов) левитам; священнослужители также регулярно получали дары. Таким образом обеспечивалось пропитание людей, которые постоянно работали в Храме и не могли зарабатывать себе на жизнь каким-либо иным способом. С другой стороны. Тора не предписывает взимание налогов на содержание самого Храма. Положение было исправлено Неемией, который постановил, что каждый житель Иудеи обязан уплатить треть шекеля для покрытия расходов Храма. Данное постановление было первым в ряду постановлений, предназначавшихся для повышения статуса Храма.

     В дополнение к этому, иностранные власти Иудеи и евреи диаспоры также жертвовали деньги на Храм. С этими источниками дохода мы имели возможность познакомиться при изучении раздела о персидской эпохе. Грамота, которую получил Ездра от персидского царя, содержит среди прочего также и описание видов жертв, которые должны быть принесены в Храме на средства, подаренные царем Персии и его вельможами (Ездра 7:11-27).

     В тексте Книги также упоминаются пожертвования еврейской общины Вавилона. Иностранные правители Иудеи продолжили традицию поддержки Храма также и на протяжении эллинистической эпохи. Это нашло отражение в приведенной выше грамоте Антиоха III, который выделил особую денежную сумму для покрытия расходов Храма. Из описания положения в Иерушалаиме накануне гонений Антиоха, содержа- щегося в Книге Маккавеев П, становится ясно, что подобная поддержка продолжала предоставляться Храму и впоследствии.

     1. Когда в святом граде жили еще в полном мире, и тща- тельно соблюдались законы, по благочестию и отвращению от зла первосвященника Онии,

     2. бывало, и сами цари чтили это место и прославляли святилище отличными дарами,

     3. так что и Селевк, царь Азии, давал из своих доходов на все издержки, потребные для жертвенного служения.

Книга Маккавеев II, 3:1-3.

     В дополнении к постоянным налогам и дарам царей Храм получал пожертвования богатых граждан. Некоторые люди, среди них Гиркан из семьи Товия, а также многие вдовы и сироты хранили в нем свои сбережения: благодаря своей святости Храм являлся самым надежным местом для этого. В этом Иерушалаимский Храм напоминает многие другие храмы античного мира, которые считались неприкосновенными, в том числе и для неограниченных правителей.

     Нарушение неприкосновенности, тем более нанесение какого-либо ущерба храму, считалось в античные времена одним из наиболее серьезных преступлений. Поэтому, цари и их наместники обычно старались воздерживаться от этого. Как мы увидим впоследствии, данный обычай был нарушен Селевкидами.

     Иерушалаим в веках, ч. 2, с. 108-110.